Решение по делу № 33-3932/2022 от 14.06.2022

УИД: 11RS0008-01-2022-000380-05

г. Сыктывкар          Дело № 2-406/2022 г. (33-3932/2022 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Пунегова П.В., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Розовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе Карпенко Татьяны Валерьевны на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 07 апреля 2022 года, по которому:

в удовлетворении исковых требований Карпенко Татьяны Валерьевны к Государственному учреждению Республики Коми – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми о признании незаконным решения УПФР в г.Ухте <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть стаж работы путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначении досрочно страховой пенсии по старости с <Дата обезличена> отказано.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Карпенко Т.В., представителя ответчика Новоселовой М.М., судебная коллегия

установила:

Карпенко Т.В. обратилась в суд с иском к УФПР в г. Ухте Республики Коми (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указав, что решением ответчика от <Дата обезличена> ей отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по основанию отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указанное решение истец полагает незаконным, поскольку суммирование специального стажа работы в РКС и МКС позволяет образовать необходимую продолжительность стажа работы в особых климатических условиях, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии с момента достижения возраста ... лет, т.е. с <Дата обезличена>.

Определением суда произведена замена ответчика ГУ УПФР РФ в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) на правопреемника ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Коми.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Из указанных положений закона следует, что страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо стаж работы в местностях, приравненных к таким районам не менее 17 календарных лет. В данном случае льготный порядок исчисления стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, его исчисление производится в календарном порядке. При назначении пенсии по данному основанию правило о приведении стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к стажу работы в районах Крайнего Севера, не применяется.

Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, вышеуказанная норма, равно как и иные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, не предусматривают.

Правило об исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в случае, если гражданин работал как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях содержится в другой норме закона, а именно в пункте 6 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно указанной норме мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Карпенко Т.В., <Дата обезличена> года рождения, ..., <Дата обезличена> обратилась в ОПФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ОПФР по Республике Коми от <Дата обезличена> в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера - 12 лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 17 лет; решением от <Дата обезличена> в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" - в связи с не достижением истцом возраста, дающего право на назначение пенсии, - ... года.

При этом страховой стаж истца определен в календарном исчислении продолжительностью ... дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (в календарном исчислении), - ... дней, стаж работы в районах Крайнего Севера (в календарном исчислении) - ... дней.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами законодательства и исходил из отсутствия правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с <Дата обезличена>.

Судебная коллегия считает выводы суда законными и обоснованными, поскольку пункт 2 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" не предусматривает для определения права на пенсию возможности суммировании стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к таким районам.

Как правильно указал суд первой инстанции, действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О страховых пенсиях" предусмотрел как общие, так и специальные основания назначения страховой пенсии по старости, в том числе для лиц, которые работали в особых климатических условиях (п. 6 ч. 1 ст. 32 закона), и женщин, родивших двух и более детей и продолжительное время работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ч. 1 ст. 32). Установление льготных условий приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости предполагает право законодателя определять правила исчисления специального стажа. В законе установлены определенные условия, учитываемые при исчислении стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Доводы истца в суде апелляционной инстанции о возможности суммирования стажа со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2021 № 1532, не могут повлечь отмену оспариваемого решения.

Указанным постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", в силу п. 2 которых исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных пунктом 3 настоящих Правил.

В соответствии с подп. 11 п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими правилами, суммируются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Пунктом 3 Правил № 516 предусмотрен порядок суммирования периодов работ, указанных в пункте 2 путем прибавления одних периодов работы к другим.

При этом прибавления периода работы в районах Крайнего Севера к периоду работы в приравненных местностях, не предусмотрено.

Таким образом, действующее с 1 января 2022 года постановление Правительства РФ № 1532, не изменяет порядка исчисления стажа необходимого для назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", а лишь предусматривает особенности исчисления стажа, установленные в п. 3 – включение периодов, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В целом доводы апелляционной жалобы истца о возможности суммирования стажа не могут быть приняты во внимание, так как направлены на собственную оценку и трактовку действующего законодательства, при этом выводов суда первой инстанции доводы жалобы не опровергают и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карпенко Татьяны Валерьевны – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-3932/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Карпенко Татьяна Валерьевна
Ответчики
ОПФ РФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
20.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2022Передано в экспедицию
18.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее