Дело № За-8/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 октября 2015 года <адрес>
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего - Имансакиповой А.О.,
при секретаре - В.Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению представителя Ч.Д.Ю. - Р.Е.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Представитель Ч,Д.Ю. Ч.Д.Ю. Е.А. обратилась в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной. Требование мотивировано тем, что Ч,Д.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым № категория земель: земли населенных пунктов - для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровой стоимостью - <данные изъяты> рублей. Между тем, согласно отчетам об оценке рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым № на <дата> составила <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым № на <дата> составила <данные изъяты> рублей. В связи с этим, ссылаясь на нормы Федерального закона от 24 июля 2007 года №221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнила требование, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель Ч,Д.Ю. Р.Е.А. поддержали заявленное требование по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Республики Алтай по доверенности К.,Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в ходатайстве указала о том, что относительно удовлетворения административного искового заявления не возражает. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай по доверенности Ф.С.Н., представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай (далее Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Алтай) К.А.В. действующая на основании доверенности, представитель администрации муниципального образования «Майминское сельское поселение» по доверенности Р.Г.В. не возражали относительно удовлетворения требования.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменное материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Для целей
налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п.З ст. 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
В чЛ ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений рб изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о‘ кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания,
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов дела, Ч,Д.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов — для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми № и №, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>.Кадастровая стоимость указанных земельных участков была определена на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 18.09.2008 года № 218 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Алтай», с учетом среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городскому округу) Республики Алтай по состоянию на 1 января 2007 года.
Согласно кадастровой справке от <дата> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № определена в размере <данные изъяты>. Согласно кадастровой справке от <дата> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № определена в размере <данные изъяты> рублей. Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №, установлена Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Алтай по состоянию на <дата>, и дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №, установлена по состоянию на <дата>.
Из представленного представителем административного истца в
обоснование требования отчета об оценке № от <дата> следует, что по состоянию на <дата> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составила <данные изъяты> рублей.
Из представленного представителем административного истца в
обоснование требования отчета об оценке № от <дата> следует, что на <дата> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составила <данные изъяты> рублей.
Однако, по ходатайству представителя административного истца при наличии у лиц, участвующих в деле, возникших сомнений относительно достоверности представленных отчетов об оценке при отсутствии положительного экспертного заключения о соответствии отчетов требованиям законодательства РФ, судом назначена судебная оценочная экспертиза с целью установления рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми № и № на дату установления их кадастровой стоимости - <дата> и на <дата> соответственно.
Лица, участвующие в деле, против проведения судебной оценочной экспертизы не возражали.
Согласно заключению проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составила <данные изъяты> рублей по состоянию на <дата>; и земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства
развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составила <данные изъяты> рублей по состоянию на <дата>
О несогласии с вышеупомянутым заключением судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, в процессе судебного разбирательства не заявлялось; с ходатайствами о назначении дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.
Оценивая данное экспертное заключение, суд относит его к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС ¦ РФ, поскольку оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правому регулированию оценочной деятельности. Заключение выполнено
компетентным экспертом-специалистом в области оценочной деятельности, имеющим опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленный судом перед экспертом вопрос и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами. Более того, эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доказательств, свидетельствующих об ошибочности суждений эксперта и опровергающих правильность экспертного заключения, лидами, участвующими в деле, суду не представлено.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в экспертном заключении ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» <дата> № рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельного участка с кадастровым № в размере <данные изъяты> рублей и земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере <данные изъяты> рублей и земельного участка с кадастровым № в размере <данные изъяты> рублей, что затрагивает права и обязанности Ч,Д.Ю. как плательщика земельного налога.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельных участков, определенной в заключении экспертизы на ту же дату, суд полагает, что требование Ч,Д.Ю. подлежит удовлетворению.
Вопрос о судебных расходах по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, понесенных административным истцом и заинтересованными лицами, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в тех случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Кроме того, представитель Ч,Д.Ю. Ч.Д.Ю. Е.А. при рассмотрении дела судебные расходы не просила взыскать.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что судебные расходы, понесенные административным истцом по делу, не подлежат взысканию с административных ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление представителя Ч,Д.Ю. Р.Е.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости, поданное в суд <дата>, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м.,
расположенного по адресу: <адрес>), в размере <данные изъяты> рублей, равной его рыночной стоимости, по состоянию на <дата>
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства развлекательного центра, площадью <данные изъяты> кв.м.,
расположенного по адресу: <адрес>), в размере <данные изъяты> рублей, равной его рыночной стоимости, по состоянию на <дата>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.О. Имансакипова
Мотивированное решение составлено <дата>.