АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2024 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Евтодеевой А.В., Максименко И.В.,
при секретаре Тороповой К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ХМАО – Югры в интересах (ФИО)7 Владимира Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО – Югре о разрешении социального спора,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО – Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда от 25.03.2024, которым постановлено:
взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО – Югре в пользу (ФИО)8 Владимира Николаевича компенсацию за покупку технического средства реабилитации в размере 141 511,85 руб., компенсацию морального вреда 10 000 руб.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор ХМАО – Югры в интересах инвалида 2 группы (ФИО)9 В.Н. обратился в суд с иском о взыскании с ОСФР по ХМАО – Югре компенсации за покупку протеза в размере 141 511,85 руб. и компенсации морального вреда 10 000 руб. Требования мотивированы тем, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации от 16.12.2020 истец имеет право на бесплатное получение протеза бедра модульного. 04.10.2023 (ФИО)10 В.Н. за счёт кредитных средств купил в ООО «РОЦ «Жемчужина Югры» необходимый ему протез за 331 529,85 руб. Для получения компенсации понесенных расходов гражданин предъявил в пенсионный орган соответствующие документы. Между тем, ответчик выплатил ему компенсацию в размере 190 018 руб. По мнению прокурора, ответчик неправильно определил размер компенсации, в связи с чем, истцу был причинён моральный вред.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по ХМАО – Югре оспаривает законность и обоснованность решения. Суд не учёл, что (ФИО)11 В.Н. при обращении за компенсацией не представил документы о характеристиках рекомендованного ему протеза. По мнению апеллянта, для правильного определения размера компенсации необходимо применить государственный контракт от 20.06.2023 (номер) на поставку протезов бедра модульного (тип 1 и 2) по цене, соответственно, 257 722,09 руб. и 190 018 руб. Полагает, что суд ошибочно применил государственный контракт от 28.12.2021 (номер). Кроме того, в деле отсутствуют документы о перечислении оплаты за покупку истцом протеза с использованием кредитных средств по кредитному договору от 04.10.2023 (номер). При взыскании компенсации морального вреда, суд не учёл, что выплата компенсации была задержана в результате отсутствия у апеллянта необходимых денежных средств.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор ХМАО – Югры указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов.
В суде апелляционной инстанции прокурор (ФИО)12 О.Л. просила оставить без изменения решение суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
(ФИО)13 В.Н. является инвалидом 2 группы, бессрочно.
На основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации от 16.12.2020 ему рекомендованы технические средства реабилитации и соответствующие услуги за счёт средств федерального бюджета, в том числе, протез бедра модульный.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и её форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В силу положений ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно пп. 4, 8 «Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р) к реабилитационным мероприятиям относятся протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов; к техническим средствам реабилитации относятся протезы и ортезы.
В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом пенсионного и социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно п. 3 «Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240) обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости – сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абз. 2 п. 5 настоящих Правил; г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости – сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в пп. «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счёт средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации; е) формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.
В силу ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Ответчик не оспаривает право (ФИО)14 В.Н. на бесплатное обеспечение протезом бедра модульного типа.
Согласно спецификации протезно-ортопедического изделия индивидуального изготовления от 21.01.2021 ответчик по государственному контракту от 24.12.2020 (номер) обеспечил (ФИО)15 В.Н. протезом бедра модульным (тип 3) артикул ПН6-70М-1 стоимостью 317 422,61 руб. Срок службы изделия 2 года.
Факт предоставления пенсионным органом истцу протеза бедра модульного (тип 3) свидетельствует о признании ответчиком права истца на обеспечение протезом указанного типа.
По истечении срока службы полученного протеза (ФИО)16 В.Н. купил 04.10.2023 в ООО «РОЦ «Жемчужина Югры» аналогичный протез бедра модульный (тип 3) артикул ПН6-70М-1 за 331 529,85 руб., что подтверждается спецификацией и кассовым чеком от 04.10.2023. Основные базовые узлы нового и старого протезов (стопа и коленный модуль) являются идентичными (соответственно 1H11Y и 6H23).
Оплата покупки произведена за счёт кредитных средств по договору между (ФИО)17 В.Н. и АКБ «Ноосфера» от 04.10.2023 (номер).
Факт перевода денежных средств в сумме 331 529,85 руб. со счёта (ФИО)18 В.Н. на счёт ООО «РОЦ «Жемчужина Югры» подтверждён платежным поручением от 04.10.2023, поэтому доводы апеллянта в данной части подлежат отклонению.
В соответствии с п. 2 «Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н) компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования РФ либо исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
На основании п. 4 Порядка от 31.01.2011 № 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведённой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключённый уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объёме).
13.10.2023 (ФИО)19 В.Н. обратился к ответчику за компенсацией расходов, в связи с самостоятельной покупкой протеза в сумме 331 529,85 руб.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счёт, открытый инвалидом, или путем почтового перевода (п. 6 Порядка от 31.01.2011 № 57н).
15.12.2023 ответчик выплатил истцу компенсацию в размере 190 018 руб. по цене протеза бедра модульного (тип 2) в государственном контракте от 20.06.2023 (номер).
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены разумные доводы о выплате заявителю компенсации по цене протеза другого типа (тип 2 вместо тип 3), с учётом того, что ранее ответчик обеспечил его протезом бедра модульным (тип 3). Новый протез был приобретён истцом в связи с истечением срока службы полученного в 2021 году протеза, а не из-за изменения состояния его здоровья.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд первой инстанции правильно оценил представленные доказательства и правомерно удовлетворил иск.
Приобретенный истцом протез по характеристикам соответствует протезу бедра модульному (тип 3), предусмотренному государственным контрактом от 28.12.2021 (номер) стоимостью 331 529,85 руб., поэтому суд правильно взыскал компенсацию в сумме 141 511,85 руб. (331 511,85 – 190 098).
Не влечёт отмену решения ссылка апеллянта на государственный контракт от 20.06.2023 (номер), поскольку данный документ не содержит сведений о цене протеза бедра модульного (тип 3).
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причинённых нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причинённого действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по обеспечению мер реабилитации заявителя повлекло нарушение его неимущественного права на жизнеобеспечение, поэтому суд первой инстанции правомерно взыскал компенсацию морального вреда.
Определённый судом размер компенсации морального вреда 10 000 руб. соответствует степени вины ответчика, нравственным страданиям заявителя, требованиям разумности и справедливости.
Не влечёт отмену решения ссылка апеллянта на обстоятельства финансирования его деятельности, поскольку из материалов дела следует, что спор возник в результате решения ответчика по определению размера компенсации, а не в связи обстоятельствами финансирования деятельности пенсионного органа.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 25.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение составлено 14.06.2024.
Председательствующий | Ишимов А.А. |
Судьи | Евтодеева А.В. |
Максименко И.В. |