<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
Дело № 2-277/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2018 года с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд ЕАО в составе:
судьи Копыриной В.Г.,
при секретаре Волостновой А.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района ЕАО Мышляева З.А.,
представителя ответчика АУ «Чистое село» Волченко Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к автономному учреждению «Чистое село» муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности на АУ «Чистое село» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в помещении «Торгового центра», расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей; обеспечить светильник колпаком, предусмотренный конструкцией светильника; организовать проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; организовать перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год); обеспечить наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты; обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организовать проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акт проверки; обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); обеспечить наличие на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов «Торгового центра» обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе, но количеству эвакуационных выходов) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; организовать обучение лиц мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума; директору АУ «Чистое село» пройти обучение по программе пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизней, здоровья людей и имущества при пожаре; освободить эвакуационные пути от посторонних предметов. Исковое заявление мотивировано том, что прокурорской проверкой установлены указанные нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации № 390, Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 69-ФЗ «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучения мерам пожарной безопасности работников организации».
В судебном заседании старший помощник прокурора района Мышляев З.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении. По пункту 9 исковых требований дополнил, что помещение «Торгового центра» разделено глухой перегородкой на два помещения, в результате чего количество эвакуационных выходов сокращено с четырех, как предусмотрено проектным решением, до двух
Представитель ответчика директор АУ «Чистое село» Волченко Н.Я. в судебном заседании исковые требования признал частично, за исключением требований о соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных путей и выходов «Торгового центра» (пункт 9). Суду пояснил, что часть помещения «Торгового центра» передано в аренду ООО «Натали». Указанная часть отгорожена стеной. В помещении «Торгового центра» и помещении, переданном ООО «Натали» имеются по два эвакуационных выхода, которые открыты и свободны. Считает, что двух эвакуационных выходов имеющихся в «Торговом центре» достаточно для эвакуации людей при пожаре. Остальные имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности будут устранены, срок для исполнения требований, считает достаточным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрация Ленинского сельского поселения муниципального образования Ленинский муниципальный район ЕАО, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетеля ФИО1, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
В ходе проведенной 02.04.2018 отделом надзорной деятельности по Ленинскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ЕАО в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры проверки требований пожарной безопасности в «Торговом центре»» выявлены следующие нарушения: не обеспечена исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременная перезарядка огнетушителей (п. 478 ППР в РФ № 390); эксплуатируется светильник со снятым колпаком, предусмотренный конструкцией светильника (п. 42 ППР в РФ № 390); не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 ППР в РФ № 390); не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) (п. 57 ППР в РФ № 390); на объекте с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических 12 ППР в РФ № 390); не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организовано проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акт проверки (п. 61 ППР в РФ № 390); не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (п. 63 ППР в РФ № 390); не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (п. 33 ППР в РФ № 390); при эксплуатации эвакуационных путей и выходов «Торгового центра» обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе, но количеству эвакуационных выходов) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 33 ППР в РФ № 390); допускаются к работе лица не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (п. 3 ППР в РФ № 390); руководителем организации не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизней, здоровья людей и имущества при пожаре (п. 31 Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645); при эксплуатации эвакуационных путей допускается размещение на путях эвакуации посторонних предметов (п. 36 ППР в РФ № 390).
Торговый центр, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 25.11.2008.
Из договора оперативного управления № от 30.10.2013, акта приема передачи от 30.11.2013, следует, что в оперативное управление АУ «Чистое село» передано собственником здание для размещения Торгового центра, расположенное по адресу: <адрес>.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что состоял в должности начальника ОНД по Ленинскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по ЕАО, он проводил проверку 02.04.2018 по соблюдению требований пожарной безопасности юридическими лицами, в том числе в ходе проверки Торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требования пожарной безопасности, в числе которых было выявлено, что число эвакуационных выходов в Торговом центре не соответствует количеству, предусмотренному в проектном решении. Так, согласно плану помещения Торгового центра предусмотрено четыре эвакуационных выхода. В ходе перепланировки помещение ТЦ было разделено на два изолированных помещения, в результате чего в помещении ТЦ осталось, два эвакуационных выхода, что не соответствует требованиям о пожарной безопасности. Помещение ТЦ спроектировано таким образом, что для эвакуации в случае возникновения пожара требуется более чем два эвакуационных выхода. В настоящее время в случае возникновения пожара в ТЦ около эвакуационного выхода, расположенного на фасаде здания, то люди находящиеся между местом возгорания и глухой стеной, отделяющей ТЦ от двух других эвакуационных выходов, не будут иметь возможности для эвакуации. Указанная перепланировка в ТЦ с ОНД по Ленинскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по ЕАО согласована не была, при ранее проведении проверок указанное нарушение не имелось, поскольку помещение ТЦ не было разделено на два изолированных помещения.
Свидетелем ФИО1 в присутствии сторон в судебном заседании на поэтажном плане помещения ТЦ обозначены эвакуационные выходы и предполагаемый источник возгорания.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 33 указанных Правил, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Согласно исследованному в судебном заседании плану Торгового центра, в нем имеется четыре эвакуационных выхода.
В судебном заседании установлено, что помещение Торгового центра разделено на два изолированных помещения, путем возведения глухой перегородки. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Из исследованной информации начальника ОНД по Ленинскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по ЕАО от 02.04.2018, показания свидетеля ФИО1 установлено, что количество эвакуационных выходов из помещения ТД не соответствует требованиям пожарной безопасности.
При этом, ответчиком не представлено суду доказательств того, что раздел помещения ТЦ на два изолированных помещения соответствует ч. 8 ст. 89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 33, Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Недостаточное количество выходов, может затруднить процесс эвакуации, что создает угрозу жизни и здоровью людей в условиях реального пожара.
Вместе с тем, суд обращает внимание, что требование прокурора не содержит каких-либо конкретных указаний на способ устранения указанного недостатка противопожарной безопасности. Этот способ ответчик может выбрать по своему усмотрению с тем, чтобы при эксплуатации здания, его технические показатели, другие противопожарные мероприятия обеспечили бы безопасность жизни и здоровья людей, соответствовали требованиям противопожарной безопасности.
Таким образом, поскольку несоблюдение ответчиком АУ «Чистое село» требований пожарной безопасности в помещении «Торговый центр», установленных федеральным законодательством, создают угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан, и может повлечь причинение вреда их жизни, здоровью, а также причинение материального ущерба, постольку исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая характер и объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, суд находит достаточным для его исполнения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ с АУ «Чистое село» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к автономному учреждению «Чистое село» муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать автономное учреждение «Чистое село» муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в «Торговом центре», расположенном по адресу: <адрес>:
обеспечить исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей; обеспечить светильник колпаком, предусмотренный конструкцией светильника; организовать проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; организовать перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год); обеспечить наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты; обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организовать проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акт проверки; обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); обеспечить наличие на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов «Торгового центра» обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе, но количеству эвакуационных выходов) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; организовать обучение лиц мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума; директору АУ «Чистое село» пройти обучение по программе пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизней, здоровья людей и имущества при пожаре; освободить эвакуационные пути от посторонних предметов.
Взыскать с автономного учреждения «Чистое село» муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 14.09.2018.
Судья В.Г. Копырина
<данные изъяты>
<данные изъяты>