УИД № 57RS0022-01-2020-003659-78 Производство № 2-2650/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при секретаре судебного заседания Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Позднякова Виктора Васильевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Поздняков В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – УПФР, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указал, что с 02.11.1984 по 21.10.1996 постоянно проживал со своей семьей по адресу: (адрес обезличен), а также с 19.03.1997 по настоящее время проживает в (адрес обезличен), то есть населенных пунктах, которые относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
При обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ему было отказано.
Полагая данный отказ неправомерны, Поздняков В.В. просил суд установить факт проживания с 26.04.1986 по 21.10.1996 в (адрес обезличен), с 19.03.1997 по настоящее время в (адрес обезличен); признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на три года, обязав пенсионный орган назначить пенсию и производить ее выплату с момента возникновения права на нее, а именно с 27.03.2020.
В судебном заседании истец Поздняков В.В. и его представитель – Антонова Д.В. исковые требования в части установления факта проживания с 19.03.1997 по настоящее время в (адрес обезличен) не поддержали и просили не рассматривать. В остальной части просили иск удовлетворить по приведенным в нем основаниям.
Представитель ответчика – Ковалева Н.Л. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на правомерность отказа в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт – Образцово Орловского района Орловской области относился к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986 по 31.01.1998.
Как видно из материалов дела, 13.03.2020 Поздняков В.В. обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 23.03.2020 № 200000021905/90187/20 в установлении пенсии по старости Позднякову В.В. было отказано в связи с отсутствием права (л.д. 14).
В письме пенсионного органа от 24.03.2020 № 27-2079 принятое решение об отказе Позднякову В.В. в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года мотивировано отсутствием документального подтверждения периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 21.10.1996. Одновременно пенсионным органом засчитан период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 19.03.1997 по 31.01.1998 в размере 00 лет 10 месяцев 12 дней, недостаточный для снижения общеустановленного пенсионного возраста (л.д. 13).
Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, Поздняков В.В. ссылался на то, что в период с 02.11.1984 по 21.10.1996 был зарегистрирован и постоянно проживал в д. Образцово Орловского района Орловской области.
Материалами дела подтверждено, что согласно данным паспорта Позднякова В.В., (дата обезличена) года рождения, с 19.03.1997 по настоящее время он зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен). Сведений о предыдущих регистрациях не имеется (л.д. 11).
Судом установлено, что Поздняков В.В. с 02.11.1984 по 02.09.2002 состоял в зарегистрированном браке с Леоновой (Поздняковой) О.Г., что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии (номер обезличен) (л.д. 12).
Согласно справке главы Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области следует, что Поздняков В.В. с 19.03.1997 по настоящее время зарегистрирован и постоянно проживает в (адрес обезличен), при этом подтвердить его регистрацию в д. Образцово Орловского района с 1986 по 1997 гг. не представляется возможным в связи с пожаром в здании администрации, произошедшим 25.01.2003, в результате которого были утрачены домовые книги по регистрации граждан по населенным пунктам с 1977 по 2003 гг. и поквартирные карточки населенных пунктов Образцово, Звягинки и Садовый (л.д. 7).
Обстоятельства утраты домовых книг и поквартирных карточек в результате произошедшего пожара подтверждаются актом списания документов Образцовского сельского поселения Орловского района (л.д. 8-10).
В соответствии с выписками из похозяйственных книг Образцовского сельского Совета народных депутатов за 1986-1990 гг. № 17, а также за 1991-1995 гг. № 18 в хозяйстве П.О.Г. значится муж Поздняков В.В., (дата обезличена) года рождения. В похозяйственной книге за 1991-1995 гг. № 18 имеется отметка о выбытии всех членов семьи 21.10.1996 (л.д. 48-53).
Материалами дела подтверждается, что Позднякову В.В. выдано удостоверение серии (номер обезличен) для граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с проживанием в д. Образцово Орловского района Орловской области (л.д. 15).
Из военного билета МН (номер обезличен) усматривается, что Поздняков В.В. состоял на воинском учете по месту регистрации в ВУС Образцовского с/с (Орловский район) с 04.04.1985 по 21.10.1996 (л.д. 84-85).
Также в браке у Позднякова В.В. родились сын Поздняков В.В., (дата обезличена) года рождения и дочь П.Д.В. (до брака – П.Д.В. (дата обезличена) года рождения, в качестве места рождения которых указан населенный пункт (адрес обезличен) (л.д. 22, 25, 43-44).
Согласно справкам председателя Исполнительного комитета Образцовского сельского Совет народных депутатов Орловского района от (дата обезличена) и (дата обезличена), Поздняков В.В. проживал по адресу: (адрес обезличен) женой П.О.Г., 1963 года рождения и детьми П.А.В., 1983 года рождения, Поздняковым В.В., 1986 года рождения, П.Д.В., 1988 года рождения (л.д. 66, 67).
В индивидуальной карте амбулаторного больного Позднякова В.В. от 12.11.1985 в качестве его домашнего адреса указан населенный пункт – (адрес обезличен). В данной амбулаторной карте содержатся сведения об обращениях Позднякова В.В. за медицинской помощью с 1985 по 1989 гг. (л.д. 59-61).
Также в медицинских справках за 08.06.1989 и 07.09.1990 в качестве домашнего адреса Позднякова В.В. указан (адрес обезличен) (л.д. 75-76).
Факт проживания Позднякова В.В. в (адрес обезличен) в рассматриваемый период подтверждается представленными истцом в материалы дела письмами, почтовыми конвертами и телеграммами, обращениями и ответами относительно улучшения жилищных условий (л.д. 64-65, 68-74, 77-83, 86-88, 90-93).
Помимо указанных письменных документов обстоятельства проживания Позднякова В.В. в спорный период времени в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области подтвердили и допрошенные судом в качестве свидетелей Т.Г.И., И.Л.А. и Л.О.Г.
Из показаний свидетелей Т.Г.И. и И.Л.А., проживающих до настоящего времени в (адрес обезличен) следует, что Поздняков В.В. проживал в указанном населенном пункте с момента вступления в брак со своей семьей до момента их переезда в (адрес обезличен) в 1996-1997 гг.
Допрошенная в качестве свидетеля Л.О.Г., супруга истца, подтвердила указанные обстоятельства.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Поздняков В.В. в период с 26.04.1986 по 21.10.1996 фактически проживал в населенном пункте (адрес обезличен), территория которого относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Учитывая, что истец в оспариваемый период, то есть с 26.04.1986 по 21.10.1996 постоянно проживал в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на 3 года.
Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Доводы представителя пенсионного органа об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Поздняков В.В. в указанный период проживал на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что право на получение пенсии возникло у Позднякова В.В., 27.03.1963 года рождения с момента достижения возраста 57 лет, то есть с 27.03.2020, и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, а факт обращения к ответчику имел место до достижения пенсионного возраста 13.03.2020, суд полагает, что пенсия по старости истцу должна быть назначена исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня возникновения права на нее.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Позднякова Виктора Васильевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Поздняковым Виктором Васильевичем право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на три года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Позднякову Виктору Васильевичу с 27.03.2020.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Позднякова Виктора Васильевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2020 г.
Судья В.С. Агибалов