РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Ермаковское 06 февраля 2023 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Максиян О.Г.,
при секретаре Худоноговой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шаугеновой Светланы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о восстановлении права на получение государственной выплаты материнского (семейного) капитала,
УСТАНОВИЛ:
Шаугенова С.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о восстановлении права на получение государственной выплаты материнского (семейного) капитала.
Требования мотивированы тем, что 07.04.2010 года истцу УПФР в Ермаковском районе Красноярского края выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка. 08.04.2015 года между истцом и ФИО4 был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с использованием средств материнского капитала. ОПФ РФ по Красноярскому краю удовлетворил её заявление о распоряжении средствами материнского капитала, 01.06.2015 года перечислил денежные средства в сумме 438160,46 рублей продавцу ФИО4 После этого, не оформив жилое помещение в общую долевую собственность детей и супруга, истец продала вышеуказанную квартиру. Решением Ермаковского районного суда от 31.08.2017 года в истца в пользу ОПФ РФ по Красноярскому краю взысканы денежные средства в размере 438160,46 рублей, поскольку истец использовала средства материнского капитала не в установленных законом целях. Решение суда истцом исполнено в полном объеме, средства материнского капитала возвращены в федеральный бюджет в лице ОПФ РФ по Красноярскому краю. Просит восстановить право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 26.12.20006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей».
Определением суда от 06 февраля 2022 года произведена замена ответчика Государственного Учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
В судебное заседание истец Шаугенова С.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, указав, что настаивает на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, направил письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица ОСП по Ермаковскому району ГУФССП по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса и вынести решение.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает, в том числе, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении (удочерении) вступило в законную силу начиная с 01 января 2007 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании решения УПФР в Ермаковском районе Красноярского края от 07.04.2010 года, Шаугеновой С.Н. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-3 №.
Сертификат является именным документом, подтверждающим право истца на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Из содержания Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ следует, что перечисленные выше дополнительные меры государственной поддержки предоставляются один раз.
На основании заявления Шаугеновой С.Н., решением УПФР в Ермаковском районе Красноярского края от 24.12.2010 года произведена единовременная выплата за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 12 000 рублей.
08 апреля 2015 года между Шаугеновой С.Н. и ФИО4 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решением УПФР в Ермаковском районе Красноярского края от 13.05.2015 года, заявление Шаугеновой С.Н. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения удовлетворено.
01 июня 2015 года денежные средства в сумме 438160,46 рублей, за счет средств материнского (семейного) капитала, УПФР в Ермаковском районе Красноярского края в соответствии с выпиской из выплатного дела Шаугеновой С.Н., перечислены на расчетный счет ФИО4
Решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 31 августа 2017 года, вступившим в законную силу 27.10.2017 года, с Шаугеновой С.Н, в пользу ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю взыскано неосновательное обогащение в размере 438160,46 рублей.
На основании решения суда от 31.08.2017 года, в ОСП по Ермаковскому району 20.02.2021 года было возбуждено исполнительное производство №-ИП, о взыскании с Шаугеновой в пользу ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю денежных средств в размере 438160,46 рублей.
26 мая 2022 года исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с полным исполнением требований исполнительного документа.
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в ч. 4 ст. 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 вышеприведенного федерального закона размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 51 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 марта 2014 года N 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки" предусмотрено, что ранее закрытое дело восстанавливается в случаях: возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала; обращения лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, в территориальный орган ПФР с документом, подтверждающим восстановление его в родительских правах (погашение (снятие) с него судимости) - до принятия решения по заявлению о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отца детей, детей или его (их) представителей; получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно правовой позиции, отраженной в п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
В силу ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.
Учету в финансовой части индивидуального лицевого счета владельца сертификата подлежат денежные средства материнского (семейного) капитала, возвращенные в бюджет лицом, на счет которого они были перечислены. Если денежные средства возвращены не полностью, учету на лицевом счете подлежит только сумма фактически возвращенных средств. Таким образом, восстановленное право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано владельцем сертификата только в объеме возвращенных в бюджет средств материнского (семейного) капитала, выплаченных ранее.
Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в соответствующие бюджеты, поскольку данная сумма выделяется конкретному лицу и носит именной характер.
Средства материнского (семейного) капитала в размере 438160,46 рублей возвращены Шаугеновой С.Н. в ОСФР по Красноярскому краю и учтены на отдельной части лицевого счета, что подтверждается решениями об учете возвращенных средств материнского (семейного) капитала.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец не утратила право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку данное право она не реализовала, жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила. Таким образом, истец имеет право на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения средств государственного и регионального материнского капитала.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шаугеновой Светланы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о восстановлении права на получение государственной выплаты материнского (семейного) капитала, удовлетворить.
Восстановить Шаугеновой Светлане Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт 9505 №, выданный Отделом внутренних дел <адрес> Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 192-002, право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей», в сумме 438160 рублей 46 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ермаковский районный Красноярского края суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Максиян
Резолютивная часть решения оглашена 06 февраля 2023 года.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 13 февраля 2023 года.