Гражданское дело №2-285/2024
УИД: 91RS0005-01-2024-000286-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г. Армянск Республика Крым
Армянский городской суд Республики ФИО2 в составе председательствующего судьи Феденевой Т.Н., при помощнике судьи ФИО3, с участием помощника прокурора <адрес> Республики ФИО2 ФИО4, представителя ответчика - администрации <адрес> Республики ФИО2 ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, третьи лица – Армянский городской совет Республики ФИО2, Совет ФИО2 Республики ФИО2, Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО2, о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> Республики ФИО2 обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации <адрес> Республики ФИО2 о признания бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Армянск, площадью не менее 25 кв.м. В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> Республики ФИО2 проведена проверка по заявлению ФИО1 о нарушении жилищных прав. Установлено, что решением Армянского горсовета Автономной Республики ФИО2 № от 10.02.2011г. ФИО1 включен в Список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ <адрес> Республики ФИО2 под №. За ФИО1 право собственности на жилое помещение не зарегистрировано, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. До настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства Российской Федерации, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики ФИО2 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ФИО2 ФИО1 жильём не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики ФИО2 ФИО4 иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила обязать ответчика предоставить ФИО1 благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Армянск Республики ФИО2, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений не менее 25 кв.м.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом по последнему известному месту жительства, возражений не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации <адрес> Республики ФИО2, ФИО5 в судебном заседании иск не признала, в качестве объяснений сослалась на письменные возражения, согласно которым предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации. Право истца на получение жилого помещения не оспаривается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В полном объеме финансирование на эти цели из республиканского бюджета не осуществляется. Администрация <адрес> Республики ФИО2 в настоящее время не располагает свободными, пригодными для проживания жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для предоставления детям-сиротам и лицам из их числа. Имеющиеся жилые помещения требуют значительных затрат на ремонт. В бюджете муниципального образования городской округ Армянск на 2024 г. предусмотрены расходы на обеспечение детей – сирот в сумме 3 889 116, 00 рублей. Данные денежные средства предназначены для приобретения жилья из числа детей-сирот по другому судебному решению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2 в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения, согласно которым ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. Министерством ведется сводный список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Советом ФИО2 Республики ФИО2 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики ФИО2 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО2 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений». Указанный Порядок определяет механизм расходования субвенций из бюджета Республики ФИО2 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО2 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, форму и порядок заключения соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики ФИО2 и органом местного самоуправления муниципального образования в ФИО2 о предоставлении субвенции из бюджета Республики ФИО2 бюджету муниципального образования Республики ФИО2 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также определяет форму заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики ФИО2 бюджету муниципального образования Республики ФИО2 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исключительно пределах средств, поступивших в бюджет Республики ФИО2 на год из федерального бюджета.
Представители третьих лиц Армянского городского совета Республики ФИО2, Совета ФИО2 Республики ФИО2, Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО2, Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщили, ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.
В соответствии со ст.167 ГПКРФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.
Выслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Армянского горсовета Автономной Республики ФИО2 № от 10.02.2011г. под № ФИО1 включен в Список детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ <адрес> Республики ФИО2 (л.д.11). Постановлением администрации <адрес> Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в который включен ФИО1 (л.д.46-52). За ФИО1 право собственности на жилое помещение не зарегистрировано, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является (л.д.15). До настоящего времени ФИО1 жильём не обеспечен. В связи с нарушением права на получение жилого помещения ФИО1 обратился в прокуратуру <адрес> Республики ФИО2 с просьбой о защите права на жилье в судебном порядке (л.д.7). Ответчиком в обоснование доводов об отсутствии финансирования на приобретение жилья для данной категории граждан представлено Решение 63 сессии второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в решение Армянского городского совета Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования городской округ Армянск Республики ФИО2 на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 годов» (л.д.74). Акты и фототаблицы о наличии жилья не пригодного для проживания (л.д.83-102), справка о дотационности бюджета муниципального образования городской округ Армянск Республики ФИО2 (л.д103), Соглашение от ДД.ММ.ГГГГг. о предоставлении из бюджета субъекта РФ денежных средств на приобретение жилья для данной категории граждан в размере 3 889 116, 00 рублей.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 является гражданином из числа детей-сирот, состоящих на учёте в Администрации <адрес> Республики ФИО2 и пользуется правом внеочередного получения жилого помещения. На него распространяется действие Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно пунктам 1, 9 статьи 8 указанного Закона детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.п.8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ФИО2» в ФИО2 обеспечиваются гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики ФИО2, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики ФИО2 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики ФИО2, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Кроме того, ст.8 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ФИО2», с учетом внесенных Законом Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №PK/2015 изменений, предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка - сироту, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 509-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ 192-О и др.).
Таким образом, ФИО1 имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения, обязанность по предоставлению которого возлагается на органы местного самоуправления.
Доводы ответчика – администрации <адрес> Республики ФИО2 о том, что жилое помещение ФИО1 не может быть предоставлено в связи с недостаточным финансированием из республиканского бюджета и отсутствием в собственности свободных жилых помещений не являются основанием для отказа истцу в иске, поскольку решение этих вопросов не возложено на истца, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и не может ущемлять его жилищных прав. Истец длительное время состоит в списке детей – сирот, нуждающихся в получении в первоочередном порядке жилого помещения, однако до настоящего времени ответчиком использованы не все возможности для устранения нарушений жилищных прав истца.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики ФИО2 от 18.12.2014г. №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в ФИО2» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу переданных государством органу местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан не ограничивает исполнительный орган в использовании только средств субвенций на эти цели возможно использование иных источников. Согласно вышеназванным нормам закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации и обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Кроме того, как следует из материалов дела в распоряжении администрации <адрес> Республики ФИО2 имеются жилые помещения, приведение которых в надлежащее состояние полностью зависит от эффективности действий администрации <адрес> Республики ФИО2. В результате бездействия ответчика истец длительное время не обеспечен жилым помещением, чем нарушено его право на приобретение жилого помещения в первоочередном порядке.
Таким образом, принимая во внимание, что истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора <адрес> Республики ФИО2 в интересах ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> Республики ФИО2 удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> Республики ФИО2 предоставить жилое помещение ФИО1 по месту жительства по договору найма из специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта на территории муниципального образования городской округ Армянск не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО2 через Армянский городской суд Республики ФИО2 в течение одного месяца с даты вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья подпись Феденева Т.Н.
Копия верна.
Судья Т.Н. Феденева