Решение по делу № 21-3/2020 от 28.10.2019

Судья Калганова С.В.                                                                    Дело № 21-3/2020

(12-464/2019)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Севастополь                                                                       13 января 2020 года

Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу Тарасенко Сергея Витальевича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю И.М. от 10 июня 2019 года и на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 17 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица - генерального директора ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» С.В.,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю И.М. от 10.06.2019, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 17.09.2019, генеральный директор ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Не согласившись с указанными актами, С.В. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит постановленный судебный акт и постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения. В обоснование незаконности принятых актов заявитель ссылается на то, что ООО «РИЕЛТ-КРЫМ», исходя из содержания ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, не осуществляет операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, ни по характеру самих операций, ни по сумме операций, следовательно, обязанности по осуществлению и организации внутреннего контроля у С.В. не возникло. При этом заявитель ссылается на то, что административным органом в ходе проведенной проверки не верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела, не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» не оказывало посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а свою деятельность Общество ведет по вспомогательному виду деятельности «деятельность в области права», что не является нарушением закона. При таких обстоятельствах заявитель полагает, что постановление должностного лица и решение судьи районного суда не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обжалуемы акты подлежат отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава вмененного административного правонарушения.

Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

В судебном заседании С.В. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить.

Заместитель руководителя – начальник отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю И.М. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, настаивал на законности и обоснованности принятого судебного акта и оспариваемого постановления.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

В силу статьи 3 Закона № 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров

Согласно абзацу 10 статьи 5 Закона № 115-ФЗ в целях настоящего Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка на учет регламентируется постановлением Правительства от 27.01.2014 № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Подпунктом «г» пункта 2 указанного Положения организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Таким образом, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обязаны соблюдать требования Закона № 115-ФЗ и в случае их нарушения могут выступать субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения С.В., как должностного лица – генерального директора ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» к административной ответственности послужили выявленные в ходе проведенной МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю в период с 25.02.2019 по 26.03.2019 выездной проверки соблюдения ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 28.07.2014 по 24.02.2019, нарушения требований приведенного Закона, а именно:

- в нарушение пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ ООО «РИЕЛТ- КРЫМ» в проверяемом периоде осуществляло деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля и специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, что свидетельствует о неисполнении Обществом в течение длительного времени требований законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля;

- в нарушение пункта 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом, в целях ПОД/ФТ, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (далее - Положение об обучении кадров), руководителем организации (генеральным директором) С.В. однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей (с 15.12.2017) не пройдено, что свидетельствует о нарушении ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» в периоде с 16.12.2018 по 24.02.2019 требований законодательства о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля;

- в нарушение подпунктов 1, 1.1, 2, 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утверждённого приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, идентификация клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» не проводилась, что свидетельствует о неисполнении Обществом требований законодательства о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля;

- в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» проверка не реже чем один раз в три месяца наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информирование о результатах такой проверки Росфинмониторинга в порядке, установленном постановлением Правительством РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям», в проверяемом периоде не осуществлялись, что свидетельствует о неисполнении ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» требований законодательства о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля.

В период с 15.12.2017 по 24.02.2019 С.В. являлся генеральным директором ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» (единоличным исполнительным органом в соответствии с п. 21.1 Устава Общества, Решением № 4 Единственного участника Общества от 06.12.2017, приказом от 06.12.2017, сведениями из ЕГРЮЛ) и осуществлял руководство деятельностью организации.

При таких обстоятельствах должностное лицо МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю и судья районного суда пришли к выводу, что С.В. в течение длительного времени не исполнялись требования законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, что не повлекло непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном акте в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Произведенная оценка действий (бездействия) С.В., объем выявленных нарушений требований соответствуют положениям Закона № 115-ФЗ, является правильной и правомерной, оснований для переоценки выводов, содержащихся в обжалуемых актах, у суда второй инстанции не имеется.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При рассмотрении данного дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства описанного выше административного правонарушения, а также виновность С.В. в его совершении.

Довод рассматриваемой жалобы об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, поскольку Общество не является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю, а ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» ведет свою деятельность по вспомогательному виду деятельности «деятельность в области права», что не является нарушением закона, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено при его рассмотрении, в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» является «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе».

При таких данных, фиксируя в ЕГРЮЛ указанный вид деятельности, отнесенный Законом № 115-ФЗ к подконтрольным видам деятельности, Общество тем самым приняло на себя публично-правовые обязательства по соблюдению требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе по соблюдению требований Закона № 115-ФЗ при осуществлении своей деятельности.

При этом в 2015 году Общество постановлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по КФО (уведомление от 08.02.2015 № 24-04-16/249) с указанием в карте постановки на учет вида деятельности в соответствии со ст. 5 Закона № 115-ФЗ – организация, оказывающая посреднические услуги по осуществлению сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Посреднические услуги на рынке сделок с недвижимостью в силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» заключаются в подборе вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, помощи в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.

При таких обстоятельствах, Обществом при внесении сведений о кодах по ОКВЭД в ЕГРЮЛ заявлено, что основным видом деятельности является деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31), для фактического осуществления данного вида деятельности ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» встало на учет в Росфинмониторинг, как организация, оказывающая посреднические услуги по осуществлению сделок купли-продажи недвижимого имущества, что свидетельствует о прямом намерении осуществлять указанную деятельность и создании всех необходимых условий для ее ведения.

Отсутствие в спорном периоде хозяйственных операций по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества не исключает обязанность должностного лица Общества по соблюдению законодательства в Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При этом из анализа представленных договоров на оказание услуг юридических услуг следует признать, что ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» является организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и на нее распространяются требования по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Вступившим в законную силу постановлением заместителя руководителя – начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю И.М. от 10.06.2019 года за аналогичное правонарушение привлечено к административной ответственности в виде предупреждения, не оспоренное юридическим лицом, что подтвердили в настоящем судебном заседании законный представитель юридического лица и административный орган.

С учетом изложенного, суд второй инстанции находит правильными и обоснованными выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии С.В. состава вмененного административного правонарушения.

При рассмотрении жалобы С.В. судьей районного суда все доводы жалобы были проверены, и в решении им была дана надлежащая правовая оценка. Все материалы дела исследованы в полном объеме.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 15.27 КоАП РФ, административным органом не нарушен.

Вместе с тем, исходя из требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, совершение вмененного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд полагает, что назначенное С.В. наказание в виде административного штрафа 20 000 рублей не является соразмерным содеянному, в связи с чем вынесенные акты подлежат изменению в части наказания, замене его на предупреждение как минимально предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю И.М. от 10 июня 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 17 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» С.В., изменить.

Заменить назначенный генеральному директору ООО «РИЕЛТ-КРЫМ» С.В. административный штраф в размере 20 000 рублей на предупреждение.

В остальной части вынесенные постановление и решение оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья                                                                                                  Т.А. Артамонова

21-3/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Тарасенко Сергей Витальевич
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Артамонова Татьяна Александровна
Статьи

15.27

Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
29.10.2019Материалы переданы в производство судье
15.11.2019Материалы переданы в производство судье
13.01.2020Судебное заседание
13.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее