УИД: 11RS0008-01-2022-000380-05
г. Сыктывкар Дело № 2-406/2022 г. (33-3932/2022 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Пунегова П.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Розовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе Карпенко Татьяны Валерьевны на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 07 апреля 2022 года, по которому:
в удовлетворении исковых требований Карпенко Татьяны Валерьевны к Государственному учреждению Республики Коми – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми о признании незаконным решения УПФР в г.Ухте <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть стаж работы путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначении досрочно страховой пенсии по старости с <Дата обезличена> отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Карпенко Т.В., представителя ответчика Новоселовой М.М., судебная коллегия
установила:
Карпенко Т.В. обратилась в суд с иском к УФПР в г. Ухте Республики Коми (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указав, что решением ответчика от <Дата обезличена> ей отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по основанию отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указанное решение истец полагает незаконным, поскольку суммирование специального стажа работы в РКС и МКС позволяет образовать необходимую продолжительность стажа работы в особых климатических условиях, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии с момента достижения возраста ... лет, т.е. с <Дата обезличена>.
Определением суда произведена замена ответчика ГУ УПФР РФ в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) на правопреемника ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Коми.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из указанных положений закона следует, что страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо стаж работы в местностях, приравненных к таким районам не менее 17 календарных лет. В данном случае льготный порядок исчисления стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, его исчисление производится в календарном порядке. При назначении пенсии по данному основанию правило о приведении стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к стажу работы в районах Крайнего Севера, не применяется.
Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, вышеуказанная норма, равно как и иные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, не предусматривают.
Правило об исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в случае, если гражданин работал как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях содержится в другой норме закона, а именно в пункте 6 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно указанной норме мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Карпенко Т.В., <Дата обезличена> года рождения, ..., <Дата обезличена> обратилась в ОПФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Республике Коми от <Дата обезличена> в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера - 12 лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 17 лет; решением от <Дата обезличена> в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" - в связи с не достижением истцом возраста, дающего право на назначение пенсии, - ... года.
При этом страховой стаж истца определен в календарном исчислении продолжительностью ... дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (в календарном исчислении), - ... дней, стаж работы в районах Крайнего Севера (в календарном исчислении) - ... дней.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами законодательства и исходил из отсутствия правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с <Дата обезличена>.
Судебная коллегия считает выводы суда законными и обоснованными, поскольку пункт 2 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" не предусматривает для определения права на пенсию возможности суммировании стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к таким районам.
Как правильно указал суд первой инстанции, действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О страховых пенсиях" предусмотрел как общие, так и специальные основания назначения страховой пенсии по старости, в том числе для лиц, которые работали в особых климатических условиях (п. 6 ч. 1 ст. 32 закона), и женщин, родивших двух и более детей и продолжительное время работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ч. 1 ст. 32). Установление льготных условий приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости предполагает право законодателя определять правила исчисления специального стажа. В законе установлены определенные условия, учитываемые при исчислении стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Доводы истца в суде апелляционной инстанции о возможности суммирования стажа со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2021 № 1532, не могут повлечь отмену оспариваемого решения.
Указанным постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", в силу п. 2 которых исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных пунктом 3 настоящих Правил.
В соответствии с подп. 11 п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими правилами, суммируются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пунктом 3 Правил № 516 предусмотрен порядок суммирования периодов работ, указанных в пункте 2 путем прибавления одних периодов работы к другим.
При этом прибавления периода работы в районах Крайнего Севера к периоду работы в приравненных местностях, не предусмотрено.
Таким образом, действующее с 1 января 2022 года постановление Правительства РФ № 1532, не изменяет порядка исчисления стажа необходимого для назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", а лишь предусматривает особенности исчисления стажа, установленные в п. 3 – включение периодов, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В целом доводы апелляционной жалобы истца о возможности суммирования стажа не могут быть приняты во внимание, так как направлены на собственную оценку и трактовку действующего законодательства, при этом выводов суда первой инстанции доводы жалобы не опровергают и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карпенко Татьяны Валерьевны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: