Дело № 2а-4070/2019
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 21 октября 2019 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Брянцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Давыдова Сергея Викторовича к ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России
по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, Филиалу «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России о признании бездействия незаконным,
Установил:
Административный истец Давыдов С.В. действуя через своего представителя, предъявил к административным ответчикам ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России
по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области административный иск, в котором просил суд признать бездействие административных ответчиков, выразившееся в непредоставлении административному истцу адекватной медицинской помощи, незаконным,
не соответствующем статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В обоснование административного иска указано о том, что ДД.ММ.ГГГГ года приговором Балашихинского городского суда Московской области
он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного
п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с назначением наказание с учетом частичного сложения в виде лишения свободы на срок два года. Был взят под стражу в зале суда и помещен в ИВС. 16 октября 2017 года он был переведен в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области. В период пребывания в карантине
с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года у него был произведен отбор образцов крови на предмет выявления заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, при этом, он не был проинформирован о том, что у него имеется ВИЧ. В течение всего периода пребывания в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области антиретровирусная терапия
ему не предоставлялась. ДД.ММ.ГГГГ года он был этапирован в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, где в течение всего периода отбывания наказания антиретровирусная терапия ему не предоставлялась.
ДД.ММ.ГГГГ года он был переведен в ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России
по Ярославской области, где в течение всего периода пребывания антиретровирусная терапия ему не предоставлялась. Со второй половины декабря у него начала постепенно повышаться температура. В ДД.ММ.ГГГГ года он был переведен в отряд для осужденных с открытой формой туберкулеза. В начале марта 2019 года состояние здоровья существенно ухудшилось, температура поднималась до фебрильных цифр, у него был произведен отбор образцов крови. По результатам исследования образцов крови у него был якобы впервые диагностирован ВИЧ, при этом, количество клеток СD-4 составляло шесть единиц, что указывает на наличие у него ВИЧ в течение длительного предшествовавшего периода. 14 марта 2019 года постановлением Угличского районного суда Ярославской области он был освобожден от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью. Он считает незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непредоставлении адекватной медицинской помощи, не соответствующим статье 3 Конвенции
о защите прав человека и основных свобод (т. 1 л.д. 4-8).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФСИН России (т. 1 л.д. 21).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года (протокольное) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России. Этим же определением суда
к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Московской области (т. 1 л.д. 201-202).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года (протокольное) к участию
в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России (т. 2 л.д. 102-106).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года (протокольное) к участию
в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБУЗ МО «Ногинская центральная районная больница» (т. 2 л.д. 139-141).
В судебное заседание административный истец Давыдов С.В., не явился, извещен, действовал через своих представителей.
Представители административного истца по доверенности (т. 1 л.д. 9; 10; 11; 12-13) адвокат Эйсмонт М.О. и Зборошенко Н.С. административный иск поддержали, просили удовлетворить административный иск по изложенным
в административном исковом заявлении доводам.
Представитель административного ответчика - ФКУ СИЗО-11
УФСИН России по Московской области по доверенности (т. 1 л.д. 196; 197) - Лебедева Д.М. административный иск не признала, просила отказать
в удовлетворении административного иска. Пояснила, что в учреждении
у административного истца была взята кровь и направлена на анализ. Ранее также представила в дело письменные возражения на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 192-193).
Административный ответчик - ФКУ ИК-3 УФСИН России
по Ярославской области в судебное заседание своего представителя
не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщил. Ранее неоднократно представил в дело ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя
и письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать
в удовлетворении требований в полном объеме (т. 1 л.д. 31; 49-50; 51-52; 184-185; т. 2 л.д. 2-4; 45; 109-110).
Административный ответчик - ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России
по Ярославской области в судебное заседание своего представителя
не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщил. Ранее неоднократно представил в дело ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя
и письменный отзыв на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 150; 152; 153-154; 173-174; 229-230; 231-232; т. 2 л.д. 47-49; 50; 111-112; 152-153).
Представитель административного ответчика - ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России по доверенности (т. 1 л.д. 215; 216-217) – Белова А.С., также
по доверенности (т. 1 л.д. 214; 216-217; т. 2 л.д. 148) представляющая интересы заинтересованных лиц – УФСИН России по Московской области и ФСИН России, административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска. Пояснила, что незаконного бездействия нет,
не поступление в учреждение результата анализа крови административного истца не является виной учреждения. Ранее от заинтересованного лица -
ФСИН России в дело были представлены письменные возражения
на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 222; 223-224; 227-228).
Заинтересованное лицо - ГБУЗ МО «Ногинская центральная районная больница» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте извещено надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщило.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие
не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, устанавливает право каждого
на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе,
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в числе иных, признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права,
и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 21.11.2011 г.
№ 323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья),
и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права
и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Согласно ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание
и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ мероприятия
по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения
и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Из положений ст. 9 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность
за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено ст. 19 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь
в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии
с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг
и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу ч. 1 ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также
о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Согласно ст. 26 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право
на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях
в медицинских организациях государственной системы здравоохранения
и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию
с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из положений ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ следует,
что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии
с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным
ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной
и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Как следует из положений ст. 101 УИК РФ, лечебно-профилактическая
и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом
и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным
под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – Правила оказания медицинской помощи).
Согласно п. 4 Правил оказания медицинской помощи в медицинских организациях лицам, лишенным свободы, оказываются все виды медицинской помощи с соблюдением порядков их оказания и на основе стандартов медицинской помощи.
Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 № 44930).
Согласно п.п. 123 и 124 названных Правил лечебно-профилактическая
и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В ИУ осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
В соответствии с п.п. 126 и 127 названных Правил в ИУ обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм
и требований. Все осужденные, прибывшие в ИУ, проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку, короткую стрижку волос, короткую правку бороды и усов при их наличии (для мужчин).
В соответствии с медицинскими показаниями может быть произведена полная стрижка волосяного покрова. Осужденные в карантинных отделениях проходят обязательное медицинское обследование, включающее в себя осмотр врачами-специалистами, рентгено-флюорографическое и лабораторное исследования. Результаты обследования регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного. Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы.
Приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190
от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01 ноября 2005 года № 7133) утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание
в местах лишения свободы и заключенным под стражу.
Пунктами 2, 3 и 4 названного выше Порядка было определено,
что медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ)
и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями (далее - медицинские службы), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения. Медицинские службы федеральных органов исполнительной власти обеспечивают соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным,
за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 6 названного выше Порядка одной из основных задач медицинской службы являлась организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России
(далее - Учреждения).
Согласно п.п. 7, 8, 9, 10 названного выше Порядка организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается
в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами. Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья. Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Лица, осужденные
к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания
в колонии-поселении, другие осужденные, подозреваемые и обвиняемые,
не содержащиеся под стражей (охраной), получают медицинскую помощь
в ЛПУ по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях
с другими гражданами Российской Федерации.
Из п. 13 названного выше Порядка следует, что для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора (далее - СИЗО), исправительного учреждения (далее - ИУ), в том числе исправительной колонии (далее - ИК), лечебного исправительного учреждения (далее - ЛИУ), воспитательной колонии (далее - ВК), тюрьмы) либо филиалом лечебно-профилактического учреждения. Учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность.
Пунктом 24 названного выше Порядка определено, что по прибытии
в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза.
В соответствии с п.п. 35 и 36 названного выше Порядка для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза
и других заболеваний проводятся лабораторные исследования. При наличии
в штатах медицинской части врачей-специалистов они привлекаются
к проведению медицинских осмотров всех прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В дальнейшем проводятся плановые (не реже двух раз в год) медицинские осмотры и внеплановые - по показаниям.
Как установлено п.п. 39, 40, 41 названного выше Порядка, отказ подозреваемого, обвиняемого или осужденного от предлагаемого
ему обследования, лечения, иного медицинского вмешательства оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подтверждается
его личной подписью, а также подписью медицинского работника после беседы, в которой подозреваемому, обвиняемому или осужденному в доступной для него форме разъясняются возможные последствия отказа от предлагаемых лечебно-диагностических мероприятий. Нежелание подозреваемого, обвиняемого либо осужденного подтверждать свой отказ личной подписью обсуждается медицинскими работниками и фиксируется в медицинской документации. Всем убывающим из СИЗО, в том числе и транзитным, проводится обязательное медицинское освидетельствование для определения пригодности к условиям транспортировки. К перевозке не допускаются больные в острой стадии заболевания, больные инфекционными и венерическими заболеваниями, пораженные педикулезом, чесоткой, не прошедшие установленный курс лечения, а также нетранспортабельные больные.
По завершении осмотра дается заключение с отметкой в медицинской карте амбулаторного больного о состоянии здоровья каждого убывающего. Медицинский работник, проводивший осмотр, ставит под заключением
и на открытой справке личного дела свою подпись с указанием фамилии, должности и даты. Преемственность в лечении при переводе больного в другое Учреждение обеспечивается передачей медицинской карты амбулаторного больного с личным делом, где отражается проводимое и рекомендуемое ему лечение. Осужденные, прибывшие в ИУ, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний.
Согласно п.п. 311, 312, 313 названного выше Порядка организация диагностики, лечения, диспансерного наблюдения и содержания
ВИЧ-инфицированных осуществляется на основании требований законодательства в отношении этой инфекции. Все выявленные
ВИЧ-инфицированные лица берутся на диспансерный учет. Диспансерное наблюдение должно обеспечить выполнение следующих задач, в числе которых, выявление и лечение имеющихся у больного или вновь возникающих заболеваний, способствующих более быстрому прогрессированию
ВИЧ-инфекции; максимально раннее выявление признаков прогрессирования ВИЧ-инфекции; своевременное назначение специфической терапии; оказание всех видов квалифицированной медицинской помощи при соблюдении врачебной тайны. При постановке больного на учет производится его первичное обследование, целью которого является подтверждение диагноза
ВИЧ-инфекции, установление стадии болезни, выявление имеющихся
у больного вторичных и сопутствующих заболеваний для определения тактики дальнейшего ведения больного. Повторные обследования проводятся
при ухудшении состояния больного и в плановом порядке в зависимости
от стадии болезни.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным
под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (Зарегистрировано в Минюсте России 09 февраля 2018 года № 49980).
Согласно п. 26 названного Порядка все лица, доставленные в СИЗО, кроме следующих транзитом, в срок не более трех рабочих дней со дня их прибытия осматриваются врачом-терапевтом (врачом общей практики) или фельдшером. Для выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и других заболеваний проводятся флюорография легких
или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов. Если при изучении анамнеза у обследуемого лица имеются указания на то, что он ранее получал лечение по поводу заболевания, передающегося половым путем,
или в отношении него осуществлялось диспансерное наблюдение
в медицинских организациях дерматовенерологического профиля, медицинский работник в целях обеспечения преемственности в организации диспансерного наблюдения и лечения направляет запрос в указанные медицинские организации на предоставление выписок из медицинской документации указанного обследуемого лица, содержащих информацию о ранее полученном им лечении, с приложением письменного согласия гражданина или его законного представителя на запрос указанных сведений, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и соблюдении врачебной тайны.
Пунктом 27 названного Порядка определено, что за состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.
Из пунктов 30-31 названного Порядка следует, что осужденные
при поступлении в учреждения УИС осматриваются медицинским работником
с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность
для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии. Осужденным, прибывающим в колонии-поселения из зала суда, с целью выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем,
и других заболеваний проводятся флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика.
При наличии показаний назначаются дополнительные исследования
и консультации врачей-специалистов. В период содержания осужденного
в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики)
или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Осужденным при камерном содержании в учреждении УИС, а также несовершеннолетним осужденным лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи) и осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера проводятся два раза в год. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.
В соответствии с п. 32 названного Порядка медицинские осмотры
и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии
с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Прибытие осужденных для медицинского осмотра в медицинскую часть (здравпункт) организует администрация учреждения УИС.
В период заключения административного истца под стражу, и в период отбывания административным истцом назначенного вступившим в законную силу приговором суда наказания действовал Приказ Минздрава России
от 24 декабря 2012 года № 1511н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)» (Зарегистрировано в Минюсте России 13 февраля 2013 года № 27053), которым был утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией).
Из материалов административного дела следует, что ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России
по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, Филиалу «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России,
ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России, каждое, зарегистрированы в установленном законом порядке, являются действующими, действуют на основании Уставов.
В части касающейся каждое из названных Учреждений исполняют наказание
в виде лишения свободы, обеспечивают охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, организуют оказание медицинской помощи осужденным, содержащимся в Учреждении, медико – санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение, выполняют специальные функции, связанные с медико – санитарным обеспечением, направленные на охрану здоровья, медицинское обеспечение деятельности учреждений УИС, обеспечивают проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний
и на ранее их выявление, организацию медицинской деятельности
в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
ДД.ММ.ГГГГ года Давыдов С.В. приговором Балашихинского городского суда Московской области, вступившим в законную силу, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158
УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком
на 1 год и 10 месяцев. На основании ст. 70 УК РФ с учетом требований
п. «в» ч. 1 ст. 71 УК РФ частично присоединено наказание, не отбытое
по приговору от ДД.ММ.ГГГГ года Балашихинского городского суда Московской области в виде 2 месяцев лишения свободы, и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения Давыдову С.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена. Давыдову С.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу
до вступления приговора в законную силу. Давыдов С.В. взят под стражу в зале суда. Срок отбывания наказания Давыдовым С.В. исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ года. После приговора суда административный истец помещен в ИВС, откуда
ДД.ММ.ГГГГ года прибыл в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, откуда ДД.ММ.ГГГГ года убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, откуда
ДД.ММ.ГГГГ года убыл в ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, в дальнейшем поступил в Филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России.
ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России и ГБУЗ МО «Ногинская центральная районная больница» заключен государственный контракт об оказании лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи.
Из ответа на судебный запрос из ГБУЗ МО «Ногинская центральная районная больница» от 16 октября 2019 года № 5796 и представленной справки следует, что биоматериал (кровь) на ВИЧ-исследование Давыдова С.В.
из СИЗО-11 в лабораторию КВДО в ДД.ММ.ГГГГ не поступал (из СИЗО-11 в октябре вообще никого не привозили). Был доставлен биоматериал (кровь) только один раз – ДД.ММ.ГГГГ года, дата забора крови ДД.ММ.ГГГГ года. Дата постановки анализа в КДЛ КВДО ДД.ММ.ГГГГ года – скрининг (положительный). Проводилось дообследование ДД.ММ.ГГГГ года
в лаборатории МОЦ обл. СПИД МОНИКИ, результат был получен ДД.ММ.ГГГГ года – положительный. Результаты анализов забирает медсестра СИЗО-11 один раз в неделю самостоятельно.
За время пребывания в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года
на диспансерном учете в ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России с диагнозом
ВИЧ-инфекция Давыдов С.В. не наблюдался.
В Филиале «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России произведен забор крови у Давыдова С.В., а в дальнейшем дано заключение специальной медицинской комиссии о медицинском освидетельствовании осужденного, согласно которого административному истцу установлен заключительный диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний 4В
в фазе прогрессирования на фоне начала АРВТ. Диссеминированный туберкулез легких в фазе инфильтрации. Пневмоцистная пневмония. Дыхательная недостаточной 2-3 степени.
ДД.ММ.ГГГГ года постановлением Угличского районного суда Ярославской области Давыдов С.В. освобожден от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью.
ДД.ММ.ГГГГ года на основании указанного выше постановления Давыдов С.В. был освобожден.
С ДД.ММ.ГГГГ года Давыдов С.В. состоит под диспансерным наблюдением в ГКУЗ МО ЦПБ СПИД ИЗ, и, как следует из письменного сообщения данного учреждения, ранее антитела к ВИЧ выявлялись в ИЗ 50/1 Ногинск, ИБ № 5665 от ДД.ММ.ГГГГ года «положительный». Антиретровирусная терапия (АРТ) с ДД.ММ.ГГГГ года в ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России, с ДД.ММ.ГГГГ года в ГКУЗ МО ЦПБСПИД ИЗ. Кроме того, ГКУЗ МО ЦПБ СПИД ИЗ отвечал на поступивший в ДД.ММ.ГГГГ года запрос
из ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России, отправителю запроса сообщено о выявлении
у Давыдова С.В. антител к ВИЧ в ИЗ 50/1 Ногинск ДД.ММ.ГГГГ года.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (т. 1 л.д. 14-15; 22-24; 25; 32-44; 45-47; 48; 54-55; 56-76; 78; 79-92; 94-147; 148-149; 151; 155-157; 158; 159-170; 171; 175-183; 186; 187-188; 191; 194; 225-226; т. 2 л.д. 5-17; 18-20; 21-22; 23-43; 44; 52; 53; 54-56; 57-61; 62-79; 80-93; 107; 114-117; 118; 119-122; 122оборот-125; 126-131; 132-136; 150-151), в числе которых и медицинская карта амбулаторного больного № 1575 на имя административного истца, из которой следует, что он был уведомлен о диагнозе (ВИЧ-инфекция) ДД.ММ.ГГГГ года (т. 1 л.д. 95).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года допрошена свидетель Бершауэр Елена Вячеславовна, из показаний которой следует, что она работает начальником Филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России и врачом данного учреждения. Давыдов С.В. поступил в учреждение ДД.ММ.ГГГГ года из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области
с подозрением на туберкулез. Он находится на стационарном лечении, наличие ВИЧ отрицал. Была назначена противотуберкулезная терапия. Они обращали внимание, что в медицинской карте отсутствовали какие – либо данные анализа на ВИЧ. Давыдову С.В. предлагалось пройти добровольное обследование
на ВИЧ, он отказывался, ссылаясь, что ВИЧ инфекции у него нет. Пояснял,
что у него уже брали анализ, и что если бы он оказался положительным,
то его уведомили бы об этом. ДД.ММ.ГГГГ года был сделан запрос,
но результат не приходил два месяца. В дальнейшем Давыдов С.В.
дал письменное согласие на анализ крови, ДД.ММ.ГГГГ года диагноз
ВИЧ инфекция был подтвержден, о чем его уведомили. ДД.ММ.ГГГГ года
ему назначена антиретровирусная терапия, что подтверждено медицинской картой (т. 2 л.д. 102-106).
Оригинал медицинской карты стационарного больного на имя Давыдова С.В. обозревался в судебном заседании, приобщен к материалам административного дела до вступления решения суда в законную силу
(т. 2 л.д. 155).
Иные представленные письменные документы (т. 1 л.д. 205-208; 209-212; т. 2 л.д. 142-147) не отвечают требованиям относимости, допустимости
и достоверности, в связи с чем, не принимаются судом в качестве доказательств по данному административному делу.
Иных доказательств по данному административному делу
не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает рассматриваемый в данном административном деле административный иск обоснованным в следующей части.
Материалами административного дела подтверждено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Давыдов С.В. до вступления приговора суда в законную силу находился под стражей в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, и в дальнейшем отбывал наказание в виде лишения свободы
в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, а также в ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и Филиалу «Туберкулезная больница»
ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России, где, в том числе находился на стационарном лечении.
Административный истец имел и имеет право на охрану здоровья
и медицинскую помощь, и в указанный период времени в силу положений
ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, ч. 6 ст. 12, ст. 101 УИК РФ, Правил оказания медицинской помощи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1466, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы
и заключенным под стражу, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005, Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285, Стандарта первичной медико-санитарной помощи при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекцией), утвержденного Приказом Минздрава России от 24 декабря 2012 года № 1511н, имел право на оказание ему медицинской помощи, включая медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь
в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости
от медицинского заключения, в том числе, и на выявление ВИЧ-инфекции путем проведения лабораторных исследований и клинической лабораторной диагностики для своевременного назначения специфической терапии.
При этом, административные ответчики в силу этих же требований закона были обязаны обеспечить Давыдову С.В. охрану его здоровья и оказание
ему медицинской помощи, в том числе и по выявлению у административного истца ВИЧ-инфекции путем проведения лабораторных исследований
и клинической лабораторной диагностики для своевременного назначения специфической терапии.
Вместе с тем, в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области
и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России были дважды взяты образцы крови административного истца для соответствующей клинической диагностики, однако, до поступления результатов анализа крови в учреждение Давыдов С.В. был направлен для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, при этом,
в медицинскую документацию истца сведения о наличии ВИЧ-инфекции
не внесены, о результатах анализа крови административный истец не был уведомлен.
В материалы административного дела не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, безусловно подтверждающих,
что Давыдов С.В., находясь под стражей, и в дальнейшем отбывая наказание
в местах лишения свободы, отказывался от клинической лабораторной диагностики для выявления ВИЧ-инфекции. При этом, из представленной суду медицинской документации усматривается, что административный истец неоднократно давал согласие на виды медицинских вмешательств, однако,
при отсутствии в данной документации сведений о результатах анализа крови административного истца, только в Филиале «Туберкулезная больница»
ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России произведен повторный забор крови,
и по результатам анализа Давыдову С.В. установлен соответствующий диагноз, и начата антиретровирусная терапия.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Давыдова С.В., предъявленные к Филиалу «Туберкулезная больница»
ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России, не подлежат удовлетворению в виду отсутствия
к тому каких – либо правовых оснований.
Вместе с тем, в нарушение требования части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административные ответчики ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России
не представили суду доказательств, подтверждающих надлежащее выполнение названных выше требований закона по организации проведения административному истцу клинической лабораторной диагностики
для выявления ВИЧ-инфекции, что привело в дальнейшем к неоказанию надлежащей медицинской помощи в связи с наличием ВИЧ-инфекции.
Такое бездействие административных ответчиков нельзя признать законным.
Доводы административных ответчиков о пропуске истцом срока обращения с рассматриваемым административным исковым заявлением
в суд не могут служить основанием для отказа в удовлетворении рассматриваемого в данном административном деле иска.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно
о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из предмета и оснований рассматриваемого административного иска, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок обращения с административным исковым заявлением в суд административным истцом
не пропущен, поскольку в период установленного незаконного бездействия административных ответчиков Давыдов С.В. отбывал назначенное приговором суда наказание в виде лишения свободы, от дальнейшего отбывания которого был освобожден постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ года в связи с тяжелой болезнью. При этом, рассматриваемое исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ года (т. 1 л.д. 4).
С учетом изложенного, административные исковые требования Давыдова С.В., предъявленные к ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России о признании незаконным бездействия являются обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Иных требований по данному административному делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый
в данном административном деле административный иск подлежит удовлетворению частично.
У суда не имеется предусмотренных ст. 200 КАС РФ оснований
для вынесения частного определения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Давыдова Сергея Викторовича к ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России
по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, Филиалу «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России о признании бездействия незаконным – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-11 УФСИН России
по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России, выразившее в непроведении Давыдову Сергею Викторовичу клинической лабораторной диагностики для выявления ВИЧ-инфекции,
и в дальнейшем неоказании надлежащей медицинской помощи в связи
с наличием ВИЧ-инфекции.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований: в части административных исковых требований, предъявленных
к Филиалу «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 24 октября 2019 г.
Судья Д.И. Лебедев