УИД № 45RS0026-01-2022-009988-29
Дело № 88-14955/2023
мотивированное определение
составлено 25 сентября 2023 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 29 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В., Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-8406/2022 по иску Россейкиной Елены Александровны к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» о возложении обязанности,
по кассационной жалобе Россейкиной Елены Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 25 мая 2023 года;
по кассационной жалобе Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 25 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Россейкина Е.А. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (далее – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», Учреждение), с учетом уточнения об установлении права на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); возложении обязанности включить ее в реестр сотрудников, работавших с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в период с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года, направить указанный реестр в региональный Фонд социального страхования для специальной социальной выплаты за период с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года.
В обоснование требований указала на то, что работает в должности фельдшера-лаборанта в отделении особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области». В период с 2020 года по 2022 год в соответствии со своими должностными обязанностями она осуществляла забор биологического материала у лиц, заболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, а также производила обработку инфекционного материала от умерших от данного заболевания. В нарушение части 6 подпункта «а» пункта 2, части 1 подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2022 г.г. медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)…» ответчиком отказано в назначении социальной выплаты за нормативную смену со ссылкой на то, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не включен в перечень медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации указанного постановления Правительства Российской Федерации соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении. Полагает, что ее должностные обязанности подпадают под действие данного постановления Правительства Российской Федерации и она обладает правом на получение социальной выплаты.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 19 декабря 2022 года исковые требования Россейкиной Е.А. удовлетворены. Установлено ее право на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). На ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» возложена обязанность включить Россейкину Е.А. в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в период с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года, а также обязанность направить указанный реестр в региональный Фонд социального страхования для осуществления специальной выплаты с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года. С ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб., в пользу Россейкиной Е.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., а также почтовые расходы в размере 420 руб. 50 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 25 мая 2023 года решение Курганского городского суда от 19 декабря 2022 года изменено в части периодов для осуществления социальной выплаты. Установлены периоды для осуществления Россейкиной Е.А. социальной выплаты с 01 января 2021 года по 30 апреля 2021 года, с 01 апреля 2022 года по 15 июля 2022 года. В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 19 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает на то, что весь период ее работы с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года был связан, как и у всех медицинских работников медицинских организаций по всей России, с работой с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). В указанный период в ее обязанности входило забор биологического материала от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также обработка инфекционного материала от умерших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Вынесенное судом апелляционной инстанции определение основано на информации третьего лица о включении в Перечень медицинских организаций ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Курганской области» не в течение всего спорного периода, а только с 01 января 2021 года по 30 апреля 2021 года, и с 30 апреля 2022 года по 29 июля 2022 года, что не соответствует фактически выполнявшейся работе и ставит ее в неравное положение по установлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинских работников, которые получали ежемесячно указанные выплаты.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными. Указывает на то, что истец не может быть отнесена к подпункту «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года № 1762, поскольку не контактирует с пациентами с установленным врачом диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Как верно указано в апелляционном определении, диагноз устанавливается врачом, должен быть основан на всестороннем обследовании пациента и подтвержден соответствующим медицинским заключением. Тогда как, суд сделал свой вывод о том, что самого факта положительного результата лабораторных исследований достаточно для отнесения заболевания к подтвержденному случаю, что не соответствует требованиям Временных методических рекомендаций «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации 08 феврали 2021 года. Версия 10. Ссылается на то, что «подтвержденный случай COVID-19» не является фактом установления диагноза врачом, не является идентичным понятием, а является «величиной», которая имеет значение в разрезе профилактических мероприятий, необходимых к проведению после установления факта заражения с целью недопущения (предотвращения) распространения вновь появившейся инфекции. Несмотря на это суд апелляционной инстанции приравнял данные понятия, полагая, что «лабораторно подтвержденный случай» идентичен понятию «установленный врачом диагноз», подменяя одно понятие другим. При этом в разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письме от 21 мая 2020 года № 16-3/И/2-5951, на которое сослался суд в своем решении, указано, что подтвержденным диагнозом COVID-19 являются данные, внесенные в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 373. Суд апелляционной инстанции, устанавливая факт контакта истца с пациентами с установленным диагнозом, указал на то, что об этом свидетельствуют находящиеся в материалах дела доказательства, а именно справка за подписью заведующей лаборатории о количестве носоглоточных мазков за период с 01 ноября 2020 года по 30 июня 2022 года, взятых истцом, с приложением списка таких лиц. Однако, данный документ не свидетельствует о контакте истца с пациентами с установленным диагнозом, так как истец осуществляла забор материала не у пациентов, а у заказчиков, которые являются получателями платных услуг, оказываемых учреждением, в том числе по личному желанию клиентов для собственных нужд. Справка от 29 августа из учреждения о количестве произведенных исследований на инфекцию и количество из них положительных проб, а также Информация о получении истцом страховых выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 313 в связи с получением заболевания при исполнении служебных обязанностей в ноябре 2020 года и апреле 2022 года не подтверждают факт контакта истца с пациентами с установленным диагнозом по вышеуказанным основаниям. Страховые выплаты истец получила лишь потому, что невозможно было доказать, что она 100% не могла заразиться на работе, так как весь материал, поступающий на исследование, потенциально заражен, пока не будет доказан иное. Указывает на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права, заключающиеся в том, что в нарушение статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции истребовал дополнительные доказательства у третьего лица, подменив функции суда первой инстанции и превысив свои полномочия, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. Кроме того, суд обязал ответчика включить в реестр истца, что является неисполнимым, поскольку такой реестр ответчиком в спорный период не составлялся, чему суд апелляционной инстанции не дал оценки при рассмотрении апелляционной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо ОСФР по Курганской области (правопреемник Государственного учреждения – Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ-КРО ФСС РФ)) указывает на то, что ответственность за предоставление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, возлагается на организацию. Указанный перечень медицинских и иных организаций, работники которых имеют право на получение указанных выплат, должен обновляться ежемесячно. По имеющимся сведениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» присутствует в перечне медицинских и иных организаций, который формируется в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года № 1762, за периоды с 01 января 2021 года по 30 апреля 2021 года, с 01 апреля 2022 года по 15 июля 2022 года. При решении вопроса по существу полагается на усмотрение суда.
Истец Россейкина Е.А., представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Курганской области, ОСФР по Курганской области, Департамента здравоохранения Курганской области, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания, предусмотренные статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного постановления.
Судами установлено и из материалов дела следует, что со 02 января 1991 года Россейкина Е.А. является работником ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», с 13 мая 2011 года – в должности фельдшера-лаборанта отделения особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории, 20 марта 2015 года ей присвоена высшая категория по специальности «лабораторное дело».
При коллективном обращении работников микробиологической лаборатории отделения особо опасных вирусологических инфекций к работодателю с целью решения вопроса о включении в реестр работников, имеющих право на получение социальной выплаты, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в письме от 08 апреля 2022 года № 45-20-10/и-102.2022 сообщил о том, что специальная социальная выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации данного постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, т.е. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сведения о том, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» включен в вышеназванный перечень, отсутствуют. В связи с этим обязанность учреждения передавать реестр сведений работников в региональный Фонд социального страхования отсутствует (не возникла).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Россейкина Е.А. полагала, что обладает правом на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 в период с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
При этом суд исходил из того, что к видам деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» согласно его Уставу относятся, в том числе проведение исследований состояния здоровья населения в целях разработки и участия в реализации программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, проведение дезинфекции, оказание медицинских услуг, осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней; в спорный период в соответствии с возложенными на нее обязанностями Россейкина Е.А. осуществляла проведение лабораторных исследований в соответствии с областью аккредитации Учреждения, в том числе осуществляла забор биологического материала у граждан, заболевших новой коронавирусной инфекцией (COV1D-19) и с подозрением на нее, производила обработку инфекционного материала от умерших новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также проведение лабораторных исследований указанных материалов, что было связано, в том числе с зараженным биоматериалом; указанные работы (отбор и проверка биоматериалов на наличие/отсутствие новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) не относится к медицинской помощи, однако, данная работа связана с наличием периодических контактов с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз НКВИ, кроме того, истец имела контакт при обработке инфекционного материала от умерших от коронавирусной инфекции (COVID-19), а также при проведении лабораторных исследований указанных материалов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам факт выполнения Россейкиной Е.А. в спорный период перечисленнных исследований позволяет сделать вывод о том, что истец, как работник лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», проверяющая биоматериалы на наличие/отсутствие (COVID-19), имеет право на ежемесячную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года № 1762; отказ работодателя от признания права истца на указанную выплату в связи с оказанием медицинской помощи гражданам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 в рамках исполнения своих профессиональных обязанностей ущемляет право истца на получение установленных и гарантированных государством выплат.
Учитывая, что истец не была включена в списки по Учреждению, суд первой инстанции в рамках заявленных требований возложил на ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» обязанность включить Россейкину Е.А. в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в период с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года; направить указанный реестр в региональный Фонд социального страхования для осуществления истцу специальной выплаты с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года с учетом фактически отработанного времени, за исключением периодов отсутствия истца по уважительным причинам.
Удовлетворив исковые требования, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции взыскал с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.; в пользу истца - расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., а также почтовые расходы в размере 420 руб. 50 коп.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции в части права истца на спорную выплату.
При этом, проанализировав Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 02 июля 2010 года № 541н, «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2020-ст), суд апелляционной инстанции отметил, что Россейкина Е.А. как фельдшер-лаборант относится к среднему медицинскому персоналу, несмотря на то, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» является не медицинской организацией, а организацией здравоохранения.
Отклоняя довод ответчика о том, что истец не представила доказательств, свидетельствующих о контакте при выполнении должностных обязанностей с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд апелляционной инстанции указал на то, что согласно Временным методическим рекомендациям «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (версия 10 от 08 февраля 2021 года) самого факта положительного результата лабораторных исследований достаточно для отнесения к подтвержденному случаю заболевания (COVID-19).
Кроме того, из разъяснений, данных в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года), следует, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Признавая истца в спорный период работником, контактировавшим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд апелляционной инстанции сослался на справку заведующей лабораторией о количестве носоглоточных мазков на COVID-19 за период с 01 ноября 2020 года по 30 июня 2022 года, взятых фельдшером-лаборантом Россейкиной Е.А. с приложением списка лиц, среди которых имеются сведения о взятии проб из носоглотки у лиц, проходивших исследование повторно, при этом отмечено, что результат исследования на COVID-19 является положительным; справку ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 29 августа 2022 года, согласно которой микробиологической лабораторией (отделением особо опасных и вирусологических инфекций) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в период с 20 февраля 2020 года по 30 июня 2022 года было проведено 181139 исследований проб на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), из них 13446 положительных проб.
При этом работодатель не оспаривал тот факт, что истец была систематически задействована в работах, связанных с тестированием на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с отбором проб.
Помимо этого суд апелляционной инстанции отметил, что материалы дела содержат сведения о том, что Россейкина Е.А. в ноябре 2020 года и в апреле 2022 года (в спорный период) дважды при исполнении трудовых обязанностей получила заболевание COVID-19, что подтверждено работодателем, в связи с чем ей на основании пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 06 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» дважды была назначена и выплачена ГУ-КРО ФСС РФ единовременная страховая выплата в размере 68 811 руб. за каждый страховой случай.
С учетом вышеизложенного, а также учитывая информацию ОСФР по Курганской области от 22 мая 2023 года о том, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в период с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года наличествовало в Перечне медицинских и иных организаций, который формируется в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, суд апелляционной инстанции признал правильным вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности включить истца в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и направить указанный реестр в региональный Фонд социального страхования для осуществления специальной социальной выплаты.
Вместе с тем, поскольку ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в Перечень медицинских и иных организаций в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 было включено в периоды с 01 января 2021 года по 30 апреля 2021 года и с 01 апреля 2022 года по 15 июля 2022 года, суд апелляционной инстанции счел необходимым изменить решение суда в части периодов, в отношении которых истец должна быть включена в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) для осуществления специальной социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций в части признания за истцом права на ежемесячную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года № 1762.
С 30 января 2020 года на территории Российской Федерации введены мероприятия в целях предупреждения проникновения на территорию страны новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера.
Основанием для таких выплат являются особые условия труда и дополнительная нагрузка медицинских работников, которая обусловлена медицинской помощью гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а также размеры этой выплаты определены пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работников, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 названного постановления право на получение специальной социальной выплаты имеют следующие категории работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 года№ 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Из указанных положений следует, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 данного постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации данного постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
В письме Минтруда России от 12 апреля 2021 года № 14-1/10/П-2784 «О разъяснении отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762» разъяснено, что формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации 30 октября 2020 года № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Судами установлено, что согласно Уставу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» является учреждением здравоохранения. В предмет и цели деятельности Учреждения входит выполнение и оказание услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Управления Роспотребнадзора по Курганской области. Для достижения установленных целей Учреждение осуществляет виды деятельности такие как: санитарно-эпидемиологические экспертизы, статистическое наблюдение, регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия, оказание консультативных услуг по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, проведения исследований состояния здоровья населения в целях разработки и участия в реализации программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, оформление и учет личных медицинских книжек, проведение дезинфекции, оказание медицинских услуг, осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней и т.д.
Ответчиком не оспаривалось, что в спорный период Учреждение оказывало услуги по тестированию на наличие новой коронавирусной инфекции (с отбором проб, без отбора проб), а также по определению антител IgG v IgM к новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом ИФА.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 27 марта 2020 года № 02/5324-2020-27 с учетом выполнения задач и исполнения функций в период сложной эпидемиологической ситуации, сложившейся на территории Российской Федерации, вызванной появлением новой высококонтагиозной коронавирусной инфекцией, Роспотребнадзор, его территориальные органы и его подведомственные организации, выполняют неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств и являются организациями, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращения распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно ответу Роспотребнадзора на запрос суда с соответствии с Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, специальная социальная выплата производится медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID- 19).
Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты определены Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 (далее Правила).
Согласно указанным Правилам специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно за одну нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Согласно пункту 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также указанных сведений по каждому работнику.
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также указанных сведений по каждому работнику (пункт 6 Правил).
В соответствии с п. 8 указанных Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Правил).
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представленных организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 894н.
Указанные разъяснения предусматривают необходимость учета рабочего времени (дни), когда работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), условным обозначением «Ф(кв)».
Специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления № 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей. В этом случае для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с такими пациентами при выполнении своих должностных обязанностей (пункт 4 Разъяснения).
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерация от 15 июля 2022 года № 1268 «О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения коронавирусной инфекцией» с 15 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года приостановлены специальные социальные выплаты, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 1762.
Названным постановлением утвержден порядок предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией, с 01 июля 2022 года введена новая компенсационная выплата для лиц, оказзывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих ее оказание) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции; право на получение назначенной до 15 июля 2022 года специальной социальной выплаты сохраняется за гражданами до окончания периода, на который она была назначена, и реализуется в порядке и на условиях, которые действовали до указанной даты (пункт 4 постановления № 1268).
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению; решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При этом, оценивая доказательства, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Приведенные требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанции соблюдены не были.
С учетом заявленных истцом требований, возражений ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права юридически значимыми и подлежащими определению и установлению являлись следующие обстоятельства: включение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в Перечень медицинских и иных организаций в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762; выполнение истцом в спорный период обязанностей, связанных с контактом с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), регулярность выполнения таких обязанностей, фактическое число нормативных смен в каждом календарном месяце спорного периода, в течение которых истец контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Между тем, установив, что в спорный период Учреждение оказывало услуги по тестированию на наличие новой коронавирусной инфекции (с отбором проб, без отбора проб), а также по определению антител IgG v IgM к новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом ИФА; истец была систематически задействована в работах, связанных с тестированием на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с отбором проб, суд первой инстанции иных юридически значимых обстоятельств не устанавливал.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, дополнительно приняв во внимание справку заведующей лабораторией о количестве носоглоточных мазков на COVID-19 за период с 01 ноября 2020 года по 30 июня 2022 года, взятых фельдшером-лаборантом Россейкиной Е.А.; справку ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 29 августа 2022 года о количестве проведенных микробиологической лабораторией (отделением особо опасных и вирусологических инфекций) исследований проб на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), также не установил все юридически значимые обстоятельства.
Принимая во внимание информацию ОСФР по Курганской области от 22 мая 2023 года о том, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в период с 01 ноября 2020 года по 15 июля 2022 года наличествовало в Перечне медицинских и иных организаций, который формируется в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, суд апелляционной инстанции не выяснил и не дал оценки основаниям включения Учреждения в указанный Перечень, кем принималось такое решение, не выяснил причины невключения Учреждения в данный Перечень с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года, с 01 мая 2021 года по 31 марта 2022 года, обоснованности такого невключения с учетом выполнявшихся ответчиком функций.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в резолютивной части должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Учитывая фактический материальный интерес истца в данном споре, установленные вышеприведенными нормативными правовыми актами условия для осуществления спорной выплаты, предусматривающие установление такой выплаты за фактическое число нормативных смен в календарном месяце, возложение на работодателя обязанности включить истца в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и направить данный реестр в региональный Фонд социального страхования для осуществления специальной выплаты не отвечает требованиям исполнимости, в связи с чем в рамках разрешения настоящего спора следовало определять дни, когда истец, выполняя свои должностные обязанности, контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Тогда как, из имеющейся в материалах дела справки заведующей лабораторией о количестве носоглоточных мазков на COVID-19 за период с 01 ноября 2020 года по 30 июня 2022 года, взятых фельдшером-лаборантом Россейкиной Е.А., а также списка лиц, у которых были взяты мазки для исследования, невозможно определить фактическое число нормативных смен, в течение которых истец, выполняя свои должностные обязанности, контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При этом судебная коллегия полагает необоснованными доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истец не может быть отнесена к подпункту «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года № 1762, поскольку не контактирует с пациентами с установленным врачом диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), диагноз устанавливается врачом и должен быть основан на всестороннем обследовании пациента и подтвержден соответствующим медицинским заключением, тогда как, принятые судом во внимание документы не свидетельствуют о контакте истца с пациентами с установленным диагнозом.
Между тем, как правильно указано судом апелляционной инстанции, в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (версия 10 от 8 февраля 2021 года) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении: а) положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений; б) положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10: U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов). При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10: U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).
Нельзя согласиться и с доводами ответчика о том, что истец осуществляла забор материала не у пациентов, а у заказчиков, которые являются получателями платных услуг, оказываемых учреждением, в том числе по личному желанию клиентов для собственных нужд, поскольку выполнение указанных работ производилось ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в рамках получаемых субсидий в целях реализации мероприятий по борьбе с эпидемиями, что следует из предоставленных в материалы дела Соглашений, заключенных между Роспотребнадзором и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» во исполнение распоряжений Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований Роспотребнадзору на предоставление из федерального бюджета субсидий на иные цели подведомственным организациям на осуществление выплат стимулирующего характера лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
Являются несостоятельными доводы ответчика о том, что справка Учреждения о количестве произведенных исследований на инфекцию и количество из них положительных проб, а также Информация о получении истцом страховых выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 313 в связи с получением заболевания при исполнении служебных обязанностей в ноябре 2020 года и апреле 2022 года не подтверждают факт контакта истца с пациентами с установленным диагнозом по вышеуказанным основаниям, страховые выплаты истец получила лишь потому, что невозможно было доказать, что она 100% не могла заразиться на работе, так как весь материал, поступающий на исследование, потенциально заражен, пока не будет доказан иное.
В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации № 313, а также действовавшим в спорный период Положением о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника условием такой выплаты являлось получение заболевания именно на работе, что устанавливалось в ходе проводимого в обязательном порядке расследования.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены не были, правовой оценки не получили, равно как и судом апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и наделен полномочиями в случае, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств, при необходимости оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств, дать правовую оценку таким доказательствам.
В этой связи отклоняются доводы ответчика о том, что суд апелляционной инстанции истребовал дополнительные доказательства, подменив функции суда первой инстанции и превысив свои полномочия, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
Поскольку обжалуемые судебные постановления приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 25 мая 2023 года, которым было изменено в части решение суда первой инстанции, и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 3795, 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 25 мая 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи