№2-1270/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2023 года
Батайский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Акименко Н.Н.,
при секретаре Пузенко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Ермоленко <данные изъяты>, Журавлева <данные изъяты>, Ермоленко <данные изъяты>, Ермоленко <данные изъяты> к Администрации <адрес> о признании жилого дома непригодным для проживания,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратились Ермоленко А.В., Журавлев Д.Д., Ермоленко С.А., Ермоленко А.О. с иском к Администрации <адрес> о признании жилого дома непригодным для проживания. В обоснование исковых требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ возникла чрезвычайная ситуация, вызванная крупным пожаром в городе Ростове-на-Дону. В результате пожара уничтожено принадлежащее истцам жилое помещение, расположенное по <адрес>. В соответствии с Постановлением города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № данный жилой дом признан непригодным для проживания. Истцы обратились в Департамент координации строительства о перспективе развития города Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Однако, ими был получен отказ в связи с тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости за истцами зарегистрировано право собственности на жилой дом по <адрес> площадью 48 кв.м.. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцам отказано в признании объекта незавершенного строительства, расположенного по <адрес> непригодным для проживания. В обоснование Постановления № представлено заключение об оценке соответствия помещения требованиям о признании помещения непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с заключением ООО <данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости не соответствуют действительности, так как объект недвижимого имущества фактически является объектом незавершенного строительства, степень готовности 52%, на момент исследования эксплуатация в виде жилого дома невозможна. Строение выполнено из шлакоблоков, отмостка отсутствует, дверной блок и крыльцо отсутствует, кровля отсутствует, коммуникации к зданию не подведены. Истцы приобрели право собственности на указанный объект на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Правопредшественник Майер А.К. зарегистрировал право собственности на спорный жилой дом в упрощённом порядке в соответствии с ч.3 ст. 25.3 ФЗ №2122-ФЗ на основании декларации об объекте недвижимого имущества, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию отсутствуют. Решением <данные изъяты> районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ дело № истцам было отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации города Ростова-на-Дону, Комиссии по рассмотрению заявлений граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара о признании права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья, обязании включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан получателей социальной выплаты на приобретение жилья. Апелляционным определением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № указано на необходимость истцам для защиты нарушенного права обратиться в суд с требованием о признании жилого помещения, расположенного по <адрес> непригодным для проживания, так как именно этот вопрос находится в неразрывной связи с правом истцов на получение социальной выплаты. В рамках досудебной подготовки истцами была проведена независимая экспертиза. Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>" установлено наличие основных повреждений жилого дома: трещины сквозные раскрытием до 24мм в количестве 6 шт. фундаментов и наружных стен с раскрытием на всю высоту здания; смещение фрагментов наружных стен из вертикальной плоскости и относительно друг друга по трещинам до 15 мм; сквозные просветы швов кладки; неравномерная толщина горизонтальных и вертикальных швов кладки; и т.д. Причинами образования данных повреждений являются недостаточная глубина заложения фундаментов (27 см), что менее нормативной глубины промерзания грунта, не соответствует требованиям 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений; фундамент не обеспечивает необходимую равномерность осадок оснований под элементами дома, не соответствует п. 6.3. и 6.6 СП 55.13330.2016, СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87" и СП 63.13330.2018 "Бетонные и железобетонные конструкции; недостаточность несущей способности фундаментов; наружные стены не выполнены в соответствии с требованиями СП 15.13330.2020 «Каменные и армокаменные конструкции", не выдержана толщина швов, неполное заполнение швов, в т.ч. сквозные просветы, недостаточная несущая способность. Повреждения фундамента и наружных стен жилого дома литер А являются следствием конструктивных недостатков при возведении здания (низкая несущая способность, недостаточная глубина заложения фундамента), не являются следствием его эксплуатации. Данные дефекты были заложены на стадии строительства здания, имели место сразу после возведения фундамента и стали причиной образования трещин. В связи с чем, дефекты имели место на момент ДД.ММ.ГГГГг. Указанные дефекты не являются следствием незавершённости строительства здания, не могут быть устранены путем окончания строительства. Поскольку вышеуказанные дефекты, повреждения и несоответствия действующим нормам обусловлены конструктивными и архитектурно-планировочными недостатками здания, возникшими в момент его возведения, жилой дом литер А по <адрес> являлся непригодным к проживанию и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Приведение жилого дома в состояние пригодное к проживанию невозможно путем окончания строительства, требует разработки мероприятий по замене несущих и ограждающих конструкций.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просят признать жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> непригодным для постоянного проживания.
Истцы Ермоленко А.В., Журавлев Д.Д., Ермоленко С.А., Ермоленко А.О. в судебное заседание не явились, уведомлялись судом о дне и времени рассмотрения дела. В судебное заседание явился представитель истца Ермоленко А.В. по доверенности Колотова Н.В., которая заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлялся судом о дне и времени рассмотрения дела, возражения по исковым требованиям в суд не направил.
В судебное заседание явился представитель третьего лица Администрации города Ростова-на-Дону по доверенности Барбарук Н.В., возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица - представитель УЖКХ <адрес>, представитель Комитета по управлению имуществом <адрес>, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, Майер А.К., представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону, представитель Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, уведомлялись судом о дне и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующим выводам.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее также - Правила; здесь и далее название и нормы Правил приведены в редакции, действовавшей на момент обращения истцов за мерами социальной поддержки).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 Правил утраченные жилые помещения - это жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо утрачены (разрушены).
В пункте 5 Правил перечислены цели, на которые предоставляются трансферты, среди них - предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.
В пункте 6 Правил указаны категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия, предусмотренные этими правилами.
В частности, мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подпункт "а" пункта 6 Правил).
Пунктом 8 Правил определено, что мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Областным законом Ростовской области от 06.12.2017 № 1245-ЗС "О наделении органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону государственными полномочиями Ростовской области в сфере социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону" исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Ростов-на-Дону" (местная администрация) на неограниченный срок наделен государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, в виде единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (государственные полномочия).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Областным законом от 06.12.2017 N 1245-ЗС "О наделении органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону государственными полномочиями Ростовской области в сфере социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону", в целях реализации переданных государственных полномочий Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки гражданам; пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.12.2017 г. № 1254 утверждено Положение об условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону (Положение).
В соответствий с п. 2.2 Положения социальная выплата предоставляется гражданам, постоянно проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в результате чрезвычайной ситуации в установленном порядке непригодным для проживания.
Факт постоянного проживания подтверждается регистрацией гражданина по месту жительства в указанном жилом помещении либо судебным постановлением об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, в том числе в целях получения материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Согласно п. 2.3 Положения социальная выплата предоставляется гражданам, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения, при отсутствии у них, а также у членов их семьи определенных в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Обстоятельства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, должны иметь место в период со дня введения режима чрезвычайной ситуации по день принятия правового акта Администрации города Ростова-на-Дону, указанного в пункте 3.3 настоящего Положения.
В силу п. 2.4 Положения социальная выплата предоставляется каждой отдельной семье на основании заявления о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению N 4 к постановлению (заявление), подаваемого одним из членов семьи, в котором должны быть указаны все члены его семьи в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения.
В соответствии с п. 1.3 Положения решение о соответствии граждан условиям предоставления мер социальной поддержки принимается комиссией по рассмотрению заявлении граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону, на получение мер социальной поддержки (комиссия).
В соответствии с пунктами 2.2 - 2.4, 4.8 постановления Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № при принятии решения Комиссия признает имеющие значение для рассмотрения заявления обстоятельства подтвержденными либо не подтвержденными исходя из представленных документов о регистрации граждан по месту жительства, о составе семьи, о наличии иных жилых помещений в собственности или в пользовании на ином праве, а в случае их отсутствия - на основании судебного постановления об установлении соответствующего факта.
По результатам рассмотрения заявлений граждан комиссией принимается протокол о включении граждан в списки на предоставление мер социальной поддержки или об отказе. На основании положительного решения комиссии выносится Постановление Администрации города Ростова-на-Дону "О пофамильном распределении бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону".
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону произошел пожар, в результате которого жилые дома и хозяйственные постройки на территориях <данные изъяты> и <данные изъяты> районов города Ростова-на-Дону были уничтожены, в том числе, квартира № доме <адрес>.
Данный факт подтверждается решением <данные изъяты> районного суда города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Решением был также установлен факт постоянного проживания Ермоленко А.О., Журавлева Д.Д. в жилом помещении по <адрес> на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ.
Ермоленко А.О. обратилась в Комиссию по рассмотрению заявлений граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону, на получение мер социальной поддержки с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на состав семьи из 4-х человек: Ермоленко А.О., Ермоленко А.В., Журавлев Д.Д., Ермоленко С.А.
При рассмотрении заявления Ермоленко А.О. Комиссией было установлено, что у истцов на момент введения режима чрезвычайной ситуации имелся на праве собственности жилой дом общей площадью 48 кв.м., расположенный по <адрес>. Данный факт истцами не оспаривается.
Установив данное обстоятельство, комиссия постановила решение, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, о несоответствии заявителя условиям предоставления мер социальной поддержки.
Отказ Комиссии о включении истцов в списки на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону, утвержденного Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №, основан на том утверждении, что истцы не отвечают условиям предоставления меры социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья, определенным названным Положением.
Как отмечалось выше, в силу 2.3. Постановления Администрации г. Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Ростове-на-Дону" социальная выплата предоставляется гражданам, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения, при отсутствии у них, а также у членов их семьи определенных в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Обстоятельства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, должны иметь место в период со дня введения режима чрезвычайной ситуации по день принятия правового акта Администрации города Ростова-на-Дону, указанного в пункте 3.3 настоящего Положения.
Таким образом, истцам для получения права на получении социальной
выплаты необходимо представить достоверные сведения, что на
день введения режима чрезвычайной ситуации отсутствовали пригодные
для проживания жилые помещения, занимаемых ми по договорам
социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда
социального использования и (или) принадлежащих им на праве
собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В пункте 2 Положения указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение распространяется, в том числе, и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) названного Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
На основании пункта 52 Положения, решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Межведомственной комиссии <адрес> было составлено заключение № об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, согласно которому жилой дом по указанному адресу фактически является объектом незавершенного строительства, степень готовности которого составляет 52 %, на момент проведения обследования эксплуатация объекта в качестве жилого дома невозможна.
Собственникам жилого дома рекомендовано завершить строительство
вышеназванного объекта в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Понятие жилого помещения приведено в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, одним из критериев отнесения помещения, в том числе части дома, квартиры, части квартиры, к жилым является его пригодность для постоянного проживания граждан. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (далее также - Положение).
Так, в числе оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания согласно пункту 33 названного положения является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В ходе рассмотрения дела на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено специалистам ООО <данные изъяты>".
В соответствии с заключением ООО <данные изъяты>" № от ДД.ММ.ГГГГ исходя из архитектурно-планировочного решения спорный жилой дом не обладает признаками индивидуального жилого дома. Глубина заложения фундамента не соответствует строительным требованиям. Отсутствует отмостка и горизонтальная гидроизоляция. Несущие и ограждающие конструкции находятся в аварийном состоянии, характеризующимся в соответствии с СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и об опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). Объект незавершенного строительства не соответствует требованиям, предъявляемым к надежности и безопасности, установленным п.2 ст.5 "Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации требованиям настоящего Федерального закона". Как указано в заключении, причиной образования имеющихся дефектов и деформаций объекта незавершенного строительством литер А является неравномерная повсеместная осадка основания фундамента и перекос стен, возникшие в результате возведения здания без соблюдения требований строительных правил, предъявляемых к зданиям одноквартирных жилых домов.
Те же обстоятельства технического состояния жилого дома подтверждаются заключением ООО "<данные изъяты>" № от ДД.ММ.ГГГГ, представленным истцом в обоснование исковых требований.
Учитывая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что техническое состояние основных конструктивных элементов (фундамента, наружных стен, перекрытий, крыши) не оконченного строительством жилого дома истцов обуславливает их отнесение к категории недопустимого и аварийного технического состояния. При дальнейшей эксплуатации сохраняется опасность разрушения, а также угроза утраты работоспособности, отказа основных конструкций или отдельных элементов, то есть существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. С учетом изложенного, имеются основания для признания не оконченного строительством жилого дома в целом аварийным, а также не пригодным к проживанию. Эксплуатация жилого дома с учетом возможности доведения строительства до завершения не представляется возможной, так как изначально строительство жилого дома велось без соблюдения строительных правил, предъявляемых к зданиям одноквартирных жилых домов, на всех этапах строительства, в результате чего конструктивные элементы строящегося объекта не обеспечивают надежность и долговечность строящегося здания, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела заявлено о применении срока исковой давности.
Как усматривается из текста искового заявления, предъявленные истцами требования сводятся к признанию за ними права на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации.
Таким образом, фактически имеет место спор о праве, связанный с проверкой законности и обоснованности принятия решений о признании жилого помещения, расположенного по <адрес>, пригодным для проживания.
Так как в данном случае, имеет место спор о праве, то применяются нормы права, регламентирующие порядок применения срока исковой давности.
Так, ст. 196 ГК РФ установлен срок исковой давности равный трем годам.
Как видно из обстоятельств дела, решением межведомственной комиссии жилой дом истцов признан непригодным для проживания и подлежащим реконструкции (доведению до окончания строительства).
Между тем, в пункте 47 Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции приведен исчерпывающий перечень возможных решений, принимаемых межведомственной комиссией по результатам обследования жилых помещений и домов (одно из следующих решений): либо о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке либо о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности принятия межведомственной комиссией одновременно в отношении одного и того же обследуемого жилого помещения решения о признании помещения непригодным для проживания и признания помещения подлежащим реконструкции.
Кроме того, межведомственная комиссия обязана привести соответствующее технико-экономическое обоснование, которое в решении межведомственной комиссии <адрес> отсутствует.
Выводы указанной комиссии, изложенные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат заключению судебного эксперта ООО <данные изъяты>". Согласно исследованному судом заключению судебного эксперта, жилой дом истцов находится в аварийном состоянии и непригодны для проживания по техническим требованиям. Эксперты допустили реконструкцию жилого дома путем полного сноса с возведением нового строения.
Как видно из материалов дела, истцы начиная ДД.ММ.ГГГГ принимали меры по защите своих прав на жилище, с указанной целью неоднократно обращалась в судебные органы, предпринимали действия по защите нарушенных прав.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что истцы совершали действия, направленные на защиту нарушенных жилищных прав, а потому утверждение о пропуске истцом установленного ст.196 ГК РФ срока на обращение в суд без уважительной причины, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции на момент разрешения спора) установлено, что эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
Поскольку заключение эксперта ООО <данные изъяты>" было получено по ходатайству истцов, является необходимым для подтверждения заявленных исковых требований, суд полагает отнести данные издержки на ответчика Администрацию <адрес> применительно к распределению судебных расходов между сторонами в соответствии с правилами части 1 ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Ермоленко <данные изъяты>, Журавлева <данные изъяты>, Ермоленко <данные изъяты>, Ермоленко <данные изъяты> к Администрации <адрес> о признании жилого дома непригодным для проживания.
Признать жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> непригодным для постоянного проживания.
Взыскать с Администрации <адрес> в пользу ООО <данные изъяты>" расходы на экспертизу в размере 56 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2023 года