Решение по делу № 33-8004/2022 от 20.07.2022

Судья: Лукина Л.А.

Дело № 2-167/2022

Докладчик: Белик Н.В.

Дело № 33-8004/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего             Белик Н.В.,

судей             Выскубовой И.А., Рыбаковой Т.Г.

при секретаре             Павленко К.А.

с участием прокурора        Федосеева С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 16 августа 2022 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения культуры «Доволенская централизованная библиотечная система» на решение Доволенского районного суда Новосибирской области от 16 мая 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Кравченко Т. В. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения культуры «Доволенская централизованная библиотечная система» в пользу Кравченко Т. В. заработную плату- за период с 22 ноября 2021 года по 17 марта 2022 года (включительно) в размере 93 067 руб. 59 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Признать незаконным отстранение Кравченко Т. В. от работы в Муниципальном казенном учреждении культуры «Доволенская централизованная библиотечная система» в должности библиотекаря Комарьевской сельской библиотеки.

В остальной части иска - отказать.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В., объяснения Кравченко Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кравченко Т.В. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению культуры «Доволенская централизованная библиотечная система» (далее МКУК «Доволенская ЦБС») о допуске к работе, предусмотренной трудовым договором, взыскании заработка за время вынужденного прогула в размере 78 272, 80 руб. и компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.

В обоснование требований указано, что на основании трудового договора от 09.01.2018, заключенного с ответчиком она работает в должности библиотекаря Комарьевской сельской библиотеки МКУК «Доволенская ЦБС». Уведомлением от 08.11.2021 за № 78 года работодателем ей было предложено сообщить о проведении добровольной вакцинации или о наличии медицинских противопоказаний, а также предоставить директору МКУК «Доволенская ЦБС» в срок до 21.11.2021 года медицинский документ, подтверждающий проведение до 21.11.2021 профилактической прививки первым компонентом вакцины от новой короновирусной инфекции КОВИД-19; и проведение до 21.12.2021 вторым компонентом вакцины. В ответ на данное уведомление ею было сказано, что делать вакцинацию это добровольное дело каждого гражданина.

Приказом № 64-к от 22.11.2021 года она была отстранена от занимаемой должности.

Считает отстранение ее от работы незаконным, так как это противоречит Трудовому Кодексу РФ; Постановление Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 11.10.2021 года № 001 не является нормативным актом и противоречит нормам действующего законодательства, а именно ФЗ № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», а также ФЗ № 52 «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».

Уточив требования, просила суд признать незаконным ее отстранение от работы, предусмотренной трудовым договором, взыскать с ответчика неполученную заработную плату в размере 102 357, 68 руб., а затем уточнила на сумму в размере 93 067, 59 руб., за период с 22.11.2021 года по 17 марта 2022 года, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., от исковых требований о допуске к работе отказалась, так как приказом от 18 марта 2022 года она допущена к работе с 18 марта 2022 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось Муниципальное казенное учреждение культуры «Доволенская централизованная библиотечная система», в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что вывод суда о том, что работа Истицы не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением 825, и поэтому Ответчик не имел оснований для отстранения Истицы, не основан на действующем законодательстве. Соглансо приказам Минздрава России от 21.03.214 № 125н и от 06.12.2021 № 1122н работники организаций сферы предоставления услуг, к которым относятся и библиотеки (библиотечные системы), отнесены к категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации (приоритет 2-го уровня). Истица была отстранена от работы в связи с непрохождением профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVTD-19 и согласно ст. 76 ТК РФ, Постановлению Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12.10.2021 №001, согласно которому граждане, подлежащие обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, в том числе осуществляющие деятельность в библиотеках. При определенных обстоятельствах, как, например, вынесение соответствующего постановления главным санитарным врачом субъекта Российской Федерации, отказ от вакцинации, в том числе против COVID-19, влечет негативные последствия, в частности отстранение работника от работы без начисления заработной платы. Именно от Истицы зависело принятие решения привиться или отказаться от прививки против COVID-19, последствием и причиной чего явилось её отстранение от работы согласно ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кравченко Т.В. с 09.01.2018 года на основании трудового договора осуществляет трудовую деятельность в должности библиотекаря в Комарьевском филиале - библиотеки МКУК «Доволенская центральная районная библиотека».

Уведомлением от 08.11.2021 года за № 78 директора МКУК «Доволенская ЦБС» Кравченко Т.В. была уведомлена о необходимости представить директору медицинский документ, подтверждающий проведение до 21.11.2021 года профилактической прививки первым компонентом вакцины от новой короновирусной инфекции КОВИД-19 ; и проведение до 21.12.2021 года вторым компонентом вакцины. При наличии медицинских противопоказаний для вакцинации в срок не позднее 21 ноября 2021 года представить подтверждающие медицинские документы. Непредставление указанных документов является основанием для отстранения в соответствии со ст. 76 Трудового Кодекса от работы без сохранения оплаты труда на весь период до проведения обязательной вакцинации.

22 ноября 2021 года на основании приказа № 64-к Кравченко Т.В. была отстранена от работы, в связи с непрохождением вакцинации от новой короновирусной инфекции КОВИД-19 с 22 ноября 2021 года до предоставления сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от КОВИД-19; либо до издания Главным государственным санитарным врачом по Новосибирской области постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе.

Данным приказом постановлено в период отстранения Кравченко Т.В. от работы, заработную плату не начислять.

В дальнейшем приказом от 18 марта 2022 года за № 9-к директора МКУК «Доволенская ЦБС» В.Е.С., на основании Постановления главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 18 марта 2022 года № 002 «О признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области по вопросам проведения профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (КОВИД-19) отдельным категориям граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям» Кравченко Т.В. с 18 марта 2022 года была допущена к работе библиотекаря Комарьевской сельской библиотеки МКУК «Доволенская ЦБС», и с 18 марта 2022 года постановлено начислять заработную плату.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 года № 825 «Об утверждении Перечня работ, выполнении которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», которым утвержден исчерпывающий перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, с учетом того обстоятельства, что изменения в указанный перечень не вносили, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, муниципальное казенное учреждение культуры «Доволенская централизованная библиотечная система» по роду и характеру свой деятельности не отнесено к группам работ, перечень которых определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 года № 825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», выполняемая Кравченко Т.В. работа в должности библиотекаря в Комарьевской сельской библиотеки МКУК «Доволенская ЦБС» в Перечне отсутствует, в связи с чем ответчик, как работодатель не имел полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, фактически же, в действиях МКУК «Доволенская ЦБС» имело место принуждение истца к вакцинации против новой короновирусной инфекции КОВИД-19.

Мотивируя свои выводы, суд первой инстанции также указал, что Полномочия Главных государственных санитарных врачей регионов определены статьей 50 и статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. Перечень указанных полномочий является закрытым, в связи с чем, доводы ответчика о законности отстранения истца от работы на основании Постановления Главного санитарного врача по Новосибирской области от 12.10.2021года № 001 «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (КОВИД-19) отдельным категориям граждан в Новосибирской области» не могут являться основанием для отказа в исковых требованиях, так как законодательством не предусмотрены полномочия Главных государственных санитарных врачей регионов обязывать работодателей организовывать вакцинацию сотрудников и обеспечивать определенный процент охвата сотрудников организаций или предприятий профилактической вакцинацией. Поскольку неисполнение Кравченко Т.В. своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовых договором с период с 22.11.2021 года по 17.03.2022 года (включительно) произошло по вине работодателя, без законных оснований отстранившего работника от осуществления трудовой деятельности, что влечет оплату труда в соответствии с частью 1 статьи 155 Трудового Кодекса РФ, в связи с чем взыскал с МКУК «Доволенская ЦБС» в пользу Кравченко Т.В. сумму невыплаченной заработной платы в размере 93 067,59 руб., а также со ссылкой на ст. 151 ГК РФ, 237 ТК РФ компенсацию морального вреда.

Судебная коллегия исходит из следующего.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).

На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).

Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).

Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Работодатель, в соответствии с абзацем восьмым части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.

В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций социального обслуживания.

Постановление Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 N 72-п "О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области" на территории Новосибирской области с 14:00 часов 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.

Постановление Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12.10.2021 N 001 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям" утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники осуществляющие деятельность в культурных, выставочных, просветительских мероприятий, в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов; (пункт 1.1).

Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19 (пункт ).

Постановление главного санитарного врача по Новосибирской области от 12.10.2021 N 001 принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Новосибирской области, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Приказ от 03.02.2021 N 47н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н"), Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500).

Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пп. 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19"; лиц, перенесших в последние 6 месяцев заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденное медицинскими документами и/или QR-кодом.

Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что целью деятельности МКУК « Доволенская ЦБС» предоставление своего фонда печатных, аудиовизуальных и электронных документов для использования читателями, путем выдачи через абонемент, читальные залы, отраслевые отделы, библиотечные пункты: предоставляет документы или их копии из других библиотек через систему межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, доставляет книги на дом по заявкам читателей и т.д., в связи с чем для его сотрудников вакцинация является обязательной, поскольку от прохождения обязательной вакцинации Кравченко Т.В. отказалась, на уведомление работодателя не отреагировала, выводы суда первой инстанции об отсутствии у работодателя оснований для отстранения ее от работы, не соответствуют вышеуказанным актам и фактическим обстоятельствам по делу.

Вопреки выводам суда первой инстанции работодатель не располагал информацией о вакцинации истца, либо доказательствами наличия противопоказаний для вакцинации, в связи с чем обоснованно отстранил истца от работы, не начислял за данный период заработную плату.

Ссылка истца на то обстоятельство, что вакцинация является добровольной и работник вправе отказаться от прививки, несостоятельна, по мнению судебной коллегии, а у работодателя имелись оснований для отстранения ее от работы и не начисления заработной платы за период отстранения в силу следующего.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Согласно абзацу второму статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Поскольку работодатель исполнял требования государственного санитарного врача по Новосибирской области, который в вышеуказанном акте, в качестве граждан, подлежащих обязательной вакцинации, определил лиц, работающих в сфере культурных мероприятий, в том числе библиотек, его действия не носят дискриминационного характера.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61 и 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда первой инстанции по иску Кравченко Т.В. данным требованиям не соответствует, в связи, с чем подлежит отмене, с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований, в том числе и по тем основаниям, что судебной коллегией не установлено нарушение прав работника работодателем.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Доволенского районного суда Новосибирской области от 16 мая 2022 года отменить, постановить новое, которым в удовлетворении исковых требований Кравченко Т. В. к Муниципальному казенному учреждению культуры «Доволенская централизованная библиотечная система» о признании незаконным отстранения от работы в должности библиотекаря Комарьевской сельской библиотеки, также о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда – отказать.

Апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения культуры «Доволенская централизованная библиотечная система» удовлетворить.

Председательствующий:/подпись/

Судьи:/подписи/

« копия верна»

                Судья

33-8004/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кравченко Татьяна Викторовна
Ответчики
МКУК Доволенская ЦБС
Другие
администрация Доволенского района Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
20.07.2022Передача дела судье
16.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2022Передано в экспедицию
16.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее