Судья Кочкина А.А. №33а-117/2022 (33а-4344/2021)
дело № 2а-9435/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 26 января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
судей Дьяконовой З.С. и Протодьяконова В.С.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителей административных истцов Дмитриева Д.А. и Осипова В.С.,
представителя административного ответчика Прокопьева А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Федотова С.С., Федотовой З.И. к Окружной администрации г.Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
истцы обратились с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска (далее – ДИЗО ОА г.Якутска) № ... от 07.06.2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязать ОА г.Якутска повторно рассмотреть заявление. В обоснование требований указали, что являются многодетной семьёй, имеющей право на однократное предоставление земельного участка в первоочередном порядке, так как состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В письменном возражении административный ответчик, указывая о том, что в соответствии с распоряжением начальника ДИЗО №70-р от 10.03.2020 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территориях, определённых для граждан, имеющих трёх и более детей в городском округе «Город Якутск» испрашиваемый истцами земельный участок может быть предоставлен гражданам, имеющим трёх и более детей, только в порядке очерёдности, просил в удовлетворении требований административного иска отказать.
26 октября 2021 года решением Якутского городского суда отказ ответчика признан незаконным с возложением обязанности повторно рассмотреть обращение истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в установленные законом сроки и порядке.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Алексеев Р.А., повторяя доводы, изложенные в письменном возражении и ссылаясь на общее правило предоставления земельных участков и обязательное для подчинённых распоряжение ДИЗО №70-р от 10.03.2020, в соответствии с которыми предоставление земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется в порядке очерёдности, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В письменном возражении представитель административных истцов Дмитриев Д.А., указывая о законности и обоснованности решения суда, просит в удовлетворении доводов апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители административных истцов просили решение суда оставить без изменения.
Административные истцы в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, отложить рассмотрение дела не просили, направили своих представителей.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) (далее - ЗК РС (Я)), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 674-IV.
Возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишённых родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) для индивидуального жилищного строительства предусмотрена частью 1 статьи 24.1 ЗК РС (Я).
В силу части 9 статьи 24.2 ЗК РС (Я) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 ЗК РС (Я), на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьёй 24.3 ЗК РС (Я).
Положениями части 1 статьи 24.3 ЗК РС (Я) установлено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 ЗК РС (Я), осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счёт заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трёх и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 24.3 ЗК РС (Я) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 ЗК РС (Я), осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учёт, по правилам части 4 статьи 24.3 ЗК РС (Я);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утверждённого проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 ЗК РС (Я);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утверждён проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 ЗК РС (Я);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 ЗК РС (Я).
По общему правилу, закреплённому в статье 24.3 ЗК РС (Я), предоставление земельного участка гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, производится в порядке очередности.
Из содержания статьи 24.3 ЗК РС (Я) также следует, что по итогам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии оснований для отказа, указанных в части 9 статьи 24.3 ЗК РС (Я), орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет данное решение заявителю.
В свою очередь, часть 9 статьи 24.3 ЗК РС (Я) предусматривает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом, в случаях: отсутствия оснований для отнесения граждан к лицам, обладающим правом на бесплатное предоставление земельного участка в случаях и в порядке, которые установлены настоящей статьёй и статьями 24.1, 24.4 ЗК РС (Я); реализации гражданином (одним из родителей) права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии со статьёй 24.1 ЗК РС (Я).
Как следует из материалов дела, истцы относятся к категории многодетных детей, состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также на учёте граждан, имеющих право на приобретение земельного участка бесплатно, ранее право на бесплатное предоставление земельного участка не реализовывали (л.д.10; 17; 29-30).
11 мая 2021 года истцы обратились с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Якутск, микрорайон Птицефабрика.
Испрашиваемый земельный участок в соответствии с распоряжением ДИЗО ОА г.Якутска от 10.03.2020 № 70-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территории, определённых для граждан, имеющих трёх и более детей в городском округе "город Якутск", расположен на территории, определённой для предоставления земельных участков гражданам, имеющих трёх и более детей, в порядке очерёдности (л.д.35).
Решением ДИЗО ОА г.Якутска № ... от 07.06.2021 истцам отказано в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, т.к. испрашиваемый земельный участок предоставляется в порядке очерёдности (л.д.14-16).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал в решении, что административным ответчиком не доказаны те обстоятельства, что установленный распоряжением ОА г.Якутска № ...р от 08.09.2017 порядок распределения земельных участков был соблюден, а указанное основание в отказе не соответствует положениям части 9 статьи 24.3 ЗК РС (Я).
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришёл к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Как следует из содержания обжалуемого отказа ДИЗО ОА г.Якутска от 07.06.2021 № ..., истцам не было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что они не относятся к категории граждан, обладающих правом на бесплатное предоставление земельного участка, либо реализовали право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии со статьёй 24.1 ЗК РС (Я), как того требуют положения части 9 статьи 24.3 ЗК РС (Я).
Кроме того, административным ответчиком, в нарушение части 11 ст.226 КАС РФ, не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок, который расположен на территории, определённой для граждан, имеющих трёх и более детей, распределён кому-то, состоящему на учёте граждан, обладающих правом на бесплатное предоставление земельного участка.
Приведённые в апелляционной жалобе доводы не содержат указаний на обстоятельства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, изложенные в принятом решении, и по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах, и не могут являться основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Таким образом, при разрешении дела судом первой инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения, по административному делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи