Решение по делу № 33-1248/2024 (33-12552/2023;) от 18.12.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1248/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Лобанова Г.Б.

(2-1687/2023) УИД 91RS0009-01-2023-002265-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    23 января 2024 года                                                                    г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Бойко З.А.,Курской А.Г.
при секретаре ФИО9

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным решение Отдела установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение воинской службы в рядах Советской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение службы в МВД Мордовской АССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы на должности директора Совместного предприятия в форме Общества с ограниченной ответственностью «Южный Крест» и назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости. Оспариваемым решением ему было отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21. В подсчет страхового стажа и ИПК не были учтены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – поскольку печать при увольнении не читаема в связи с бледностью оттиска печати, отсутствует справка о периодах прохождения службы в МВД Мордовской АССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – не принят в связи с отсутствием документов об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, а также в связи с отсутствием факта постоянного проживания заявителя на территории Республики Крым и <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Период воинской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был учтен по военному билету в связи с несоответствием даты рождения паспортным данным истца. Истец считает решение об отказе в назначении ему пенсии по старости незаконным ввиду чего и обратился в суд.

Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ из числа ответчиков исключен Отдел установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от           ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО1 удовлетворен частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии ФИО3 На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в трудовой стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение воинской службы в рядах Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение службы в МВД Мордовской АССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы на должности директора Совместного предприятия в форме ООО «Южный Крест» и назначить страховую пенсию по старости с даты возникновения права в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Апеллянт считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, нарушающим его права и интересы, полагает, что судом необоснованно включены в страховой стаж спорные периоды работы.

Автор жалобы указывает, что предоставленные истцом в суд документы: архивная справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, копия личной карточки денежного довольствия, справка о периоде службы от ДД.ММ.ГГГГ, аттестат от ДД.ММ.ГГГГ при обращении с заявлением о назначении пенсии в ГУ – ОПФР по РК истцом не предоставлялись, пенсионным органом надлежащая правовая оценка данным документам не давалась.

Период службы по призыву не был учтен по военному билету, поскольку в дате рождения имелось расхождение с паспортными данными заявителя. Справка военкомата о периоде службы либо решение суда об установлении юридического факта принадлежности военного билета в трехмесячный срок заявителем предоставлены не были.

Также представитель ответчика указывает, что истец уже являлся гражданином Российской Федерации по состоянию на 18.03.2014, приобрел гражданство Российской Федерации не на основании Федерального закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ, в связи с чем к нему не могут быть применены положения Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ.

Решение суда в неудовлетворенной части истец не обжалует.

Истец и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав судью-докладчика, пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 118-120).

Решением ГУ – Управление ПФР в <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГ (в направленной истцу копии указан ) истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 17, 113).

В страховой стаж истца не были учтены периоды деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку печать при увольнении не читаема в связи с бледностью оттиска печати, отсутствует справка о периодах прохождения службы в МВД Мордовской АССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен в связи с отсутствием документов об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, а также в связи с отсутствием факта постоянного проживания заявителя на территории Республики Крым и                  <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; период воинской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен по военному билету в связи с несоответствием даты рождения, указанной в военном билете – ДД.ММ.ГГГГ паспортным данным заявителя – ДД.ММ.ГГГГ.

По расчету пенсионного органа суммарный стаж заявителя составил 11 лет 1 день, ИПК – 8,210, указано, что при условии подтверждения неучтенных периодов работы страховой стаж истца составит 22 года                    11 месяцев 03 дня, ИПК – 17,289, что недостаточно для назначения пенсии.

Согласно трудовой книжке серии АТ-I , заведенной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержащей сведения о спорных периодах, ДД.ММ.ГГГГ истец принят временно электросварщиком в цех металлоконструкций Саранского экскаваторного завода, ДД.ММ.ГГГГ уволен с завода в связи с призывом в Советскую армию, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Советской армии, выдан военный билет НП , ДД.ММ.ГГГГ истец поступил на службу в МВД Мордовской АССР, где служил непрерывно до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность директора Совместного предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью «Южный Крест», ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника (л.д. 8-10).

В качестве подтверждения периода прохождения военной службы истец предоставил военный билет серии НП , выданный на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором указано, что он призван на действительную военную службу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уволен из Вооруженных сил, основная гражданская специальность - электросварщик (л.д. 11-15). Аналогичные сведения содержатся в учетно-послужной карточке к военному билету (л.д. 16).

Также истцом были предоставлены суду справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФКУ «Военный комиссариат <адрес> Республики Мордовия» (муниципальный) Министерства обороны Российской Федерации, о том, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основания выдачи справки: учетная карточка к военному билету НП (л.д. 18), и архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», из которой следует, что в книге алфавитного учета личного состава сержантов и солдат войсковой части полевая почта 6037ДД.ММ.ГГГГ значится: топогеодезист, рядовой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (месяц – так в документе), призван в армию ДД.ММ.ГГГГ Ичалковским РВК Мордовской АССР, военный билет ; в приказе командира войсковой части полевая почта 60375 от ДД.ММ.ГГГГ значится: §3. нижепоименованных военнослужащих выслуживших установленный законом срок действительной военной службы, уволить в запас, с ДД.ММ.ГГГГ исключить из списков личного состава части и направить по общественному призыву в <адрес>: 1. оператора-топогеодезиста 3 САБ рядового ФИО1 (л.д. 51).

Принимая решение, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца и о наличии правовых оснований для их частичного удовлетворения.

Судебная коллегия не может в полной мере согласится с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

Таким образом, в судебном порядке могут быть установлены факты принадлежности правоустанавливающих документов, при этом, указанной процессуальной нормой установлен императивный запрет на установление такого факта в отношении, в частности, воинских документов, к которым относится и военный билет.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Переходными положениями, закрепленными ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляет 6 лет и, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины 30 (ч. 3 ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ). При этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Применительно к истцу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на страховую пенсию по старости возникает по достижении возраста 61,5 лет в 2021 году при наличии не менее 12 лет страхового стажа и величины ИПК – не менее 21 балла.

Как установлено ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как регламентировано ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Исходя из положений ч. 10 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» при определении суммарного ИПК, определяющего право на пенсию за периоды, имевшие место до 01.01.2015, учитываются пенсионные коэффициенты за каждый календарный год. Соответственно, каждый календарный год страхового стажа увеличивает суммарный ИПК и влияет на пенсионные права граждан.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период военной службы истца подтверждается военным билетом серии НП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-15) и справками (л.д. 18, 51). Несмотря на то, что архивные справки не были предметом оценки пенсионного органа, поскольку были получены истцом после принятия решения об отказе в назначении пенсии, данный период подлежит учету в страховой стаж истца ввиду того, что сведения о периоде прохождения воинской службы отражены в трудовой книжке истца, в том числе со ссылкой на предоставленный истцом военный билет, что не препятствовало включению пенсионным органом периода службы истца по призыву на основании совокупности предоставленных документов. При этом, в нарушение норм действующего законодательства, пенсионным органом не было принято своевременных и достаточных мер, направленных на оказание истцу содействия в получении необходимых документов, равно как и не была разъяснена необходимость предоставления документов, подтверждающих период прохождения срочной военной службы, что подтверждается уведомлением от 14.12.2021               (л.д. 121-122), не содержащим указания на необходимость предоставления документов, подтверждающих период срочной военной службы, и не предоставлении истцу соответствующих разъяснений, что лишило истца возможности своевременного подтверждения указанного периода, подлежащего включению в страховой стаж, в установленный срок, в связи с чем судебной коллегией отклоняется за необоснованностью довод апелляционной жалобы о том, что вышеуказанные справки не были предметом оценки пенсионного органа.

Проанализировав и оценив предоставленные истцом документы в их совокупности суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для включения в стаж истца периода прохождения воинской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований истца о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Так, порядок подсчета и подтверждения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 (Правила).

Согласно пунктам 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (п. 10 Правил). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

Порядок заполнения трудовых книжек на дату заполнения трудовой книжки истца регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N162.

Как определено пунктами 2.10, 2.11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановление Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении.

После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений.

Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.

Согласно п.п. 2.3., 2.5., 2.7., 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17           (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п. 6, 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п. 22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решение ответчика о невозможности включить в страховой стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду выцветания оттиска печати, заверяющей запись, и отсутствия справки, подтверждающей этот период, являются несостоятельным, поскольку трудовая книжка истца содержит последовательные сведения о приеме на работу, переводе и увольнении, все записи в трудовой книжке заверены оттисками печатей предприятий и подписями уполномоченных должностных лиц. Указанные записи, в том числе запись о спорном периоде работы, не признаны недействительными, правомерность их внесения сомнений не вызывает.

Таким образом, при разрешении вопроса о назначении истцу пенсии ответчик должен был руководствоваться сведениями, внесенными в трудовую книжку.

По мнению судебной коллегии, нечитаемость оттиска печати ввиду его выцветания по прошествии значительного промежутка времени не является основанием для исключения данного периода из подсчета стажа истца, поскольку не препятствовало установлению сведений о данном периоде работы, не свидетельствует о том, что истец в указанный период не работал и не может умалять объема пенсионных прав истца, который в силу приведенного правового регулирования не несет ответственности за порядок заполнения трудовой книжки.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что указанный период работы подтверждается архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-22) и копиями личных карточек денежного довольствия за 1983-1988 гг., выданными МВД по <адрес> (л.д. 23-26).

При этом, судебная коллегия находит необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии основания для включения в страховой стаж истца периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначения истцу страховой пенсии по старости, исходя из следующего.

Часть первая статьи четвертой Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ устанавливает, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Из трудовой книжки серии АТ-I от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности директора Совместного предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью «Южный Крест» (<адрес> АР Крым) (л.д. 8-11).

Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено выпиской из индивидуального лицевого счета (л.д. 125-126).

Согласно выписке из ИЛС застрахованного лица страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не уплачены.

Истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - на момент принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации - являлся гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, серии 8905 , выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> (л.д. 7).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории государства-участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден документами компетентных органов соответствующего государства. Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является неверным, не основанным на предоставленных доказательствах.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 208-ФЗ), содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, и позволяющие приравнять периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, имевшие место на территории Украины по 18.03.2014 включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших в установленном порядке факт своего проживания на территории Республики Крым или города Севастополя по состоянию на 18.03.2014.

В свою очередь, на истца, являвшегося на указанную дату гражданином Российской Федерации в силу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ в полной мере распространяются положения законодательства Российской Федерации без учета указанных особенностей.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона 208-ФЗ подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014 является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Согласно части 2 статьи 11 Закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона N 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года) (действовало на дату обращения истца за назначением пенсии и денонсировано с 01.01.2023).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

При назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.

Судебная коллегия руководствуется положениями статей Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 11 Правил от N 1015, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014, положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и приходит к выводу о том, что истец на момент принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации являлся гражданином Российской Федерации, зарегистрированным и постоянно проживающим на территории Республики Крым гражданином Украины или лицом без гражданства не являлся, в связи с чем факт его постоянного проживания по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым юридических последствий в виде возможности учета стажа на территории Украины и Республики Крым без подтверждения уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины для истца не влечет, поскольку при назначении страховой пенсии по старости к истцу не подлежат применению положения Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Допустимых доказательств, подтверждающих факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение за периоды трудовой деятельности истца на территории государства Украины, не представлено. Учитывая, что в страховой стаж периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению только при уплате страховых взносов, в то время как такие обстоятельства не установлены, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж истца периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из положений ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и предоставленный по запросу суда апелляционной инстанции предварительный расчет стажа и ИПК истца, согласно которому страховой стаж для определения права составил 20 лет 4 месяца 18 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент 17,289, что является недостаточным для установления истцу страховой пенсии по старости, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в данной части.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Данные рекомендации не приняты во внимание судом при изложении резолютивной части решения в части не указания даты назначения пенсии.

Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости с даты возникновения права в соответствии с действующим законодательством без указания конкретной даты, в том числе на будущее, не основан на законе, поскольку до момента приобретения истцом необходимой для установления пенсии величины индивидуального пенсионного коэффициента, его право пенсионным органом отказом в установлении пенсии не нарушается, в связи с чем решение суда подлежит отмене в данной части с принятием нового решения об отказе в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в общий страховой стаж ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ФИО3 страховую пенсию по старости. Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым отказать.

В остальной части решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи З.А. БойкоА.Г. Курская

33-1248/2024 (33-12552/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Вилков Анатолий Васильевич
Ответчики
Отделение установления пенсий № 3 ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РЕспублике Крым
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Морозко Ольга Романовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
18.12.2023Передача дела судье
23.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Передано в экспедицию
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее