Дело № 2-255/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Е.Ю., с участием представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики – Егоровой Н.О., представителя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики – Родионовой И.В., представителя администрации Яльчикского района Чувашской Республики – Орехова А.В., ответчиков Кормилицыной Н.В., Яковлева А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики к Кормилицыной Наталье Владимировне о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обратилось в суд с иском к Кормилицыной Н.В. о взыскании неосновательного обогащения в сумме 137 730 руб. 15 коп., указав в нем, что по результатам проверки законности, результативности использования средств бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2015-2016 годы, проведенной Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в период с дата по дата, были выявлены нарушения в предоставлении ответчице мер государственной поддержки. Семья ответчика, указывает истец, решением администрации Яльчикского района Чувашской Республики включена в список молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий". Данной семье в период с дата года по дата года, указывается в иске, за счет средств республиканского бюджета произведено возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту ОАО «------» в рамках кредитного договора -----, предоставленного на приобретение жилого дома по адресу: адрес, общей площадью 37.60 кв. м. По утверждениям истца, в соответствии с п. 4 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 N 446 общая площадь приобретаемого (строящегося) жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилого помещения. Администрации Яльчикского района Чувашской Республики включила в список семью ответчика, состоящую из двух человек, без учета интересов ребенка. Дом приобретен на семью из трех человек, и на каждого из них приходится по 12.5 кв.м. общей площади жилого помещения в приобретенном доме, что ниже установленной в г. Чебоксары учетной нормы, размер которой равен 14.5 кв.м. Данное обстоятельство, полагает истец, свидетельствует о нарушении п. 4 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 N 446 и служит основанием для взыскания выплаченных сумм в счет возмещения процентов по ипотечному кредиту по правилам ст. 1102 ГК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду.
Представители Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики и администрации Яльчикского района Чувашской Республики поддержали заявленное требование.
Ответчики в судебном заседании иск не признали, пояснив суду, что в дата году они были приглашены в администрацию Яльчикского района, где им разъяснили, что они имеют право на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту, полученного ими на приобретение жилого дома по адресу: адрес. Они представили все документы, на которые им указали в районной администрации, в том числе и свидетельство о рождении их дочери ФИО13. Никаких действий, направленных на незаконное получение компенсации, они не совершали. Дом приобретался с целью увеличения его площади. В настоящее время в нем проводится реконструкция, разработан проект, производится согласование с городской администрацией. О том, что площадь дома составляет 37.60 кв. м. истцу было известно в дата году. Истец имел возможность ранее проверить соответствие их документов установленным требованиям и обратиться в суд, однако сделал это по истечению срока исковой давности. Просят применить срок исковой давности и отказать в иске.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П и от 15 декабря 2011 года N 28-П, имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки.
Во исполнение положений части 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в целях формирования рынка доступного жилья экономического класса, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем Постановлением от 17.12.2010 N 1050 - новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила.
Данная подпрограмма направлена на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривает для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций.
Реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" способствовала разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования, которые являлись условием участия субъектов Российской Федерации в реализации.
Указом Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий, направленная на обеспечение благоприятных и стабильных условий жизни наиболее активной части населения Чувашской Республики, названа одной из приоритетных задач органов государственной власти Чувашской Республики.
В целях создания условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций для приобретения или строительства жилья данным Указом закреплено, что за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на указанные цели, в течение до 10 лет с даты заключения кредитного договора (договора займа) в размере 4 процентов годовых, а также по ипотечным кредитам (займам), полученным молодыми семьями в целях рефинансирования (перекредитования) первоначальных ипотечных кредитов (займов), в течение до 10 лет с даты заключения первоначального кредитного договора (договора займа) в размере 4 процентов годовых.
Для обеспечения эффективной государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, стимулирования рождаемости, укрепления положительных тенденций в демографической ситуации в Чувашской Республике Кабинету Министров Чувашской Республики поручено разработать порядок возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлекаемым молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, а также по ипотечным кредитам (займам), полученным молодыми семьями в целях рефинансирования (перекредитования) первоначальных ипотечных кредитов (займов).
Согласно Постановлению Кабинета Министров ЧР от 30.11.2011 N 530 (ред. от 25.12.2017) "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат или возмещения части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами (займами).
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Подпрограммой также предусматривается возможность предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике", утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 октября 2008 г. N 304.
Кроме предоставления социальных выплат, механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий в виде возмещения части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами (займами), которое осуществляется в соответствии с Порядком возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлекаемым молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 июля 2002 г. N 202, и в соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий", утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 октября 2011 г. N 446.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 октября 2011 г. N 446 утвержденный им Порядок регламентирует правила возмещения за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, а также по ипотечным кредитам (займам), полученным молодыми семьями в целях рефинансирования (перекредитования) первоначальных ипотечных кредитов (займов), в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий", в рамках реализации подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы" государственной программы Чувашской Республики "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2011 г. N 530.
По смыслу содержащихся в данных правовых актах предписаниях, возмещение за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 N 446 (здесь и далее приводится редакция названного постановления, действующая на момент принятия решения о включении семьи ответчиков в список молодых семей на получение государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики), молодой семьей, имеющей право в соответствии с установленным им Порядком на возмещение за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным на приобретение или строительство жилья, признается семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Молодым семьям предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа), заключенным ими не ранее даты вступления в силу Указа Президента Чувашской Республики (п.2).
Молодая семья имеет право на государственную поддержку при условии, если приобретаемое (строящееся) жилое помещение оформлено ею в общую собственность всех членов молодой семьи (п.3).
Общая площадь приобретаемого (строящегося) жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилого помещения (п.4).
Приобретаемое (строящееся) жилое помещение должно находиться на территории Чувашской Республики.
Согласно п. 7 названного порядка, для получения государственной поддержки молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; копию свидетельства о заключении брака (за исключением неполной семьи); документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Ежегодной подачи документов на получение государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики от молодой семьи не требуется. Очередность, сформированная органом местного самоуправления в рамках настоящего Порядка, сохраняется за молодой семьей на последующие годы до исполнения одному из супругов (молодому родителю в неполной семье) 36 лет.
Из положений п. 8 Порядка следует, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи в список молодых семей на получение государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики, который формирует и утверждает с учетом очередности исходя из времени принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок со дня принятия решения.
Основаниями для отказа во включении молодой семьи в список являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Списки представляются в Минстрой Чувашии в сроки, установленные Минстроем Чувашии. В них указываются порядковый номер очередности по списку, фамилия, имя, отчество каждого из членов молодой семьи, их паспортные данные, наименование кредитной (некредитной) организации и номер лицевого счета, открытого для зачисления субсидии, дата постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, размер общей площади жилого помещения, установленный исходя из количества членов молодой семьи.
Минстрой Чувашии в пределах размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики, составляет сводный список молодых семей на получение государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики и направляет его в кредитную (некредитную) организацию и орган местного самоуправления.
Для финансирования расходов по возмещению части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики кредитными (некредитными) организациями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, составляются расчеты возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья (далее - расчеты), по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, которые ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляются в Минстрой Чувашии (п.12).
Минстрой Чувашии до 20 числа месяца, следующего за отчетным, проверяет, утверждает представленные расчеты и направляет их в Министерство финансов Чувашской Республики для перечисления средств. К расчетам прилагаются реестры получателей субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья (далее - реестры), отдельно по каждой кредитной (некредитной) организации по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. Второй экземпляр реестра направляется Минстроем Чувашии в соответствующую кредитную (некредитную) организацию.
Субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, перечисляются с лицевого счета Минстроя Чувашии, открытого в Минфине Чувашии, на счета кредитных (некредитных) организаций для последующего зачисления указанными организациями субсидий согласно поступившему из Минстроя Чувашии реестра на лицевой счет одного из членов молодой семьи, открытый в кредитной (некредитной) организации (п.13).
Как следует из материалов дела, Кормилицына Н.В. с составом семьи из трех человек – она, ее муж – Яковлев А.К. и дочь - ФИО14. состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в администрации Яльчикского района Чувашской Республики с дата.
Судом также установлено, что по договору купли-продажи от дата за счет собственных и заемных средств, предоставленных Кормилицыной Н.В. и Яковлеву А.К. ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору ----- от дата под залог недвижимого имущества, приобретен жилой дом по адресу: адрес, общей площадью 37.60 кв. м. Данный договор и переход права собственности на указанный жилой дом зарегистрированы в установленном законом порядке. Титул собственника зарегистрирован за одним из супругов – Кормилицыной Н.В.
Для получения мер государственной поддержки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" ответчиками, как следует из материалов дела, были представлены все необходимые документы, в том числе и свидетельство о рождении их дочери – ФИО15
После проверки данных и принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении мер государственной поддержки указанная семья с составом из двух человек - Кормилицына Н.В. и Яковлев А.К. была включена в сводный список молодых семей на получение государственной поддержки и в период с дата года по дата года им за счет средств республиканского бюджета произведено возмещение части затрат на уплату процентов по названному ипотечному кредиту на общую сумму 137 730 руб.15 коп.
Постановлением администрации Яльчикского района Чувашской Республики от дата ----- Кормилицына Н.В. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья, в связи с получением государственной поддержки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий".
Вопреки утверждениям истца, подпункт «б» содержащий правило о том, что общая площадь приобретаемого (строящегося) жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилого помещения, как одно из условий для реализации молодой семьей права на государственную поддержку, в пункт 3 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 N 446 включен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 13.07.2017 N 279. И как следствие этого, данное Постановление в новой редакции предусматривает в качестве одного из основания для отказа во включении молодой семьи в список несоответствие ее требованиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего Порядка, тогда как редакция данного Постановления, действующая на момент возникновения спорных правоотношений, не предусматривала данное условие в качестве основания для отказа во включении молодой семьи в список лиц на господдержку.
Как уже указывал суд основаниями для отказа во включении в указанный список, согласно п. 8 были названы:
- несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 2, согласно которому Молодой семьей, имеющей право в соответствии с настоящим Порядком на возмещение за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным на приобретение или строительство жилья, признается семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей (далее - молодая семья), состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в органах местного самоуправления;
- непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, согласно которому для получения государственной поддержки молодая семья должна представить: а) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копию свидетельства о заключении брака (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
- ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Данный список сформулирован как исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежал.
Требование о том, что общая площадь приобретаемого (строящегося) жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилого помещения, был ранее изложен в пункте 4 названного Постановления и его несоблюдение не рассматривалось в качестве основания для отказа во включении молодой семьи в список на государственную поддержку.
Таким образом, семья ответчиков полностью соответствовала установленным в названных правовых актах требованиям и основания для отказа во включении ее в список на получение мер государственной поддержки в жилищном обеспечении не было.
Кондикционное обязательство - это внедоговорное обязательство, в силу которого одно лицо (приобретатель) обязано возвратить другому лицу (потерпевшему) неосновательно приобретенное или сбереженное за счет последнего имущество (неосновательное обогащение за счет потерпевшего), за исключением установленных случаев.
Так, в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.
Объектом таких обязательств является действие приобретателя по возврату (передаче) или возмещению потерпевшему неосновательно приобретенного или сбереженного, а предметом - объекты гражданского права, которые могут быть неосновательно приобретены или сбережены приобретателем, а именно: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и услуги. В зависимости от способа обогащения приобретателя существует два вида кондикционных обязательств: обязательства вследствие неосновательного приобретения имущества и обязательства вследствие неосновательного сбережения имущества.
Одним из обязательных признаков неосновательного обогащения является получение или сбережение лицом денежных средств или иного имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Исходя из пункта 1 статьи 1102 ГК РФ и статьи 56 ГПК РФ по делам о взыскании неосновательного обогащения подлежат доказыванию: наличие обогащения на стороне одного лица (обогатившегося); происхождение этого обогащения за счет другого лица (потерпевшего); отсутствие достаточного, установленного законом или договором, основания обогащения.
Истец просит взыскать перечисленные ответчику денежные средства на основании норм о неосновательном обогащении по правилам гл. 60 ГК РФ, ссылаясь лишь на то, что площадь приобретенного ответчиками жилого дома меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения, что по мнению истца не свидетельствует об улучшении жилищных условий.
Между тем, как уже было приведено судом, данное обстоятельство в качестве основания для отказа во включении молодой семьи в список на государственную поддержку по действующим на тот момент правилам не рассматривалось.
Помимо этого, из содержания указанных норм следует, что молодая семья вправе воспользоваться государственной поддержкой, если ее участие в обязательствах либо совершение им любых не противоречащих закону сделок или строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий. Применительно к данному спору на момент постановки на учет нуждающихся в жилом помещении и на момент включения в список молодых семей на государственную поддержку, ответчики не имели своего жилья. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об улучшении жилищных условий, осуществление которых произошло посредством приобретения ответчиками жилого помещения в свою собственность, и последующей реконструкции приобретенного объекта индивидуального жилищного строительства с целью увеличения его площади для проживания их семьи. С учетом этого довод истца о том, что приобретение ответчиками жилого помещения на праве собственности не улучшило жилищных условий их семьи, является ошибочным.
Таким образом, истцом не представлено достаточных доказательств для применения к спорным правоотношениям правил о неосновательном обогащении.
Иных оснований истцом не заявлено и из материалов дела они не усматриваются.
В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении данного иска суд рассматривает пропуск срока исковой давности о применении которого заявлено ответчиком.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Требования о взыскании неосновательного обогащения подчиняются общим нормам об исчислении сроков исковой давности (гл. 12 ГК РФ).
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 200 ГК РФ).
Осуществляя платеж, истец должен был знать, что правового основания для него не возникло, поскольку в силу возложенных на него обязанностей должен был проверить представленные документы и узнать о нарушении своего права, произошедшем вследствие возникновения за счет бюджетных средств неосновательного обогащения у ответчиков (статья 1102 ГК РФ), с момента осуществления платежа. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ началом течения срока исковой давности является день перечисления первого платежа, который произведен в дата года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики к Кормилицыной Наталье Владимировне о взыскании неосновательного обогащения в сумме 137 730 руб. 15 коп. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 15 января 2018 года.