Решение по делу № 33-3-5881/2024 от 17.06.2024

Судья Веснина О.В. Дело № 33-3-5881/2024

№ 2-826/2024

УИД 26RS0029-01-2024-001180-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 16 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Шурловой Л.А.,

судей Медведевой Д.С., Евтуховой Т.С.,

при секретаре Горбенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика- Товарищество собственников жилья «Адмиральского, д. 8 к. 2» в лице председателя Родионовой О.Р.

на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2024 года

по иску Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска к Товариществу собственников жилья «Адмиральского, д. 8 к. 2» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не заключении договора на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений,

заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,

установила:

Прокурор города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска к Товариществу собственников жилья «Адмиральского, д. 8 к. 2» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не заключении договора на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города Пятигорска проведена проверка соблюдения «Адмиральского, д. 8 к. 2» соблюдения организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами законодательства Российской Федерации при содержании имущества многоквартирного дома, а также законодательства в сфере газоснабжения.

По результатам проверки в деятельности ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2» выявлены нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правил пользования газом, в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290. В силу прямого указания закона, с момента принятия управляющей организацией многоквартирного дома в управление, между управляющей организацией, собственниками помещений и иными лицами возникают предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами обязательства. В связи с этим, управляющая организация обязана в полном объеме, выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома, предусмотренные законом.

Для обслуживания внутридомового газового оборудования законом предусмотрена обязанность для всех (в зависимости от формы правления) УК, ТСЖ, ЖСК (управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов) заключить договор о техническом обслуживании и ремонту внутридомового оборудования со специализированной газораспределительной организацией, которая наделена исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования. Вышеуказанные требования действующего законодательства ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2» не соблюдаются. Проверкой установлено, что в управлении ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2» находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Пятигорск, ул.Адмиральского, д.8 к.2. Председателем ТСЖ «Адмиральского, д.8 к.2» в нарушение норм вышеуказанного законодательства, не приняты надлежащие меры для содержания указанного МКД, а именно, отсутствуют договора о техническом обслуживании и аварийно - диспетчерском обеспечении газопроводов с газораспределительной организацией. Фактически поставка газа потребителям осуществляется по газопроводам, техническая безопасность которых не обеспечена. Непринятие мер к заключению договора о техническом обслуживании и аварийно - диспетчерском обеспечении газопроводов может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу имущество, жизнь и здоровье проживающих и находящихся в указанном МКД граждан, а также к приостановке подачи газа в жилые помещения. Изложенное свидетельствует о незнании либо игнорировании должностными лицами ТСЖ «Адмиральского, д.8 к. 2» требований законодательства Российской Федерации о порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, отсутствии должного контроля с их стороны, что влечет непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде и является недопустимым. Ответчик уклоняется от заключения со специализированной организацией в установленном федеральным законодательством порядке договора на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования, а также аварийно-диспетчерского обеспечения, тем самым препятствует осуществлению комплекса специальных мер по безопасному функционированию МКД.

Обратившись в суд, прокурор просит признать незаконным бездействие ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2», выразившееся в не заключении договора с АО «Пятигорскгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г. Пятигорск, ул. Адмиральского, д. 8 к. 2, обязать ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор с АО «Пятигорскгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г.Пятигорск, ул. Адмиральского, д. 8 к. 2.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2024 года исковые требования Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска к Товариществу собственников жилья «Адмиральского 8, корпус 2» о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договора на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений - удовлетворены.

Суд постановил:

Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья ТСЖ «Адмиральского 8, корпус 2», выразившееся в незаключении договора с АО «Пятигорскгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г.Пятигорск, ул. Адмиральского, 8 корпус 2.

Обязать Товарищество собственников жилья «Адмиральского 8, корпус 2» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор с АО «Пятигорскгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г.Пятигорск, ул. Адмиральского, 8, корпус 2.

В апелляционной жалобе ответчик- Товарищество собственников жилья «Адмиральского, д. 8 к. 2» в лице председателя Родионовой О.Р. просит отменить

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2024 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на допущенные судом процессуальные нарушения, поскольку в решении суда неверно определен состав лиц, участвующих в деле. Считает, что судом не приняты во внимание все доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, не принято во внимание, что Протокол №10/2023 не обжалован и имеет юридическую силу. Собственники МКД своим решение подтвердили, что они не хотят использовать общедомовую систему газоснабжения, ввиду чего система газоснабжения была отключена от общедомовой, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

В возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в Ставропольский краевой суд, прокурор города Пятигорска Соколов Е.А., просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещались Ставропольским краевым судом о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно.

Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда в сети Интернет (http://kraevoy.stv.sudrf.ru).

От АО «Пятигорскгоргаз» в лице представителя Хабарова В.Р. поступило заявление о рассмотрение дела в их отсутствие, с постановленным решением суда согласны, просят оставить его без изменения.

Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч.7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее ГПК РФ) размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении настоящего гражданского дела при установленной явке.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы рассматриваемого дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле,суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Разрешая спор, суд первой инстанции, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, подробный анализ которых изложен в решении суда.

Как следует из материалов дела, управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Пятигорск, ул.Адмиральского, 8, кор. 2 осуществляется ТСЖ «Адмиральского 8, корп. 2».

Указанный многоквартирный дом непосредственно подключен к газораспределительной сети, находящейся в собственности АО «Пятигорскгоргаз».

В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что газ в данный многоквартирный жилой дом проведен, имеется проект и каждый сособственник вправе пользоваться газом.

Из объяснений представителя АО «Пятигорскгоргаз» установлено, что никаких препятствий для восстановления подачи газа в данный дом, только необходимо заключить договор подачи газа. Технически подключить газ возможно.

Также в судебном заседании из объяснений представителя истца помощника прокурора установлено, что в адрес прокурора города Пятигорска поступила жалоба Журавель Н.В. о рассмотрении вопроса о защите в суде ее нарушенных жилищных прав и собственника МКД по адресу: г. Пятигорск, ул.Адмиральского 8, корп.2 и восстановить газоснабжение в МКД в результате чего, заместителем прокурора города Пятигорска по результатам проведенной проверки в адрес председателя правления ТСЖ вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере ЖКХ.

Впоследствии помощником прокурора города Пятигорска осуществлен выезд по адресу: г.Пятигорск, ул.Адмиральского, 8, корп.2, в результате которого установлено, что в многоквартирном доме газоснабжение не восстановлено, часть общедомового имущества сдано в аренду третьим лицам, о чем составлен акт проверки.

Одновременно, и.о. прокурора города Пятигорска, рассмотрены материалы проверки по факту неисполнения законных требований прокурора, в связи с чем, в отношении председателя ТСЖ «Адмиральского 8, корп.2» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ, постановлением мирового судьи председатель ТСЖ привлечен к административной ответственности.

Решением Пятигорского городского суда от 17 августа 2023 года, принятого по гражданскому делу №2-2835\2023 удовлетворены исковые требования Ланцовой и др. к ТСЖ «Адмиральского 8, корпус 2», Родионовой О.Р., Лалабековой К.А., Гельдт Г.М., Даниелян К.А., Мурашкиной Л.Н. о признании недействительным решения очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Указанным решением признано недействительным решение очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пятигорск, ул.Адмиральского 8, корпус 2, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 14 августа 2022 года по 28 августа 2022 года по вопросу № 7 «о принятии решения об отрезании газовых труб от системы газоснабжения многоквартирного дома» (протокол № от 28.08.2022г.).

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 декабря 2023 года решение Пятигорского городского суда 17 августа 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Таким образом, основанием для обращения прокуратуры с рассматриваемым иском послужило то обстоятельство, что ТСЖ «Адмиральского 8, корп. 2» не приняты надлежащие меры для содержания указанного МКД, а именно отсутствуют договора со специализированной газораспределительной организацией на техническое обслуживание внутридомовых газопроводов, газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение многоквартирного дома. Фактически поставка газа потребителям осуществляется по газопроводам, техническая безопасность которых не обеспечена.

Разрешая спор, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2.2 приведенной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

Объем работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.

Исходя из положений подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в частности, относится: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению (раздел II Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).

Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.

В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (раздел V Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования), организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

Согласно положениям Порядка поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, урегулированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года N 410 (далее - Правила).

Согласно пункту 3 указанных Правил, взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

В соответствии с пунктом 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил).

Пунктом 16 Правил закреплено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 приведенных Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.

01.09.2023 вступили в силу изменения в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и «Жилищный кодекс Российской Федерации», касающиеся условий предоставления коммунальной услуги - газоснабжения. Функции по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования переданы газораспределительным организациям.

При этом газораспределительной организацией считается специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69- ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Аналогичные корректировки внесены в п. 2 Правил утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», согласно которым изменяются требования к специализированным организациям, которые полномочны осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Согласно новому закону, обслуживать ВДГО/ВКГО смогут только те организации, которые являются газораспределительными и осуществляют транспортировку газа по газораспределительным сетям.

В силу приведенных норм заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном доме, является обязательным.

Материалами дела подтверждено, что предусмотренные приведенными правовыми нормами требования о заключении договора Товариществом собственников жилья не выполнялись.

Анализ приведенных положений нормативных актов позволяет согласиться с выводом суда о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся в управлении товарищества.

Довод апелляционной жалобы о том, что заключение товариществом со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования приведет к увеличению расходов собственников на содержание жилых помещений, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку заключение данного договора является обязательным.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном толковании норм закона, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16.07.2024.

Судья Веснина О.В. Дело № 33-3-5881/2024

№ 2-826/2024

УИД 26RS0029-01-2024-001180-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 16 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Шурловой Л.А.,

судей Медведевой Д.С., Евтуховой Т.С.,

при секретаре Горбенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика- Товарищество собственников жилья «Адмиральского, д. 8 к. 2» в лице председателя Родионовой О.Р.

на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2024 года

по иску Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска к Товариществу собственников жилья «Адмиральского, д. 8 к. 2» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не заключении договора на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений,

заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,

установила:

Прокурор города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска к Товариществу собственников жилья «Адмиральского, д. 8 к. 2» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не заключении договора на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города Пятигорска проведена проверка соблюдения «Адмиральского, д. 8 к. 2» соблюдения организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами законодательства Российской Федерации при содержании имущества многоквартирного дома, а также законодательства в сфере газоснабжения.

По результатам проверки в деятельности ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2» выявлены нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правил пользования газом, в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290. В силу прямого указания закона, с момента принятия управляющей организацией многоквартирного дома в управление, между управляющей организацией, собственниками помещений и иными лицами возникают предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами обязательства. В связи с этим, управляющая организация обязана в полном объеме, выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома, предусмотренные законом.

Для обслуживания внутридомового газового оборудования законом предусмотрена обязанность для всех (в зависимости от формы правления) УК, ТСЖ, ЖСК (управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов) заключить договор о техническом обслуживании и ремонту внутридомового оборудования со специализированной газораспределительной организацией, которая наделена исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования. Вышеуказанные требования действующего законодательства ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2» не соблюдаются. Проверкой установлено, что в управлении ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2» находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Пятигорск, ул.Адмиральского, д.8 к.2. Председателем ТСЖ «Адмиральского, д.8 к.2» в нарушение норм вышеуказанного законодательства, не приняты надлежащие меры для содержания указанного МКД, а именно, отсутствуют договора о техническом обслуживании и аварийно - диспетчерском обеспечении газопроводов с газораспределительной организацией. Фактически поставка газа потребителям осуществляется по газопроводам, техническая безопасность которых не обеспечена. Непринятие мер к заключению договора о техническом обслуживании и аварийно - диспетчерском обеспечении газопроводов может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу имущество, жизнь и здоровье проживающих и находящихся в указанном МКД граждан, а также к приостановке подачи газа в жилые помещения. Изложенное свидетельствует о незнании либо игнорировании должностными лицами ТСЖ «Адмиральского, д.8 к. 2» требований законодательства Российской Федерации о порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, отсутствии должного контроля с их стороны, что влечет непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде и является недопустимым. Ответчик уклоняется от заключения со специализированной организацией в установленном федеральным законодательством порядке договора на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования, а также аварийно-диспетчерского обеспечения, тем самым препятствует осуществлению комплекса специальных мер по безопасному функционированию МКД.

Обратившись в суд, прокурор просит признать незаконным бездействие ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2», выразившееся в не заключении договора с АО «Пятигорскгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г. Пятигорск, ул. Адмиральского, д. 8 к. 2, обязать ТСЖ «Адмиральского, д. 8 к. 2» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор с АО «Пятигорскгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г.Пятигорск, ул. Адмиральского, д. 8 к. 2.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2024 года исковые требования Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска к Товариществу собственников жилья «Адмиральского 8, корпус 2» о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договора на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений - удовлетворены.

Суд постановил:

Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья ТСЖ «Адмиральского 8, корпус 2», выразившееся в незаключении договора с АО «Пятигорскгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г.Пятигорск, ул. Адмиральского, 8 корпус 2.

Обязать Товарищество собственников жилья «Адмиральского 8, корпус 2» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор с АО «Пятигорскгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт, в т.ч. замену внутренних устройств газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г.Пятигорск, ул. Адмиральского, 8, корпус 2.

В апелляционной жалобе ответчик- Товарищество собственников жилья «Адмиральского, д. 8 к. 2» в лице председателя Родионовой О.Р. просит отменить

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2024 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на допущенные судом процессуальные нарушения, поскольку в решении суда неверно определен состав лиц, участвующих в деле. Считает, что судом не приняты во внимание все доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, не принято во внимание, что Протокол №10/2023 не обжалован и имеет юридическую силу. Собственники МКД своим решение подтвердили, что они не хотят использовать общедомовую систему газоснабжения, ввиду чего система газоснабжения была отключена от общедомовой, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

В возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в Ставропольский краевой суд, прокурор города Пятигорска Соколов Е.А., просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещались Ставропольским краевым судом о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно.

Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда в сети Интернет (http://kraevoy.stv.sudrf.ru).

От АО «Пятигорскгоргаз» в лице представителя Хабарова В.Р. поступило заявление о рассмотрение дела в их отсутствие, с постановленным решением суда согласны, просят оставить его без изменения.

Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч.7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее ГПК РФ) размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении настоящего гражданского дела при установленной явке.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы рассматриваемого дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле,суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Разрешая спор, суд первой инстанции, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, подробный анализ которых изложен в решении суда.

Как следует из материалов дела, управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Пятигорск, ул.Адмиральского, 8, кор. 2 осуществляется ТСЖ «Адмиральского 8, корп. 2».

Указанный многоквартирный дом непосредственно подключен к газораспределительной сети, находящейся в собственности АО «Пятигорскгоргаз».

В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что газ в данный многоквартирный жилой дом проведен, имеется проект и каждый сособственник вправе пользоваться газом.

Из объяснений представителя АО «Пятигорскгоргаз» установлено, что никаких препятствий для восстановления подачи газа в данный дом, только необходимо заключить договор подачи газа. Технически подключить газ возможно.

Также в судебном заседании из объяснений представителя истца помощника прокурора установлено, что в адрес прокурора города Пятигорска поступила жалоба Журавель Н.В. о рассмотрении вопроса о защите в суде ее нарушенных жилищных прав и собственника МКД по адресу: г. Пятигорск, ул.Адмиральского 8, корп.2 и восстановить газоснабжение в МКД в результате чего, заместителем прокурора города Пятигорска по результатам проведенной проверки в адрес председателя правления ТСЖ вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере ЖКХ.

Впоследствии помощником прокурора города Пятигорска осуществлен выезд по адресу: г.Пятигорск, ул.Адмиральского, 8, корп.2, в результате которого установлено, что в многоквартирном доме газоснабжение не восстановлено, часть общедомового имущества сдано в аренду третьим лицам, о чем составлен акт проверки.

Одновременно, и.о. прокурора города Пятигорска, рассмотрены материалы проверки по факту неисполнения законных требований прокурора, в связи с чем, в отношении председателя ТСЖ «Адмиральского 8, корп.2» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ, постановлением мирового судьи председатель ТСЖ привлечен к административной ответственности.

Решением Пятигорского городского суда от 17 августа 2023 года, принятого по гражданскому делу №2-2835\2023 удовлетворены исковые требования Ланцовой и др. к ТСЖ «Адмиральского 8, корпус 2», Родионовой О.Р., Лалабековой К.А., Гельдт Г.М., Даниелян К.А., Мурашкиной Л.Н. о признании недействительным решения очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Указанным решением признано недействительным решение очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пятигорск, ул.Адмиральского 8, корпус 2, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 14 августа 2022 года по 28 августа 2022 года по вопросу № 7 «о принятии решения об отрезании газовых труб от системы газоснабжения многоквартирного дома» (протокол № от 28.08.2022г.).

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 декабря 2023 года решение Пятигорского городского суда 17 августа 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Таким образом, основанием для обращения прокуратуры с рассматриваемым иском послужило то обстоятельство, что ТСЖ «Адмиральского 8, корп. 2» не приняты надлежащие меры для содержания указанного МКД, а именно отсутствуют договора со специализированной газораспределительной организацией на техническое обслуживание внутридомовых газопроводов, газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение многоквартирного дома. Фактически поставка газа потребителям осуществляется по газопроводам, техническая безопасность которых не обеспечена.

Разрешая спор, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2.2 приведенной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

Объем работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.

Исходя из положений подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в частности, относится: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению (раздел II Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).

Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.

В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (раздел V Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования), организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

Согласно положениям Порядка поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, урегулированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года N 410 (далее - Правила).

Согласно пункту 3 указанных Правил, взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

В соответствии с пунктом 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил).

Пунктом 16 Правил закреплено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 приведенных Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.

01.09.2023 вступили в силу изменения в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и «Жилищный кодекс Российской Федерации», касающиеся условий предоставления коммунальной услуги - газоснабжения. Функции по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования переданы газораспределительным организациям.

При этом газораспределительной организацией считается специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69- ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Аналогичные корректировки внесены в п. 2 Правил утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», согласно которым изменяются требования к специализированным организациям, которые полномочны осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Согласно новому закону, обслуживать ВДГО/ВКГО смогут только те организации, которые являются газораспределительными и осуществляют транспортировку газа по газораспределительным сетям.

В силу приведенных норм заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном доме, является обязательным.

Материалами дела подтверждено, что предусмотренные приведенными правовыми нормами требования о заключении договора Товариществом собственников жилья не выполнялись.

Анализ приведенных положений нормативных актов позволяет согласиться с выводом суда о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся в управлении товарищества.

Довод апелляционной жалобы о том, что заключение товариществом со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования приведет к увеличению расходов собственников на содержание жилых помещений, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку заключение данного договора является обязательным.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном толковании норм закона, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16.07.2024.

33-3-5881/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Пятигорска
Ответчики
ТСЖ Адмиральского, 8, корпус 2
Другие
АО Пятигорскгоргаз
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
17.06.2024Передача дела судье
16.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2024Передано в экспедицию
16.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее