Решение по делу № 2-4530/2024 от 07.06.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2024 года г. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.,

при помощнике судьи ФИО3,

с участием помощника прокурора,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах ФИО1 к администрации г.о. Тольятти о компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с указанным иском, просил взыскать с администрации г.о. Тольятти в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 200 000 (двести тысяч) рублей.

В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении её прав и законных интересов, выразившихся в получении ею травмы в результате нападения бродячей собаки. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Центрального района г. Тольятти поступило обращение ФИО1 о нарушении её прав и законных интересов. Согласно объяснению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. <данные изъяты> на нее напала и нанесла многочисленные укусы бродячая собака. Она в этот же день обратилась в ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская больница » в травматологическое отделение, где ей был поставлен диагноз «Укушенные раны обеих кистей и предплечий», выполнена обработка ран растворами антисептиков, наложен наводящий шов на рану по тыльной поверхности левой кисти, наложена антисептическая повязка. Кроме того, ФИО1 обратилась в ГБУЗ СО «ТГКБ им. Баныкина» в травматологическое отделение, где ей была оказана первая медицинская помощь, а именно обработана рана, наложена повязка. После чего, обратилась в ГБУЗ СО «ТГП » для дальнейшего прохождения лечения. Согласно сведениям, представленным ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника », ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась за медицинской помощью, где ей была введена антирабическая вакцина (АВ) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В результате нападения бродячей собаки ФИО1 сильно испугалась, находилась в состоянии шока, не могла спать несколько дней, в настоящее время имеется страх гулять по улице. Таким образом, поскольку ФИО1, причинены не только физические, но и нравственные страдания, а также учитывая фактические обстоятельства дела, на ответчика надлежит возложить обязанность возмещения денежной компенсации морального вреда, причиненного ФИО1

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что бродячая собака укусила за кисти и предплечья, а также спину. После нападения собаки она обратилась за медицинской помощью для оказания первой медицинской помощи. В дальнейшем, ФИО1 проходила лечение, более месяца у нее были перебинтованы руки, ухудшилось состояние здоровья, до сих пор имеются проблемы со спиной, стало часто подниматься давление.

Представитель ответчика – администрации г.о. Тольятти в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на исковое заявление в соответствие с которым, просил в удовлетворении исковых требований к администрации г.о. Тольятти отказать, поскольку виновные действия администрации г.о. Тольятти в причинении вреда ФИО1 отсутствуют. Считает, что администрацией г.о. Тольятти принимались все необходимые меры в рамках своей компетенции по отлову и содержанию животных без владельцев на территории городского округа.

Третье лицо ИП ФИО5 в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о слушании дела извещалась надлежащим образом.

Проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем компенсации морального вреда, иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Пунктом 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (действующим на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, фактически идентичная правовая позиция была изложена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда") разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).

Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по возмещению вреда, в том числе по компенсации морального вреда, являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий – если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО1 о нарушениях её прав и законных интересов, выразившихся в получении травмы в результате нападения бродячей собаки.

Из объяснений, отобранных у ФИО1, помощником прокурора <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 16 часов 00 минут она стояла на остановке «Октябрьская», по адресу: <адрес>, б-р 50 лет Октября. ФИО1, увидела, как девочка в черной куртке стояла у дороги по адресу: <адрес> В углу остановки кушала собака, в какой то момент произошел громкий хлопок (выстрел), после которого собака подняла голову и начала осматриваться по сторонам, после чего бросилась бежать в сторону девочки. ФИО1, оттолкнула собаку, которая была в прыжке, после этого собака нанесла многочисленные укусы рукам. ФИО1, пошла в сторону магазина, на протяжении данного времени собака ее кусала за правую руку, в тот момент, когда ЧурсинаТ.Н. начала заходить в магазин, собака прыгнула ей на спину и прокусила куртку и спину, но увидела мужчину стоящего в магазине, после чего убежала. В результате нападения бродячей собаки ФИО1 сильно испугалась, находилась в состоянии шока, не могла спать несколько дней, в настоящее время имеется страх гулять по улице.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская больница » в травматологическое отделение, где ей был поставлен диагноз «Укушенные раны обеих кистей и предплечий», выполнена обработка ран растворами антисептиков, наложен наводящий шов на рану по тыльной поверхности левой кисти, наложена антисептическая повязка.

Также, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГБУЗ СО «ТГКБ им. Баныкина» в травматологическое отделение, где ей была оказана первая медицинская помощь, а именно обработана рана, наложена повязка. После чего, обратилась в ГБУЗ СО «ТГП » для дальнейшего прохождения лечения.

Согласно карты обратившегося за антирабической помощью от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника », у ФИО1 имеется повреждение: «укушенные раны предплечья и кистей», а также проведена антирабическая вакцинация АВ (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст. ст. 3, 4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Статьей 1 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (статья 3 указанного Федерального закона)

Частью 3 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.Из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 54 от 6 мая 2010 г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Вопросы организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (пн. 82.п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»).

В свою очередь, органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на соответствующей территории (и. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с Законом Самарской области от 10.05.2018 № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - Полномочия).

Согласно распоряжению Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 04.06.2018 № 4349-р/1 «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации городского округа Тольятти» на департамент городского хозяйства администрации городского округа Тольятти возложена функция по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 10.05.2018 года № 36-ГД финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления Полномочий, ежегодно предусматриваются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию (далее - Субвенции).

Расходование Субвенций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 1 ст. 4. Закона Самарской области от 10.05.2018 года № 36-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления Полномочий.

Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 16.01.2019 № 124 утвержден Порядок дополнительного использования средств бюджета городского округа Тольятти для осуществления переданных Полномочий.

Отлов животных без владельцев осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Постановления Правительства Самарской области от 14.06.2018 №327 «Об утверждении Порядка организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области» (далее - Порядок № 327). Контроль за исполнением Порядка № 327 и расходованием средств Субвенций осуществляет департамент ветеринарии Самарской области.

В отношении отловленных животных проводятся следующие мероприятия: транспортировка в приют, клинический осмотр ветеринарным специалистом, в том числе на предмет немотивированной агрессивности, карантин (10 дней), стерилизация/кастрация (послеоперационный период 10 дней), обработка от паразитов, вакцинация от бешенства, выпуск в место обитания, передача новым владельцам.

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 327 отлов животных без владельцев производится в целях регулирования их численности, возвращения владельцам животных, профилактики инфекционных заболеваний, обеспечения общественного порядка.

Необходимо отметить, что в соответствии с Порядком определения норматива расходов на выполнение государственных Полномочий, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , стоимость услуг по содержанию, в том числе кормлению, отловленных животных без владельцев определена из расчета 20 дней (для проведения карантинных мероприятий - 10 дней и 10 дней на реабилитационный период после проведения операции).

Из материалов дела также следует, что в целях обеспечения безопасности населения г.о. Тольятти от неблагоприятного воздействия животных без владельцев между администрацией г.о. Тольятти и ИП ФИО5 заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ИП ФИО5 принимает на себя обязательство по оказанию услуги: по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев по заявке Заказчика в объеме, указанном в заявке, на основании перечня оказываемых услуг, указанных в Техническом задании (Приложение к Контракту), а Заказчик обязуется оплатить указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

В соответствии с п. 4.1 Контракта срок начала оказания услуг с даты подписания муниципального контракта, срок окончания оказания услуг – ДД.ММ.ГГГГ. Место оказания услуг: г.о. Тольятти (п. 4.2).

Исполнитель не позднее одного рабочего дня, следующего за днем окончания оказания услуг в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 94 Закона 44-ФЗ формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приёмке.

В силу п. 5.3 Контракта датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного Исполнителем считается дата размещения такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной Заказчика. В срок не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приёмке в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 94 Закона 44-ФЗ, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:

- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;

- формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

Согласно п. 6.1. Контракта стороны несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством РФ. Убытки, возникшие вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения сторонами обязательства по Контракту, возмещаются в объеме и порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 6.2).

Таким образом, поскольку ФИО1 причинены не только физические, но и нравственные страдания, а также учитывая фактические обстоятельства дела, на администрацию городского округа Тольятти надлежит возложить обязанность возмещения денежной компенсации морального вреда, причиненного ФИО1

Учитывая, что ИП ФИО5 по муниципальному контракту обязуется оказывать услуги, с учетом требований, указанных в Техническом задании, а в п. 9.1.2 Технического задания отлов животных без владельцев производится «Исполнителем» на основании заказа-наряда на отлов животных без владельцев, по форме согласно приложению 1 к настоящему техническому заданию на основании обращений (заявки) в письменной или электронной форме или посредством телефонной связи заявителей, органов государственной власти, подразделений полиции, а также в рамках плановых мероприятий по отлову животных без владельцев в соответствии с условиями муниципального контракта.

По данному факту, произошедшему с ФИО1, как установлено в рамках рассмотрения дела, заказ-наряд администрацией выдан не был, соответственно ИП ФИО5 не несет ответственность за неисполнение условий муниципального контракта другой стороной.

В обоснование исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в требуемом размере истцом указано, что в связи с недобросовестным исполнением ответчиком своих обязательств ФИО1 был причинен моральный вред, выразившийся как в физических, так и в нравственных страданиях.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ обращалась за медицинской помощью в травматологическое отделение ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская больница ». Осмотрена врачом травматологом-ортопедом. Диагноз: Укушенные раны обеих кистей и предплечья. Выполнена обработка ран растворами антисептиков, наложен наводящий шов на рану по тыльной поверхности левой кисти, наложена антисептическая повязка. ФИО1 обратилась в ГБУЗ СО «ТГКБ им. Баныкина» в травматологическое отделение, где ей была оказана первая медицинская помощь, а именно обработана рана, наложена повязка. После чего, обратилась в ГБУЗ СО «ТГП » для дальнейшего прохождения лечения.

В ходе рассмотрения дела, стороны не ходатайствовали о назначении по делу судебной медицинской экспертизы.

Однако суд полагает, что нет необходимости в доказывании того, что человек, на которого напала и покусала собака, претерпевает как физические, так и морально-нравственные страдания.

В силу положений ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и их толкования в соответствующих решениях Европейского Суда по правам человека в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положениями статей 150, 151 ГК РФ, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь и здоровье, охрана которых гарантируется государством в том числе путем оказания медицинской помощи.

Руководствовался нормами права, регулирующими спорные отношения, исследовав фактические обстоятельства дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и исходя из того, что администрация г. Тольятти в силу действующего законодательства является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета, следовательно, в соответствии с положениями статей 125, 1069, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации является ответственным лицом за возмещение причиненного ущерба.

Ответчиком обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории муниципального образования, в должной мере не исполнялась, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации г.о. Тольятти и нападением на ФИО1 безнадзорной собаки.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины в причинении вреда ФИО1, ответчиком не представлено.

Между тем по общему правилу, установленному п. п. 1,2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходя из характера и степени причиненных нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями ФИО1, принимая во внимание её возраст, наличие характера полученной травмы и возникновения нарушения сна, подавленного настроения, страха нахождения на улице, учитывая обстоятельства причинения травмы, период проведения лечения, степени вины ответчика с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, а также с учетом представленных доказательств, свидетельствующих о тяжести перенесенных страданий, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Суд считает, что такой размер компенсации отвечает критериям разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с администрации г.о. Тольятти (ИНН ) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан Центральным РУВД <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ) компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.В.Сураева    

2-4530/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Чурсина Татьяна Николаевна
Исполняющий обязанности заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти
Ответчики
Администрация городского округа Тольятти
Другие
ИП Белик Татьяна Викторовна
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Судья
Сураева А.В.
Дело на странице суда
centralny.sam.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2024Передача материалов судье
11.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2024Подготовка дела (собеседование)
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее