Решение по делу № 33-2501/2022 от 19.02.2022

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья ФИО2

Дело

УИД 05RS0-85

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2021 года,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,

судей Алиевой Э.З. и Зайнудиновой Ш.М.

при секретаре судебного заседания Исмаиловой А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - МВД по РД) о признании незаконными действий, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья (далее – ЕСВ, социальная выплата), об изменении даты постановки на учет для получения ЕСВ и уникального номера в базе данных,

по апелляционной жалобе представителя МВД по РД ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, выслушав объяснения представителя МВД по РД ФИО5, просившей решение суда отменить, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД о признании права на получение ЕСВ для приобретения жилья, об изменении даты постановки на учет для получения ЕСВ и уникального номера в базе данных

В обоснование указал, что с 1993 он проходил службу в органах внутренних дел, в подразделениях МВД по РД.

<дата> с ним расторгнут контракт и он уволен из органов внутренних дел, выслуга лет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет: 26 лет I 1 месяцев 21 день, в льготном исчислении: 30 лет 00 месяц 25 дней.

<дата> он обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по РД (далее- ЦЖБК МВД по РД) с заявлением о постановке его на учёт для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья, которое в тот же день было принято и зарегистрировано.

Из официального сайта МВД РФ ему стало известно, что он поставлен в очередь с <дата>, спустя более 4 месяцев после подачи заявления.

Указанные действия ответчика считает незаконными.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г. постановлено:

«Исковые требования ФИО1, удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с даты подачи и приема его заявления с <дата>.

Обязать МВД по Республике Дагестан изменить дату постановки ФИО1 и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на <дата> путем изменения уникального номера в базе данных.

Обязать МВД Российской Федерации при решении вопроса о выплате ФИО1 единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам МВД РФ исходить из возникновения его права на таковую выплату со <дата>.

В удовлетворении остальной части иска, отказать».

В апелляционной жалобе представитель МВД по РД ФИО6 просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что не имелось оснований для изменения даты постановки истца на учет для получения ЕСВ с <дата> на <дата>, поскольку датой принятия на такой учет является дата принятия правового акта федеральнного органа исполнительной власти.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, истец на заседание судебной коллегии не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с 1993 проходил службу в МВД России по РД, С <дата> с ним расторгнут контракт и он уволен из органов внутренних дел.

<дата> он обратился в ЦЖБК МВД по РД с заявлением, приложив необходимые документы, о постановке на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, которое в тот же день было принято и зарегистрировано в соответствующем журнале учета.

Однако он принят на учет на получение ЕСВ с <дата> с уникальным номером в базе данных 000306.

Согласно ответа МВД по Республике Дагестан за от <дата> истцу отказано в изменении даты принятия на учет для получения ЕСВ.

Указанные обстоятельства, а также право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, что при подаче заявления истцом был представлен полный пакет документов, необходимый для принятия решения, ответчиком не оспаривается.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от <дата> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2 ч.2 ст.4 указанного Федерального закона).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту Правила).

Согласно п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).

В соответствии с п. 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Согласно п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.

Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

В соответствии с п. 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации зависит от стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления, а потому дата рассмотрения ЦЖБК МВД по РД заявления истца и утверждения его министром ВД по РД правового значения для определения даты, с которой он подлежит принятию на учет, не имеет.

Принимая во внимание изложенное, суд верно признал, что в случае, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении судьи Верховного Суда РФ от <дата> по делу по иску ФИО7 к МВД по РД -КФ18-107 приобретение права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ответчика.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.

В связи с чем, суд правильно признал, что у ответчика не имелось оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с <дата>, при том, что заявление с необходимыми документами были представлены им <дата>, рассмотрено на заседании ЦЖБК МВД по РД <дата> и утверждено министром ВД по РД <дата>.

Более того, заседание ЦЖБК проведено с нарушением сроков (до 2-х месяцев) установленных п. 15 вышеназванных Правил.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом протоколом ЦЖБК МВД по РД от <дата>, журналом учета сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, где значится фамилия истца под номером 306 с датой подачи заявления <дата>, распоряжением министра ВД РД от <дата> об утверждении решения ЦЖБК МВД по РД.

С учетом изложенного, суд правильно удовлетворил требования истца о признании за ним и членами его семьи право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи и приема его заявления - <дата>, возложении обязанности изменить дату постановки на учет на эту дату путем изменения уникального номера в базе данных, при решении вопроса о выплате ЕСВ исходить из возникновения его права на таковую выплату с указанной даты <дата>.

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по РД ФИО6 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы РД.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья ФИО2

Дело

УИД 05RS0-85

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2021 года,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,

судей Алиевой Э.З. и Зайнудиновой Ш.М.

при секретаре судебного заседания Исмаиловой А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - МВД по РД) о признании незаконными действий, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья (далее – ЕСВ, социальная выплата), об изменении даты постановки на учет для получения ЕСВ и уникального номера в базе данных,

по апелляционной жалобе представителя МВД по РД ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, выслушав объяснения представителя МВД по РД ФИО5, просившей решение суда отменить, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД о признании права на получение ЕСВ для приобретения жилья, об изменении даты постановки на учет для получения ЕСВ и уникального номера в базе данных

В обоснование указал, что с 1993 он проходил службу в органах внутренних дел, в подразделениях МВД по РД.

<дата> с ним расторгнут контракт и он уволен из органов внутренних дел, выслуга лет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет: 26 лет I 1 месяцев 21 день, в льготном исчислении: 30 лет 00 месяц 25 дней.

<дата> он обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по РД (далее- ЦЖБК МВД по РД) с заявлением о постановке его на учёт для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья, которое в тот же день было принято и зарегистрировано.

Из официального сайта МВД РФ ему стало известно, что он поставлен в очередь с <дата>, спустя более 4 месяцев после подачи заявления.

Указанные действия ответчика считает незаконными.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г. постановлено:

«Исковые требования ФИО1, удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с даты подачи и приема его заявления с <дата>.

Обязать МВД по Республике Дагестан изменить дату постановки ФИО1 и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на <дата> путем изменения уникального номера в базе данных.

Обязать МВД Российской Федерации при решении вопроса о выплате ФИО1 единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам МВД РФ исходить из возникновения его права на таковую выплату со <дата>.

В удовлетворении остальной части иска, отказать».

В апелляционной жалобе представитель МВД по РД ФИО6 просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что не имелось оснований для изменения даты постановки истца на учет для получения ЕСВ с <дата> на <дата>, поскольку датой принятия на такой учет является дата принятия правового акта федеральнного органа исполнительной власти.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, истец на заседание судебной коллегии не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с 1993 проходил службу в МВД России по РД, С <дата> с ним расторгнут контракт и он уволен из органов внутренних дел.

<дата> он обратился в ЦЖБК МВД по РД с заявлением, приложив необходимые документы, о постановке на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, которое в тот же день было принято и зарегистрировано в соответствующем журнале учета.

Однако он принят на учет на получение ЕСВ с <дата> с уникальным номером в базе данных 000306.

Согласно ответа МВД по Республике Дагестан за от <дата> истцу отказано в изменении даты принятия на учет для получения ЕСВ.

Указанные обстоятельства, а также право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, что при подаче заявления истцом был представлен полный пакет документов, необходимый для принятия решения, ответчиком не оспаривается.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от <дата> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2 ч.2 ст.4 указанного Федерального закона).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту Правила).

Согласно п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).

В соответствии с п. 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Согласно п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.

Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

В соответствии с п. 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации зависит от стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления, а потому дата рассмотрения ЦЖБК МВД по РД заявления истца и утверждения его министром ВД по РД правового значения для определения даты, с которой он подлежит принятию на учет, не имеет.

Принимая во внимание изложенное, суд верно признал, что в случае, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении судьи Верховного Суда РФ от <дата> по делу по иску ФИО7 к МВД по РД -КФ18-107 приобретение права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ответчика.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.

В связи с чем, суд правильно признал, что у ответчика не имелось оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с <дата>, при том, что заявление с необходимыми документами были представлены им <дата>, рассмотрено на заседании ЦЖБК МВД по РД <дата> и утверждено министром ВД по РД <дата>.

Более того, заседание ЦЖБК проведено с нарушением сроков (до 2-х месяцев) установленных п. 15 вышеназванных Правил.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом протоколом ЦЖБК МВД по РД от <дата>, журналом учета сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, где значится фамилия истца под номером 306 с датой подачи заявления <дата>, распоряжением министра ВД РД от <дата> об утверждении решения ЦЖБК МВД по РД.

С учетом изложенного, суд правильно удовлетворил требования истца о признании за ним и членами его семьи право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи и приема его заявления - <дата>, возложении обязанности изменить дату постановки на учет на эту дату путем изменения уникального номера в базе данных, при решении вопроса о выплате ЕСВ исходить из возникновения его права на таковую выплату с указанной даты <дата>.

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по РД ФИО6 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы РД.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.

33-2501/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мехтиханов Дербет Рамазанович
Ответчики
МВД России
МВД по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Алиева Эльмира Зайналабидовна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
21.02.2022Передача дела судье
18.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022Передано в экспедицию
18.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее