Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«14» октября 2024 года дело № 2-3671/2024
г. Ростов-на-Дону УИД № 61RS0005-01-2024-005913-98
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Черняковой К.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лебедевой В.В., при участии:
Помощника прокурора <...> Неговора Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <...> к Муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» <...> об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
<...> (далее – Прокурор, истец) обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» <...> (далее - МКУ «УЖКХ» <...>, ответчик), об обязании совершить действия. В обоснование заявленных требований указал на то, что <...> проведена проверка соблюдения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе при реализации Национального проекта «Жилье и городская среда». На основании постановления администрации города от 14.08.2015 № жилой многоквартирный <...> лит. А на <...> в <...> признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку в настоящее время меры по ограничению доступа к аварийному многоквартирному дому и его сносу не приняты, истец просил суд 1) обязать МКУ «УЖКХ» <...> принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание по адресу: Ростов-на-Дону, <...> путем установки защитного ограждения в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», утвержденного приказом Госстандарта от ... г. №-ст., 2) обязать МКУ «УЖХК» <...> в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Представитель истца помощник прокурора <...> Неговора Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражал против более длительного срока исполнения решения суда.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении, рассмотрении в отсутствие не заявлял.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом установлено, что Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе при реализации Национального проекта «Жилье и городская среда».
В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 №569 (далее - Программа), муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройство города Ростова-на-Дону», утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.12.2018 № 1379, Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону проводятся мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе при финансовой поддержке за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Основанием для принятия Программы является Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Общий объем финансирования по этапу 2022-2023 составляет 2 261 525 717, 81 руб., в том числе 2 171 302 745, 82 руб. средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках 5 этапа Программы в 2023 году подлежали расселению 5 домов.
На основании постановления администрации города от 14.08.2015 № 720 жилой многоквартирный дом № 6/1 лит. А на ул. Ларина в г. Ростове-на-Дону (далее - МКД) признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что собственниками жилых помещений МКД в установленный срок не произведен его снос, МКД и земельный участок изъяты для муниципальных нужд в связи с признанием МКД аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации города от 23.07.2020 № 693. МКД расселен.
В нарушение ч. 10 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 2.4.22, 2.4.16, 5.2.1, 5.2.13 Устава МКУ «УЖКХ» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону действия по сносу данного дома органами местного самоуправления района, меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, не принимаются.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Регламент) при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
В соответствии с п. 2.4.22 Устава МКУ «УЖКХ» Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, в исчерпывающий перечень основных видов деятельности МКУ входит снос аварийного жилищного фонда.
Таким образом, снос расселенных аварийных домов на территории района, изъятых администрацией г. Ростова-на-Дону для муниципальных нужд, является обязанностью МКУ.
Более того, указанный факт также влечет нарушение требований Федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», так как прилегающая к дому территория становится местом образования несанкционированных свалок.
В настоящее время полномочия собственника органами местного самоуправления района не реализованы, меры к сносу аварийного объекта не приняты, пустующий, разрушающийся дом не демонтирован.
Кроме того, должностными лицами органов местного самоуправления не принимаются меры по предупреждению причинение вреда населению и окружающей среде, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание в период, когда оно не эксплуатируются. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Проверкой установлено, что здание по указанному адресу в настоящее время не используется, находится в заброшенном, полуразрушенном состоянии, что представляет собой угрозу обрушения остатков строительных конструкций. Территория не огорожена, что может повлечь нарушение прав как рядом проживающих граждан, так и лиц, проходящих мимо здания.
В нарушение требований ст. 37 Регламента, меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, не приняты.
Приказом Госстандарта от 18.08.2020 № 504-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 58967-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия, (далее - ГОСТ Р 58967-2020), разделом 1 которого определено, что настоящий стандарт распространяется на инвентарные ограждения, предназначенные для выделения территорий строительных площадок, участков производства строительно-монтажных работ, земляных работ, технического обслуживания, ремонта, реконструкции, демонтажа и сноса зданий и сооружений.
ГОСТ Р 58967-2020 предусмотрены технические требования и характеристики к возводимой ограждающей конструкции.
Разделом 5 ГОСТ Р 58967-2020 определено, что ограждения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и рабочей документации изготовителя, должны быть сборно-разборными с унифицированными элементами, соединениями и деталями крепления, иметь определенную высоту панелей, а также длину панелей (не более 4,0 м). Защитно-охранные и защитные ограждения обязательно должны иметь козырьки для защиты людей от падающих предметов с высоты, которые должны быть изготовлены в виде отдельных панелей прямоугольной формы: при вероятности падения предметов с высоты; расстоянии от места проведения работ до ограждения менее 2,0 м или высоте рабочего горизонта более 4,0 м или более половины расстояния от рабочего места до ограждения.
По результатам проведенной проверки, ранее прокуратурой района 26.07.2024 в адрес МКУ «УЖКХ» Октябрьского района г.Ростова-на-Дону внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, до настоящего времени полномочия не реализованы, меры по ограничению доступа к аварийному МКД и его сносу не приняты.
Дом представляет угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку может разрушиться в любой момент. Доступ к нему неограничен, что является недопустимым.
Непригодный для проживания дом ухудшает внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в не снесенные аварийные жилые дома не исключает возможностью совершения правонарушений в данных помещениях, в т.ч. поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.
Таким образом, не проведение МКУ «УЖКХ» <...> мероприятий по ограждению и ликвидации аварийного жилищного фонда нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, как постоянно проживающих в соседних многоквартирных домах, так и иных граждан, находящихся в непосредственной близости от аварийных домов.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд считает, что требования истца являются законными и обоснованными, и, соответственно, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <...> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <...> ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░-░░-░░░░, <...> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 58967-2020 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ... ░. №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <...> ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░