Судья Левина З.А. № 33а-2651
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2018 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Литвиновой М.В., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Камендровском С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Рацко А.В., Колесникова О.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными отказа во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, решении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права по апелляционным жалобам Рацко А.В., Колесникова О.Е. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 30 января 2018 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения Рацко А.В., Колесникова О.Е., поддержавших апелляционные жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Фролкова М.В., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив их доводы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Рацко А.В. и Колесников О.Е. обратились в суд с административными исковыми заявлениями, в которых с учетом уточнения заявленных требований просили признать незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Россреестра по Саратовской области) об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) от 17 ноября 2017 года, обязать Управление Росреестра по Саратовской области поставить на государственный кадастровый учет автостояночные места (боксы), строительные номера 21 «б», 13 «б» площадью по 18,48 кв. м в незавершенном строительном объекте, расположенном на 2 этаже (среднем) уровне в 3-х уровневом гаражном кооперативе (подземно-наземной стоянке), расположенном во дворе <адрес> в ЕГРН; признать незаконными уведомления Управления Росреестра по Саратовской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 24 ноября 2017 года, обязать Управление Росреестра по Саратовской области поставить на государственный кадастровый учет и произвести государственную регистрацию права собственности за Рацко А.В. на вышеуказанное автостояночное место (бокс) со строительным номером 21 «б», за Колесниковым О.Е. - на вышеуказанное автостояночное место (бокс) со строительным номером 13 «б». Требования мотивированы тем, что вступившими в законную силу решениями Фрунзенского районного суда города Саратова от 12 сентября 2017 года и 14 сентября 2017 года за Рацко А.В., Колесниковым О.Е. признано право собственности на вышеуказанные автостояночные места (боксы), в связи с чем административные истцы обратились в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлениями о включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН, государственной регистрации права собственности на данные объекты недвижимости. Решениями Управления Росрестра по Саратовской области от 16 ноября 2017 года и 17 ноября 2017 года Рацко А.В., Колесникову О.Е. отказано во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), поскольку отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект ранее учтенным, отсутствуют сведения о площади объекта недвижимости, не поступил ответ из органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации. Уведомлениями от 24 ноября 2017 года, 27 ноября 2017 года сообщено о приостановлении действий по постановке автостояночных мест на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в соответствии с пунктами 5, 19 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, поскольку заявителями не представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно: технический план, являющийся основанием для государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ; объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный учет которого и (или) государственной регистрации прав на который осуществляются в соответствии с Законом № 218-ФЗ, поскольку внесение сведений о нежилом помещении как об объекте незавершенного строительства Порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 года № 943, не предусмотрено. Ссылаясь на отсутствие возможности по изготовлению технического плана на автостояночные места в связи с тем, что строительство гаражного комплекса не завершено, полагали, что государственная регистрация права подлежит осуществлению на основании вступившего в законную силу решения суда.
Определением Фрунзенского районного суда города Саратова от 16 января 2018 года административные дела по административным исковым заявлениям Рацко А.В. и Колесникова О.Е. объединены в одно производство.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 30 января 2018 года Колесникову О.Е. и Рацко А.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционных жалобах Колесников О.Е. и Рацко А.В. просят отменить данное решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагают, что судом первой инстанции не учтено, что ранее решениями судов установлено, что спорные объекты имеют 91% завершенности строительных работ, также суд не принял во внимание положения пункта 5 части 2 Закона № 218, согласно которому решение суда является основанием для государственного учета и регистрации права собственности на объект. Считают, что представленный в регистрирующий орган технический план от 08 октября 2012 года необоснованно не принят во внимание, без учета срока его изготовления в течение 3 месяцев.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В силу частей 1, 4 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 5, 19 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Из материалов административного дела следует, что вступившим в законную силу решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 12 сентября 2017 года за Рацко А.В. признано право собственности на автостояночное место (бокс) со строительным номером 21 «б» площадью 18,48 кв. м в незавершенном строительством объекте, расположенном на втором (среднем) уровне в трехуровневом гаражном кооперативе (подземно-наземной стоянке) во дворе <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 14 сентября 2017 года за Колесниковым О.Е. признано право собственности на автостояночное место (бокс) со строительным номером 13 «б» площадью 18,48 кв. м в вышеуказанном незавершенном строительством объекте.
21 ноября 2017 года Рацко А.В. и 22 ноября 2017 года Колесников О.Е. обратились в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вышеуказанные нежилые помещения.
Решением Управления Росреестра по Саратовской области от 17 ноября 2017 года Рацко А.В., решением от 16 ноября 2017 года Колесникову О.Е. отказано во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ; государственными регистраторами указано, что представленные заявителями технические паспорта, изготовленные муниципальным унитарным предприятием (далее - МУП) «Городское бюро технической инвентаризации» по состоянию на 08 октября 2012 года не позволяют считать объекты ранее учтенными, поскольку исходя из положений приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 октября 2011 года № 577 «Об утверждении порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости) (в редакции, действующей до 01 января 2017 года), технический учет ранее учтенного объекта недвижимости должен быть осуществлен до 01 сентября 2012 года.
Уведомлением Управления Росреестра по Саратовской области от 24 ноября 2017 года Рацко А.В., уведомлением от 27 ноября 2017 года Колесникову О.Е. осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении спорных нежилых помещений приостановлено, поскольку заявителями не представлены необходимые документы; объекты, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав которых представлены заявления, не являются объектами недвижимости, государственный кадастровый учет которых и государственная регистрация права на которые осуществляется в соответствии с Законом № 218-ФЗ.
Государственными регистраторами указано, что с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении помещений не представлен технический план, подготовленный и заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, Порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 года № 943, не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о нежилом помещении как об объекте незавершенного строительства, сведений о кадастровом номере объекта незавершенного строительства, в котором расположено помещение, в соответствии с действующим градостроительным законодательством до завершения строительства и ввода здания либо сооружения в эксплуатацию в установленном законом порядке, из указанного здания или сооружения не могут быть выделены отдельные самостоятельные объекты недвижимости - нежилые помещения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Рацко А.В. и Колесникова О.Е., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения приняты государственным регистратором в пределах своих полномочий и соответствуют закону, в связи с чем правовые основания для признания данных решений незаконными отсутствуют.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, действовавшим до 01 января 2017 года, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 октября 2011 года № 577, подлежал применению к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - Порядок учета), и введен в действие на территории Саратовской области с 01 сентября 2012 года.
Требования к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 953, в соответствии с пунктом 21 которых технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, предусмотрено, что в записи кадастра недвижимости о помещении указываются кадастровый номер здания, сооружения, в котором расположено помещение (пункт 35).
Вместе с тем заявителями в Управление Росреестра по Саратовской области представлены технические паспорта, изготовленные МУП «Городское бюро технической инвентаризации» по состоянию на 08 октября 2012 года.
Согласно заключениям кадастрового инженера от 21 ноября 2017 года № 69/7 и от 06 декабря 2017 года № 76/г подготовить технические планы для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении объектов - автостояночные места (боксы) со строительными номерами 21 «б», 13 «б», не представляется возможным в связи с тем, что здание гаражного комплекса, в котором они расположены не стоит на кадастровом учете.
При таком положении, учитывая, что технический учет принадлежащих Рацко А.В. и Колесникову О.Е. объектов не был осуществлен до 01 сентября 2012 года, здание, в котором расположены принадлежащие административным истцам автостояночные места (боксы), является объектом незавершенного строительства, которое не поставлено на кадастровый учет как здание, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у регистрирующего органа правовых препятствий для включения в ЕГРН сведений о таких объектах как ранее учтенных, осуществления кадастрового учета таких объектов и государственной регистрации прав на них.
Признание судом права собственности Рацко А.В. и Колесникова О.Е. в отношении данных объектов в данном случае не свидетельствует о наличии у регистрирующего органа безусловной обязанности по внесению сведений в ЕГРН, поскольку в соответствии со статьей 58 Закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых решений требованиям закона и нарушение этими решениями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует. Сама по себе иная оценка авторами апелляционных жалоб норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене или изменению правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 30 января 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Рацко А.В. и Колесникова О.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи