Решение по делу № 33-4160/2024 от 07.06.2024

Судья Житинский А. В.                                                                                                       № 33-4160/2024

         1-я инстанция № 2-111/2024

         86RS0003-01-2024-000074-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2024 года                                                               г. Ханты-Мансийск

     Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

     председательствующего судьи Гавриленко Е. В.

     судей Кармацкой Я.В., Сокоревой А. А.

     при секретаре (ФИО)4

     рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «Нижневартовская районная больница», Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности,

     по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Нижневартовского районного суда от 21 марта 2024 года.

     Заслушав доклад судьи Сокоревой А. А., объяснения прокурора Петрова И. С., судебная коллегия

установила:

     Прокурор Нижневартовского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» о возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» в ходе которого установлено, что в 2019 году проведено категорирование объекта БУ «Нижневартовская районная больница», филиал в (адрес) (фельдшерско-акушерский пункт), расположенного по адресу (адрес), по результатам которого объекту присвоена 4 категория опасности. При этом с 2019 года до настоящего времени указанный объект не соответствует требованиям к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, поскольку отсутствует охрана объекта, а также система видеонаблюдения. 22.12.2023 прокурором района в адрес БУ «Нижневартовская районная больница» внесено представление об устранении нарушений закона, однако, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, до настоящего времени указанный объект не соответствует требованиям к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, поскольку отсутствует охрана объекта, а также система видеонаблюдения. Учитывая, что Департамент здравоохранения ХМАО-Югры осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий, просил обязать БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» обеспечить объект: БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» филиал в (адрес) (фельдшерско-акушерский пункт), расположенный по адресу: (адрес), ХМАО-Югра, системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, в течение 4 месяцев с момента вступления в силу решения суда, обязать Департамент здравоохранения ХМАО-Югры обеспечить финансирование данных мероприятий в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

     Помощник прокурора Нижневартовского района в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

     Представитель ответчика БУ «Нижневартовская районная больница» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, в заявлении исковые требования признал и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

     Представитель ответчика Департамента Здравоохранения ХМАО-Югры в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

     Представитель третьего лица ФГКУ УВО ВНГ России по ХМАО-Югре в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

         Решением Нижневартовского районного суда от 21 марта 2024 года исковые требования прокурора Нижневартовского района удовлетворены. На бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округ–Югры «Нижневартовская районная больница» возложена обязанность по обеспечению объекта БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» филиал в (адрес) (фельдшерско-акушерский пункт), расположенного по адресу (адрес), ХМАО-Югра, системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее одного месяца, в течение четырёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. На Департамент здравоохранения ХМАО-Югры возложена обязанность обеспечить финансирование данных мероприятий в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

     В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит решение суда изменить, обязав Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа–Югры обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объекта: фельдшерско-акушерский пункт (адрес) БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница», расположенного по адресу: (адрес) системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее одного месяца до конца первого квартала 2025 года. БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» обеспечить объект системой видеонаблюдения в течение шести месяцев с момента выделения Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа–Югры денежных средств. Выражая несогласие с решением суда, полагает, что судом нарушены норма материального права. Ссылаясь на постановление Правительства ХМАО-Югра от 30.04.2014 № 154-п «О порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на очередной финансовый год и плановый период», отмечает, что Депздравом Югры заявка на выделение денежных средств для медицинской организации на антитеррористическую защищенность объектов будет направлена до 06.05.2024, но предоставление финансовых средства возможно только в 2025 году. Кроме того, закупки предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 (номер)-Фз «О контрактной системе и муниципальных нуждах», следовательно, медицинская организация сможет исполнить решение только после получения денежных средств, а также проведения процедуры закупки. Просит учесть, что (адрес) является труднодоступным населенным пунктом, в связи с чем, на доставку необходимого оборудования, специалистов и монтаж понадобится больше 4 месяцев, что делает решение неисполнимым.

     В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Нижневартовского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

     Прокурор Петров И. С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу.

         Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в связи с чем, судебная коллегия на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

         В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

     Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

     В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Уставу БУ «Нижневартовская районная больница», утвержденному Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры 22.11.2013, согласованному Департаментом здравоохранения ХМАО-Югры от 20.11.2013, учредителем БУ «Нижневартовская районная больница» является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, которое имеет филиал, в том числе, в селе Охтеурье по адресу: (адрес) (фельдшерско-акушерский пункт) (изменения в Устав от 2014 года).

     Целью учреждения является осуществление медицинской деятельности на территории, в том числе, в селе Охтеурье (пункт 2.1 Устава).

     Исходя из положений пункта 3..1. Устава, к полномочиям исполнительного органа власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в чьем ведении находится учреждения (Департамент здравоохранения ХМАО-Югры) относится формирование и утверждение государственного задания, осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания.

     Прокуратурой Нижневартовского района проведена проверка исполнения БУ «Нижневартовская районная больница» законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, в ходе которой установлено, что БУ «Нижневартовская районная больница» в 2019 году проведено категорирование объекта БУ «Нижневартовская районная больница» филиал в (адрес) (фельдшерско-акушерский пункт), расположенного по адресу (адрес), по результатам которого объекту присвоена 4 категория опасности. На основании раздела VIII паспорта безопасности на указанный объект, указанному Учреждению рекомендовано установить систему видеонаблюдения, обеспечить хранение видеозаписи не менее 30 суток.

     БУ «Нижневартовская районная больница» ежегодно направлялись письма в Департамент здравоохранения ХМАО-Югры о необходимости выделения дополнительного финансирования в целях приведения объекта в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения. Вместе с тем, денежные средства до Учреждения не доводились.

     По результатам проведенной проверки Прокуратурой Нижневартовского района в адрес главного врача БУ «Нижневартовская районная больница» 22.12.2023 внесено представление об устранении нарушений закона об антитеррористической защищенности на объекте здравоохранения, однако, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

     Разрешая возникший спор, исследовав обстоятельства по делу, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму", Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 01.07.2010 №118 «О Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа–Югры», исходя из того, что невыполнение требований к антитеррористической защищенности объекта свидетельствует о нарушении законодательства о противодействии терроризму, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, невозможность своевременного предупреждения и устранения последствий совершения террористического акта, противоречит охраняемым законом интересам общества и государства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности и законности заявленных исковых требований, наличии правовых оснований для их удовлетворения.

     Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, исследованных и оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

     Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

     Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.

     В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

     Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05 ноября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму в Российской Федерации является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, в том числе несовершеннолетних.

     Согласно названной Концепции противодействие терроризму, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

     В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

     Согласно подпунктам а, б пункта 4 и пункта 4 части 1 статьи 3 Закона N35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

     В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Закона N35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

     В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения медицинских организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

     Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 января 2017 года N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.

      Пунктом 15 Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

     В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ) (пп. «б», «е» п. 16пп. «б», «е» п. 16 указанных Требований).

     Согласно частям 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

     Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

     Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

         Положением о Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, утвержденным постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 01.07.2010 №118 «О Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа–Югры» предусмотрено, что Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий; в пределах своей компетенции организует и осуществляет мероприятия по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; по противодействию идеологии терроризма, в том числе при реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации; проведение категорирования объектов (территорий), используемых для осуществления полномочий в сфере охраны здоровья, правообладателем которых является Департамент, а также контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности указанных объектов (территорий) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 №8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

     Выявленные в ходе проверки нарушения требований действующего законодательства об антитеррористической направленности ответчиками не устранены. Указанное негативно влияет на обеспечение антитеррористической защищенности объекта от актов незаконного вмешательства.

     Террористический акт в медицинском учреждении может повлечь причинение крупного имущественного ущерба, дестабилизацию работы фельдшерско-акушерского пункта в (адрес), угрозу жизни и здоровья людей.

     Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все доказательства, собранные в ходе разрешения спора, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.

     Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости судебных актов ввиду недостаточности установленного судом срока исполнения с учетом предусмотренного порядка выделения бюджетных ассигнований, подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции устанавливая срок исполнения решения, исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика. Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в установленный судом срок не представлено.

     Приведенные в жалобе доводы о труднодоступности фельдшерско-акушерского пункта в (адрес), не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к существу рассматриваемого дела и правового значения для разрешения настоящего дела не имеют. Данные обстоятельства не влияют за законность и обоснованность принятого по делу акта.

     Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств, для указанных мероприятий предоставление финансовых средств возможно только в 2025 году, не влекут отмену принятого судебного акта, поскольку отсутствие финансовых средств на указанные цели не освобождает ответчика от исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, направленных на реализацию конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.

     Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, выводы представляются верными и мотивированными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, тогда как доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.

     Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

     Решение Нижневартовского районного суда от 21 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – без удовлетворения.

     Определение апелляционного суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3-х месяцев через суд первой инстанции.

     Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.07.2024.

Председательствующий                        Гаврилнко Е. В.

Судьи                                    Кармацкая Я.В.

Сокорева А. А.

33-4160/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Нижневартовского района
Ответчики
Бюджетное учреждение ХМАО-Югры Нижневартовская районная больница
Департамент здравоохранения ХМАО-Югры
Другие
ФГКУ УВО ВНГ России по ХМАО-Югре
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Сокорева Анна Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
07.06.2024Передача дела судье
02.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024Передано в экспедицию
02.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее