Дело № 5-289/2022 Резолютивная часть постановления
УИД 59RS0011-01-2022-001314-15 вынесена 6 апреля 2022 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Березники 8 апреля 2022 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Петрова Е.А.,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Трест «.....», (ООО «Трест «Уралстальконструкция-СМУ 7» ИНН ....., ОГРН ....., юридический адрес: 614068, ....., ....., офис ....., фактический адрес: ....., район Кубовые красители),
у с т а н о в и л:
..... главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ..... Б. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Трест «Уралстальконструкция-СМУ 7» (далее - ООО «Трест «УСК-СМУ 7») составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), из которого следует, что ООО «Трест «УСК-СМУ 7» не организовало в срок до ..... проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям сотрудникам предприятия, подлежащим обязательной вакцинации против COVID-19 в соответствии с п. 1.1 постановления Главного государственного санитарного врача по ..... от ..... № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», с охватом не менее 80% от списочного состава коллектива с учетом переболевших граждан, чем нарушило ст. 11, ч. 1 ст. 29, ст. 35 Федерального закона от ..... № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от ..... № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактики инфекционных болезней», п. 4.1, п. 4.2 СП .....-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п.п. 1, 2 Постановления главного государственного санитарного врача по ..... от ..... № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Законный представитель ООО «Трест «УСК-СМУ 7» Д. в судебное заседание не явился, представив письменное объяснение по делу. Просил назначить наказание ниже низшего предела, учитывая, что на момент проверки Общества – ..... редакция постановления Главного государственного санитарного врача по ..... от ..... № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» от ..... действовала только 1,5 месяца. Также просил учесть их тяжелое финансовое положение.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ..... № коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Статья 1 Федерального закона от ..... №–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от ..... №–ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями предусматривает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 11 Федерального закона от ..... №–ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от ..... №–ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
Согласно ст. 35 Федерального закона от ..... №–ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ..... № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактики инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В пункте 2 статьи 50 Федерального закона от ..... №–ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ..... №–ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно п. 4.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП .....-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ..... №, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям (п. 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП .....-20).
Постановлением главного государственного санитарного врача по ..... от ..... № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере работающим на промышленных предприятиях (производствах), на предприятиях агропромышленного комплекса (п. 1.1 Постановления).
Пунктом 2.3 указанного Постановления руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории ....., в сферах, установленных пунктом 1 данного постановления, предписано в срок до ..... организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 всем работникам (сотрудникам), подлежащим обязательной вакцинации, но не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом граждан, переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ..... должностным лицом Северного территориального отдела Управления ООО «Трест «УСК-СМУ 7» в целях предотвращения и устранения угрозы для жизни и здоровья граждан было выдано предписание № о принятии мер по организации проведения иммунизации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), включенных в перечень категории граждан, подлежащих обязательной организации в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача по ..... от ..... № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ..... (п. 1) (л.д. 20).
На основании решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по ..... от ..... № в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении ООО «Трест «УСК-СМУ 7» была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой был составлен акт от ..... № (л.д. 23-24, 25-28).
Установлено, что ООО «Трест «УСК-СМУ 7» не исполнило пункт 1 предписания надзорного органа от ..... №, в срок до ..... не организовало проведение профилактических прививок против COVID-19 всем работникам (сотрудникам), подлежащим обязательной вакцинации, но не менее 80% от списочного состава коллектива, а именно: вакцинацию прошли ..... % от списочного состава коллектива (с учетом граждан переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад), что является нарушением ст. 11, ч. 1 ст. 29, ст. 35 Федерального закона от ..... № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от ..... № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактики инфекционных болезней», п. 4.1, п. 4.2 СП .....-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 1, 2 Постановления главного государственного санитарного врача по ..... от ..... № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Вина ООО «Трест «УСК-СМУ 7», выразившаяся в неисполнении предписания надзорного органа, нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ..... № (л.д. 6-8); объяснением ООО «Трест «УСК-СМУ 7» (л.д. 11-13); предписанием от ..... № (л.д. 20); решением о проведении внеплановой документарной проверки от ..... № (л.д. 23-24); актом документарной внеплановой проверки от ..... № (л.д. 25-28).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья считает виновность ООО «Трест «УСК-СМУ 7» установленной и квалифицирует его действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Трест «УСК-СМУ 7» не допущено.
Неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ООО «Трест «УСК-СМУ 7», не имеется.
Санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающим административную ответственность юридического лица, не установлено.
Обсуждая вопрос о виде административного наказания, прихожу к следующим выводам.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО «Трест «УСК-СМУ 7» от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
На основании ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Административное наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий.
Согласно ст. 3.12. КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении наказания ООО «Трест «УСК-СМУ 7» учитываю характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Доказательств невозможности назначения более мягкого наказания, нежели административное приостановление деятельности, которое по своему характеру является крайней мерой ответственности, не представлено. При таких обстоятельствах цель административного наказания может быть достигнута при назначении ООО «Трест «УСК-СМУ 7» наказания в виде административного штрафа.
В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание ввиде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Учитывая обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, финансовое положение ООО «Трест «УСК-СМУ 7», считаю возможным назначить данному Обществу наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в размере ..... рублей.
Указанное наказание согласуется с его предупредительными целями, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
признать общество с ограниченной ответственностью «Трест «Уралстальконструкция-СМУ 7» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ..... рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного Кодекса.
Реквизиты для уплаты штрафа: Управление Федерального Казначейства по ..... (Управление Роспотребнадзора по .....), .....
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в .....вой суд через Березниковский городской суд ..... в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) Е.А.Петрова
Копия верна. Судья