Дело № 2-1109/2020
37RS0005-01-2020-001480-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2020 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Трубецкой Г.В.
при секретаре Грачевой Л.А.
с участием представителя истца заместителя Ивановского межрайонного прокурора – старшего помощника прокурора Лобановой Г.Е.
представителя ответчика Администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области – Хачатрян А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности организовать уличное освещение в населенных пунктах.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом положения ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01 сентября 2021 года организовать уличное освещение в деревнях Нежилово и Боевик Ивановского района Ивановской области в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в указанной сфере.
Заявленные требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка требований законодательства в части благоустройства территории поселения администрацией Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Устава Богданихского сельского поселения, Правил благоустройства территорий Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, уличное освещение в деревнях Нежилово и Боевик не организовано, освещение в указанных населенных пунктах сельского поселения отсутствует полностью, что влечет за собой нарушение прав неустановленного круга лиц на благоустроенную территорию населенного пункта, а также повышает риск получения травм в темное время суток, порождает неблагоприятный криминогенный фон, а в целом нарушает права граждан на благополучные условия проживания. Выявленные нарушения требований федерального законодательства противоречит принципам охраны жизни и здоровья неопределенного круга лиц в Российской Федерации, создают опасность для жизни и здоровья граждан, способны повлечь нарушение их прав, что является недопустимым.
Старший помощник Ивановского межрайонного прокурора Лобанова Г.Е. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, действующий на основании доверенности Хачатрян А.В. возражений по существу иска не представил, полагал уточненный срок для устранения недостатков достаточным. Глава Богданихского сельского поселения Машин С.В., принимавший ранее участие в судебном заседании пояснил, что для установки освещения в деревнях отсутствует достаточное финансирование.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Объединенные электрические сети», действующая на основании доверенности Волкова Е.А.. ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Поскольку отсутствует объективная возможность определить круг лиц в качестве сторон (участников) по настоящему делу у прокурора имеются правовые основания для обращения в суд.
В соответствии с п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно п. 9 ст. 6 Устава Богданихского сельского поселения к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. 3 Правил благоустройства территории Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденных решением Совета Богданихского сельского поселения третьего созыва № 220 от 28 мая 2019 года, определены общие требований к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к имеющимися в муниципальном образовании объектам благоустройства, согласно которым наружное освещение подразделяется на уличное, придомовое.
К элементами наружного освещения относятся: светильники, кронштейны, опоры, провода, кабель, источники питания. (3.19)
Улицы, дороги, площади, жилые кварталы, территории предприятий, учреждений, организаций, а также дородные знаки и указатели, элементы информации должны освещаться в темное время суток (п. 3.20).
Размещение уличных фонарей, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения (п. 3.21).
Организация уличного освещения осуществляется в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 24940-2016 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности», введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.10.2016 №1442-ст «Об утверждении национального стандарта» (п. 3.22)
Кроме того, п. 5.9 указанных Правил определены требований к содержанию наружного освещения, в соответствии с которыми сети уличного освещения и контактные сети должны содержаться в исправном состоянии, не допускается их эксплуатация при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.
Указанное выше свидетельствует о том, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления.
Согласно информации, предоставленной врио начальника МО МВД России «Ивановский» в д. Нежилово и д.Боевик Богданихского сельского поселения освещение отсутствует.
Таким образом, органом местного самоуправления не выполняется обязанность, прямо предусмотренная Федеральным законом.
Между тем, исходя из содержания Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, иначе говоря, вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей. К ним, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях, поскольку его отсутствие нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.
Обращение прокурора с настоящим иском преследует цель предотвращения угрозы для неопределенного круга лиц, создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности, защиты прав неопределенного круга лиц на личную неприкосновенность.
Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация Богданихского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, обязана была принять необходимые меры для организации благоустройства территории поселения, в том числе обеспечить уличное освещение в населенных пунктах: Нежилово и Боевик.
Организация освещения улиц является публичной обязанностью органов местного самоуправления сельского поселения, напрямую возложенной нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным технических требованиям.
Отсутствие освещения в вечернее и ночное время суток в д. Нежилово и д.Боевик Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района влечет повышение травмоопасности при перемещении по территории населенных пунктов, порождает неблагоприятный криминогенный фон на данном участке, что подтверждается сведениями врио начальника МО МВД России «Ивановский» о регистрации преступлений, создает угрозу безопасности дорожного движения, то есть нарушает право граждан на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления - решение вопросов местного значения в интересах жителей сельского поселения, в данном конкретном случае - создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности жителей д. Нежилово и д. Боевик, в связи с чем заявленные заместителем прокурора требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит организовать уличное освещение, суд приходит к выводу, что истребуемый заместителем прокурора срок является разумным для проведения соответствующих действий.
В соответствии с пунктом 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФот уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Богданихского сельского поселения о возложении обязанности организовать уличное освещение в населенных пунктах удовлетворить.
Обязать администрацию Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в срок до 01 сентября 2021 года организовать уличное освещение в деревнях Нежилово и Боевик Ивановского района Ивановской области в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в указанной сфере.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.В.Трубецкая
Решение суда в окончательной форме принято 04 августа 2020 года