№ 2а-719/2021
УИД 72 RS0008-01-2021-001123-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Упорово 31 мая 2021 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Севрюгиной И. В.,
при секретаре Мелёхиной О. А
с участием административного истца - помощника прокурора Упоровского района Тюменской области Ковалевой Г. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-719/2021 по административному исковому заявлению прокурора Упоровского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Филимонову Виталию Валерьевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
у с т а н о в и л :
... (далее прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что Филимонову Виталию Валерьевичу, ... года рождения, ... выдано водительское удостоверение ... с разрешающими категориями: «...».
Между тем в соответствии с заключением врачебной комиссии ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (...) ... от ... ФИО1 с ноября 2002 года состоит на «...» учете у врача психиатра с диагнозом: ... в связи с чем у него имеются противопоказания к управлению всеми видами транспорта.
Таким образом, ФИО1 страдающий заболеванием: ... в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. На основании изложенного, административный истец просит суд:
- прекратить действие права Филимонова Виталия Валерьевича, ... года рождения на управление транспортными средствами категории «В, В1 (AS), М», на основании водительского удостоверения ... от ....
Административный истец помощник прокурора ... ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО1 при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явился, представил телефонограмму с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с административным исковым заявлением согласен.
Представитель заинтересованного лица МО МВД РФ «Заводоуковский» при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явился.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица МО МВД РФ «Заводоуковский».
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные и исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Право на обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением предусмотрено и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона « О прокуратуре», если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон РФ от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится к таким Законам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от ..., безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Федерального закона от ... N 196-ФЗ).
Согласно ст. 23 Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Статьей 24 Закона определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В силу ст. 27 указанного Закона право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с п. 6 раздела 1 Перечня медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные, в том числе, с умственной отсталостью (код заболевания F 70 - F 79), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ... года рождения, ... выдано водительское удостоверение ... с разрешающими категориями: «... (л.д.15).
Однако, согласно представленного ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (... больница, заключения ВК ... от ... (л.д.13) ФИО1, ... года рождения, с июля 2009 состоит на «...» учете у врача психиатра с диагнозом: ...
Указанное заболевание в соответствии с п. 4 ст. 23.1 ФЗ "О безопасности дорожного движения", постановления Правительства РФ от ... N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средством" имеет противопоказание для управления транспортными средствами всех категорий.
Таким образом, наличие у ФИО1 вышеуказанного заболевания является основанием для ограничения права на управление транспортными средствами.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, руководствуясь нормами Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 1604, пришел к выводу, что нахождение административного ответчика на диспансерном учете по поводу имеющегося у него заболевания исключает возможность его допуска к управлению транспортными средствами.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежат взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Размер государственной пошлины при рассмотрении искового заявления неимущественного характера в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Упоровского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Филимонову Виталию Валерьевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО1, ... года рождения на управление транспортными средствами категории «В, В1 (AS), М», на основании водительского удостоверения ... от ....
Копию решения направить в МО МВД РФ «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у ФИО1.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его оглашения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд ....
Судья подпись И. В. Севрюгина