Дело № 33-3186/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30.03.2015 г. г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым суда в составе:
председательствующего Воробьевой С.А.,
судей Терентьевой Н.А., Яковлева С.В.,
при секретаре Усковой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда Республики Крым от 29.10.2014 г. по делу № 2-1747/14 по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя о признании неправомерными действий, понуждении произвести перерасчет ранее назначенной основной и дополнительной пенсии по инвалидности с 04.04.2014 г. и выплате недополученной суммы
Заслушав доклад судьи Яковлева С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 ( далее истец) обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в <адрес> ( далее ПФ) о признании неправомерными действий последнего по отказу в проведении перерасчета ранее назначенной ему основной и дополнительной пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.50,54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», понуждении провести перерасчет ранее назначенной ему основной и дополнительной пенсии по инвалидности с 04.04.2014 г. до момента внесения изменений или отмены ст.28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» на основании ст.50,54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и выплатить неполученную сумму. Исковые требования мотивированы тем, что ПФ в нарушение ст. 50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» неправомерно отказывал ему в выплате в полном объеме основной и дополнительной пенсий.
Центральным районным судом г. Симферополя Республики Крым (судья Заболотная Н.Н.) 29.10.2014 г. по делу № 2-1747/14 принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Плисовым Ю.Я. подана апелляционная жалоба на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29.10.2014 г., в которой он просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание 30.03.2015 г. участники процесса явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены должны образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. В адрес суда 30.03.2015г. поступило ходатайство истца о приобщении документов.
Принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь ст.167ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным провести судебного разбирательства по имеющимся в деле материалам.
Выслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда пришла к следующим выводам.
Ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» устанавливает, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 26.03.2014 г. N 1826-64 «О Пенсионном фонде Республики Крым» утверждено Временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым, в соответствии с которым Пенсионный фонд Республики Крым является органом исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.
Согласно п.п. 3 п. 4 Временного положения о Пенсионном фонде Республики Крым в его функции входит своевременное и в полном объеме финансирование и выплата пенсий, помощи на погребение, других выплат, которые согласно законодательству осуществляются за счет бюджета Пенсионного фонда и других источников. При этом согласно п. 8 указанного Временного положения Пенсионный фонд реализует свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы.
На основании Постановления Государственного совета Республики Крым от 17.03.2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» до принятия соответствующих нормативных актов Крыма на его территории (в том числе в г. Севастополе) применяется законодательство Украины, принятое до 21.02.2014 года.
Таким образом, учитывая то, что спорные правоотношения возникли в связи с размером основной и дополнительной пенсии, назначенных с 01.01.2012 г., при рассмотрении данного спора подлежат применению нормы законодательства Украины.
Материалы дела свидетельствуют, что истец является инвалидом третьей группы вследствие заболевания, связанного с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.6), отнесен к категории №1 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (л.д.9).
С 01.01.2012 года размер пенсии истца исчислен в соответствии с п.12 Постановления Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 №1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
Согласно сведений пенсионного дела № истец с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсии: основную в размере 2251,14 грн., как инвалид 3 группы вследствие заболевания, связанного с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в размере 284,70 грн., повышение инвалидам армии, приравненным к инвалидам войны 3 гр. в размере 284,70 грн., доплату в размере 50 грн., а всего 2871,14 грн.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец 22.07.2014г.обратился в ПФ с заявлением, в котором просил сообщить размер его пенсии с января 2010 года по настоящее время и разъяснить порядок ее начисления.
Истцом 31.07.2014 г. был получен подготовленный ПФ ответ, в котором ему был разъяснен порядок начисления основной пенсии по инвалидности и дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью.
В соответствии со ст. 49 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» пенсия лицам, отнесенным к категории 1,2,3,4, устанавливается в виде: а) государственной пенсии; б) дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, которая назначается после возникновения права на государственную пенсию.
В соответствии со ст. 50 указанного Закона лицам, отнесенным к категории 1, назначается ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью для инвалидов 3-ой группы в размере 50% минимальной пенсии по возрасту.
Согласно ст. 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» размер пенсии для инвалидов, в отношении которых установлена связь с Чернобыльской катастрофой, не может быть ниже по 3-ей группе инвалидности – 6 минимальных пенсии по возрасту.
Материалы дела свидетельствуют о том, ответчиком при расчете и выплате пенсии истцу учитывался порядок и размер выплат отдельным категориям граждан, установленные Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 года № 1210 « О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», согласно которого основной размер пенсии по инвалидности 3-ей группы для участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС не может быть меньше 145% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, а ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, выплачивается в размере 30% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.
Судебная коллегия, изучив доводы искового заявления, возражения ответчика, считает обоснованными утверждения истца о том, что при расчете ему размера основной и дополнительной пенсий подлежат применению нормы Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», с учетом порядка их применения, указанного в Законе Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год».
Законом Украины № 719- VII от 16.01.2014 г. «О государственном бюджете Украины на 2014 год», который вступил в силу с 01.01.2014 г., какие-либо ограничения по применению положений ст. 50,54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» в 2014 году не были предусмотрены.
Законом Украины № 1622- VII от 31.07.2014 г. были внесены изменения в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год», согласно которым Заключительные положения этого Закона дополнены п.6-7, который предусматривал, что положения, в частности, ст.50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» применялись в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджета Пенсионного фонда Украины и бюджетов других фондов общеобязательного государственного социального страхования на 2014год.
Изучив указанные обстоятельства, принимая во внимание положения Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», Постановления Государственного совета Республики Крым от 17.03.2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма», дату обращения истца с заявлением в ПФ о перерасчете пенсии, судебная коллегия приходит к выводу, что последний должен был рассмотреть это заявления без учета ограничений, установленных Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 года № 1210 « О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», применяя исключительно нормы Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
При таких обстоятельствах становится очевидным обоснованность требований истца о признании противоправными действий ответчика по отказу в проведении перерасчета назначенной ему основной и дополнительной пенсии по инвалидности с 04.04.2014 г. на основании ст. 50,54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», понуждении последнего произвести перерасчет назначенной ему пенсии.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано истцу в удовлетворении исковых требований.
Распоряжением Совета ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № –р «Об отмене регистрации Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных управлений», распоряжением Совета ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № –р «Об утверждении ликвидационных балансов Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных управлений», Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в <адрес> ликвидировано без правопреемства.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В п. 4 ст. 3 Федерального закона № 208-ФЗ « Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя » определено, что перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Таким образом, учитывая, что истцу было незаконно отказано в перерасчете пенсии, при этом, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 года № 1562 –р Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г.Симферополя ликвидировано без правопреемства, первый не лишен права на обращения с заявлением о перерасчете в соответствующий орган пенсионного фонда в Российской Федерации, а при отказе указанного органа в перерасчете пенсии - на обращение в суд.
Руководствуясь ст.ст. 322, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение Центрального районного суда Республики Крым от 29.10.2014 г. по делу № 2-1747/14 отменить полностью, исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя о признании неправомерными действий последнего по отказу в проведении перерасчета ранее назначенной ему основной и дополнительной пенсии по инвалидности с 04.04.2014 г. на основании ст.50,54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», понуждении произвести перерасчет ранее назначенной ему основной и дополнительной пенсии по инвалидности с 04.04.2014 г. до момента внесения изменений или отмены ст.28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» на основании ст.50,54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и выплате неполученной суммы оставить без рассмотрения.
Председательствующий судья подпись Воробьева С.А.
Судьи подпись Терентьева Н.А.
подпись Яковлев С.В.