Решение по делу № 2а-795/2022 от 31.03.2022

Дело № 2а-795/2022

УИД № 47RS0014-01-2022-000586-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Приозерск                                                                      25 мая 2022 г.

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего Левичевой Н.С.

при секретаре ФИО2

с участием прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приозерского городского прокурора к администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбища, обязании принять меры,

установил:

Приозерский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбища, расположенного на территории <адрес> в <адрес>, в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями; обязании администрацию муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по организации на территории кладбища, расположенного на территории <адрес> в <адрес>, общественных туалетов, отвечающих санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.

В обоснование заявленных требований указано, что городской прокуратурой в марте 2022 года на основании задания прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере оказания ритуальных услуг, в том числе санитарных, гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию мест погребения на территории муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 53 СанПиН 2.1.3648-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 3, п. 2.4 Правил содержания мест погребения на территории муниципального образования, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 11 января 2022 г. № 7, территория кладбища, расположенного в <адрес>, не оснащена общественными туалетами, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экономическим требованиям. Несоблюдение администрацией муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-гигиенических требований к устройству и содержанию кладбищ, Правил содержания мест погребения нарушает социальные права граждан при его посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Непринятие мер по приведению территории кладбища в соответствие с требованиям законодательства, влечет нарушение санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших. (л.д. 3-6)

В судебном заседании прокурор ФИО3 требования поддержала.

Административный ответчик администрация муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В направленном в суд ходатайстве административный ответчик просит рассматривать дело в отсутствие представителя, установить срок исполнения предъявленных требований в 2023 году.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности <данные изъяты>" абз. 4 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014 г. № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 1 областного закона Ленинградской области от 7 февраля 2020 г. № 9-оз «О перераспределении полномочий в сфере погребения и похоронного дела между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям Правительства Ленинградской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в сфере погребения и похоронного дела: установление правил содержания мест погребения на территории муниципального образования, предусмотренное пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 января 2022 г. № 7 утверждены Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования, Порядок деятельности общественных кладбищ, Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ (находящихся в ведении органов местного самоуправления), Порядок деятельности крематориев.

Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования (далее – Правила) определяют единый порядок организации и функционирования мест погребения на территории Ленинградской области с учетом санитарных, природоохранных и градостроительных требований.

В соответствии с п. 1.3 указанных Правил размещение, устройство и содержание мест погребения осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Согласно подп. 3 п. 2.4 Правил места погребения должны быть оснащены общественными туалетами, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.

Санитарные требования к содержанию кладбищ закреплены в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3.

Требования СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно пункту 53 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.

Как следует из материалов дела, прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что территория кладбища, расположенного в <адрес>, не оснащена общественными туалетами, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экономическим требованиям. (л.д. 7)

Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются. (л.д. 17)

Поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Запорожского сельского поселения относится к вопросам местного значения поселения и полномочиям администрации сельского поселения, которая мер по надлежащему содержанию мест захоронения не принимает, суд приходит выводу, что администрацией поселения допущено бездействие, выразившееся в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбища, расположенного на территории <адрес> в <адрес>, в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями.

С учетом изложенного суд возлагает на администрацию сельского поселения обязанность принять меры по организации на территории кладбища, расположенного на территории <адрес> в <адрес>, общественных туалетов, отвечающих санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Приозерского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, выразившееся в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбища, расположенного на территории <адрес> в <адрес>, в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями.

Обязать администрацию муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по организации на территории кладбища, расположенного на территории <адрес> в <адрес>, общественных туалетов, отвечающих санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.

Судья                                                                              Н.С. Левичева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 8 июня 2022 г.

2а-795/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Приозерский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО Запорожское сельское поселение
Суд
Приозерский городской суд Ленинградской области
Судья
Левичева Надежда Сергеевна
Дело на сайте суда
priozersky.lo.sudrf.ru
31.03.2022Регистрация административного искового заявления
31.03.2022Передача материалов судье
05.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Подготовка дела (собеседование)
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2022Судебное заседание
08.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее