66а-877/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 13 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Артамоновой Т.А., Катанаевой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-83/2022 по административному исковому заявлению Гуськова Андрея Владимировича об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе Гуськова Андрея Владимировича на решение Ставропольского краевого суда от 11 февраля 2022 г., которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения административного истца Гуськова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. № 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 г.).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. № 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 г.).
Административный истец Гуськов А.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями о признании недействующими пункта 8723 Перечня на 2020 г., пункта 8751 Перечня на 2021 г., включающих помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ссылаясь на отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 11 февраля 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Гуськов А.В. просит отменить решение суда, приняв новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Министерством имущественных отношений Ставропольского края, а также участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в данной части не обжалуется.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 названного кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется как их кадастровая стоимость.
В оспариваемые Перечни включено находящееся в собственности административного истца помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющим, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, назначение «нежилое», наименование «административное», вид разрешенного использования «административное», расположенное в здании с кадастровым номером <данные изъяты>
Незаконность включения помещения в Перечни административный истец связывает с ошибочными сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) о нахождении помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в здании с кадастровым номером <данные изъяты>, которое также включено в оспариваемые Перечни (пункт 1592 Перечня на 2020 г., пункт 1681 Перечня на 2021 г.). При этом, поскольку здание с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечни не включено, основания для включения помещения в нем в Перечни, по мнению административного истца, отсутствуют.
Из материалов дела, в том числе ответов филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю от 28 октября 2021 г., от 11 февраля 2022 г. следует, что для помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, фактически расположенного в пределах здания с кадастровым номером <данные изъяты>, в базе данных ЕГРН была допущена ошибка при определении кадастрового номера здания – ошибочно внесена информация о расположении в здании с кадастровым номером <данные изъяты>. Указанная техническая ошибка в отношении помещения впоследствии выявлена и исправлена 8 сентября 2021 г., из базы данных исключена некорректная информация о расположении помещения в здании с кадастровым номером <данные изъяты> Согласно актуальным сведениям ЕГРН помещение расположено в пределах 5-го этажа здания с кадастровым номером <данные изъяты>. Сведения о здании внесены в ЕГРН 16 декабря 2011 г. на основании электронных копий технического паспорта от 27 марта 2000 г. с инвентарным номером № Актуальная площадь здания 6 159,8 кв.м. 11 января 2022 г. зданию с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющему ошибочную площадь 2 464,6 кв.м и дублирующему сведения актуального здания с кадастровым номером <данные изъяты>, присвоен статус сведений «архивный».
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, где, в том числе, указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Следовательно, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к торговому центру.
В настоящем случае отсутствуют основания для включения в Перечни помещения как самостоятельного объекта на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку назначение, разрешенное использование или наименование его в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в представленной административным истцом технической документации (технических планах от 22 марта 2006 г.), не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Фактическое обследование помещения в юридически значимые периоды не проводилось, материалы дела доказательств иного не содержат.
Таким образом, для признания законным включения нежилого помещения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации применительно к настоящему делу должен доказать, что здание с кадастровым номером <данные изъяты>, в котором находится спорное нежилое помещение, является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом) в соответствии с условиями, предусмотренными пунктами 3, 4 или 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует и установлено судом, что здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 6 159,8 кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования «под офисными и подсобными помещениями, что соответствует 122/1000 дол.вклад.без выдела долей в натуре».
В материалах дела имеется учетно-техническая документация на здание в виде сшива технической части документов из технического паспорта (инвентарный №), составленного по состоянию на 27 марта 2000 г. Ставропольским бюро технической инвентаризации. Согласно экспликации к поэтажным планам планам строения помещения здания имеют назначение: «комната персонала», «подсобное», «сан.узел», «вестибюль», «турецкая баня», «комната отдыха», «массажн.кабинет», «туалет», «солярий», «коридор», «раздевалка», «душевая», «зал аэробики», «тренажерный зал», «тамбур», «теплоузел», «банкет.зал» (23,4 кв.м., 14,6 кв.м), «обед.зал» (65,6 кв.м, 47,5 кв.м), «кабинет», «электрощитовая», «овощной цех» (5,1 кв.м), «мясной цех» (5,3 кв.м), «моечная», «горячий цех» (12,2 кв.м), «вход», «лестничная клетка», «подвал», «кладовая», «торговый зал» (127,8 кв.м, 93,6 кв.м, 102,2 кв.м, 68,1 кв.м, 67,9 кв.м, 27,4 кв.м, 187,6 кв.м, 462 кв.м, 177,6 кв.м, 271,7 кв.м), «касса» (5,9 кв.м), «склад», «косметич.кабинет», «парикмах.», «прачечная», «холл», «маникюр.кабинет», «шкаф», «зал игровых автоматов», «вахтерская», «лифт», «кафе» (48,9 кв.м, 46 кв.м), «телеф.шкаф», «умывальн.», «витрина», «эл.щитовая», «мастерская», «кинопроекцион.», «архив», «маш.бюро», «приемная».
Площадь здания по сведениям ЕГРН составляет 6 159,8 кв.м. Административным истцом представлен технический паспорт, составленный муниципальным унитарным предприятием «Земельная палата» г. Ставрополя на 22 декабря 2021 г., согласно которому площадь здания составляет 6 313,8 кв.м.
Помещения в здании с назначением «торговый зал», «банкет.зал», «обед.зал», «овощной цех», «мясной цех», «горячий цех», «касса», «кафе» составляют в любом случае более 20% от общей площади здания, как указанной в ЕГРН, так и по данным технического паспорта, представленного административным истцом, что свидетельствует о правомерности отнесения здания к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку оно предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд первой инстанции правомерно принял данную техническую документацию от 27 марта 2000 г. в качестве доказательства по делу, отказав в удовлетворении ходатайств административного истца об исключении ее из числа доказательств по делу, поскольку данная техническая документация явилась основанием для внесения соответствующих сведений о здании в Единый государственный реестр недвижимости, представлена в сшитом и заверенном Государственным бюджетным учреждением Ставропольского края «Ставкрайимущество» виде, соответствует технической документации, представленной по запросу суда ГБУ СК «Ставкрайимущество» в электронном виде (том 4 л.д. 85-86).
При этом судом обоснованно не принят технический паспорт по состоянию на 22 декабря 2021 г., представленный административным истцом, как составленный после даты формирования оспариваемых Перечней.
Выводы суда первой инстанции о признании здания соответствующим требованиям пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как административно-деловой центр и торговый центр (комплекс) ошибочны, сделаны без соответствующего анализа технической документации. Имеющиеся в здании помещения с наименованием «кабинет» не подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как относящиеся к офисам, поскольку термин «кабинет» равным по значению «офис» не является.
Ошибочные выводы суда к вынесению неправомерного решения не привели.
Ссылка административного истца на то, что фактическое обследование как здания, так и помещения не проводилось, правового значения не имеет, поскольку спорный объект недвижимости включен в Перечни по предназначению, а не по фактическому использованию.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, не приводится, судебная коллегия, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 11 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуськова Андрея Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 мая 2022 г.
Председательствующий
Судьи