37RS0007-01-2024-002366-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кинешма
Ивановская область 16 сентября 2024 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Силиной О.А.,
при секретаре Кочеминой Н.В.,
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Ивановской области Скворцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» об обязании внести изменение в положение об оплате труда работников,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» об обязании внести изменение в положение об оплате труда работников. Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения в ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» прав медицинских работников, Кинешемской городской прокуратурой выявлены нарушения требований законодательства о труде в локальном акте учреждения, регламентирующем оплату труда медицинских работников. Порядок оплаты труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» определен положением об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», являющимся приложением №2 к коллективному договору; приложением №3 к Положению об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» определены порядок, условия и размеры установления выплат стимулирующего характера. Положением (п. 2.6) устанавливается порядок назначения премиальных выплат по итогам работы за отчетный период (месяц, квартал, год). Решение об установлении и сумме премиальных выплат всем работникам учреждения принимает руководитель учреждения.
Решение о премировании отдельных работников принимается по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения учреждения Комиссией по премированию и оформляется протоколом заседания Комиссии.
При решении вопроса о премировании учитываются: успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; объем медицинских документов, оформленных в РМИС; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности; бережное отношение к имуществу учреждения; выполнение непредвиденных работ; оперативность в исполнении поручений; отсутствие нарушения правил внутреннего трудового распорядка и охраны труда.
За 2023 год ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» не достигнуты показатели достижения средней заработной платы медицинских работников по категории врачей и младшего медицинского персонала. Распределение выплат по итогам работы необходимо оптимизировать с учетом необходимости достижения целевых показателей средней заработной платы всех медицинских работников. Учитывая изложенное, полагает, что п. 2.6 Положения об оплате труда работников противоречит нормами трудового законодательства, в связи с чем имеется возможность произвольного определения размера премирования, что может привести к дискриминации и нарушению конституционных прав работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ». Просит возложить на ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в положение об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» предусмотрев порядок определения размера премиальных выплат.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просит возложить на ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в положение об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», а именно: п. 2.6 дополнить абзацем 5 следующего содержания: «В протоколе заседания комиссии указываются приведенные ниже критерии».
В судебном заседании прокурор Скворцова А.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просит обязать ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения внести изменения в Положение об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», дополнить пункт 2.6 абзацем 5 следующего содержания: «В протоколе заседания комиссии указываются приведенные ниже критерии».
Представитель ответчика Ремнева Е.И. в судебном заседании пояснила, что иск признает. В последующие судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке.
Представитель ответчика Рудакова В.В. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке, просит о рассмотрении дела в ее отсутствии.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), с учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Выслушав помощника Кинешемского городского прокурора Ивановской области Скворцову А.В., представителя ответчика Ремневу Е.И., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 2, ст. 3, ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации запрещена дискриминация в сфере труда, в том числе при установлении и изменении условий оплаты труда. Пока не доказано иное, следует считать, что каждый работник в равной степени участвует своим трудом в достижении поставленных перед ним задач.
При выполнении работником установленных требований к количеству и качеству труда, при достижении показателей и соблюдении условий, необходимых для приобретения права на получение определенных системой оплаты труда денежных выплат, ему должно быть обеспечено справедливое вознаграждение за труд в размере, соответствующем затраченным им трудовым усилиям. Лишение же работника тех или иных денежных выплат, входящих в состав его заработной платы, вне связи с оценкой выполнения установленных действующим правовым регулированием требований (показателей, условий) противоречило бы вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, соразмерности, уважения человека труда и самого труда, а также приводило бы к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 19, ст. 37, ст. 55, ст. 75, ст. 75.1 Конституции Российской Федерации; абз.7 ст. 2 и абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 г. №32-П).
Оплата труда работника- это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 132 ТК РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 32 Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с необходимостью руководствоваться общими принципами формирования систем оплаты труда, положениями, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, предусмотренными разделами I - IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, рекомендуется использовать положения по формированию систем оплаты труда для федеральных государственных учреждений, изложенные в разделе V настоящих рекомендаций, обратив особое внимание при применении этих положений учреждениями на применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, для федеральных государственных учреждений с учетом положений, предусмотренных разделом V настоящих рекомендаций, и (или) требованиями, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 16 раздела V Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения первичной профсоюзной организации или по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов: объективность- размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда; предсказуемость- работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда; адекватность- вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда; своевременность- вознаграждение должно следовать за достижением результатов; прозрачность- правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
Судом установлено, что по результатам проверки соблюдения в ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» прав медицинских работников, проведенной Кинешемской городской прокуратурой, выявлены нарушения требований законодательства о труде в локальном акте учреждения, регламентирующем оплату труда медицинских работников. Порядок оплаты труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» определен положением об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ». Приложением № 3 к Положению об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» определены порядок, условия и размеры установления выплат стимулирующего характера. Положением (п. 2.6) устанавливается порядок назначения премиальных выплат по итогам работы за отчетный период (месяц, квартал, год).
Решение об установлении и сумме премиальных выплат всем работникам учреждения принимает руководитель учреждения.
Решение о премировании отдельных работников принимается по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения учреждения Комиссией по премированию и оформляется протоколом заседания Комиссии.
При решении вопроса о премировании учитываются: успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; объем медицинских документов, оформленных в РМИС; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности; бережное отношение к имуществу учреждения; выполнение непредвиденных работ; оперативность в исполнении поручений; отсутствие нарушения правил внутреннего трудового распорядка и охраны труда.
Однако по итогам 2023 года ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» не достигнуты показатели достижения средней заработной платы медицинских работников по категории врачей и младшего медицинского персонала.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, возложить на ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения внести изменения в Положение об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», дополнить пункт 2.6 абзацем 5 следующего содержания: «В протоколе заседания комиссии указываются приведенные ниже критерии». Суд полагает, что указанный срок для исполнения решения является достаточным, разумным, позволяющим исполнить возлагаемую обязанность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области удовлетворить.
Обязать ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» (ИНН 3703007051) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения внести изменения в Положение об оплате труда работников ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», дополнить пункт 2.6 абзацем 5 следующего содержания: «В протоколе заседания комиссии указываются приведенные ниже критерии».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Силина О.А.
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2024 года.