Решение по делу № 2-381/2020 от 02.06.2020

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2020

Дело

УИД 27RS0-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 16 июля 2020 года

Суд <адрес> имени <адрес>

в составе председательствующего судьи Ю.С. Выходцевой,

с участием: ответчика ФИО1,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности <адрес> к ФИО1 о взыскании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Мотивируя тем, что в соответствии с Порядком и условиями предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории <адрес>, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство, утвержденными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр «О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в <адрес>», министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края крестьянскому (фермерскому) хозяйству (КФХ), главой которого являлась ФИО1, в 2014 году был предоставлен грант на создание и развитие КФК в размере 1 500 000 рублей. Средства гранта перечислены министерством в полном объеме на расчетный счет ответчика ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Абзацем вторым п. 1 Порядка и условий, подпунктом 2.12. пункта 2 Условий подачи гражданами РФ заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166», установлено, что одним из условий подачи гражданами заявок в конкурсную комиссию является обязательство главы хозяйства осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта, а именно по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, деятельность КФХ, главой которого являлась ФИО1, прекращена ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем ФИО1 нарушено условие предоставления гранта осуществление деятельности хозяйства в течении не менее пяти лет после получения гранта. Пунктом 7 Порядка и условий установлено, что в случае невыполнения заявителем условий установленных п.3 Порядка и условий, грант в полном объеме подлежит возврату в краевой бюджет и в соответствии с законодательством РФ. Министерством в адрес ФИО1 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о возврате средств гранта, которое осталось без удовлетворения. Просит взыскать с ФИО1 в пользу министерства сельского хозяйства, торговли и пищевой и перерабатывающей промышленности <адрес> грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1500000 рублей.

Истец Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности <адрес> в судебное заседание не явился, согласно поступившего ходатайства представителя министерства по доверенности ФИО3, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя истца, на исковых требованиях настаивали в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что действительно в 2014 году получила грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. При оформлении заявки на получение гранта она предоставляла пакет документов, ей были разъяснены условия получения гранта, в том числе о необходимости осуществления деятельности в течение 5 лет, но вместе с тем, ей не разъяснили, что данный срок следует исчислять с момента получения гранта, полагала, что данный срок исчисляется с момента регистрации в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Письменного гарантийного обязательства осуществлять свою деятельность в течение 5 лет не писала. В соглашении данного требования не содержалось. За полученные денежные средства она в установленном порядке отчитывалась, предоставляла чеки, отчеты, раз в год к ней приезжала комиссия, проверяла ее деятельность. Требование о возврате средств гранта она не получала, поскольку оно было направлено по другому адресу, по которому она не проживает. ДД.ММ.ГГГГ она прекратила свою деятельность. Это было связано, в том числе и с тем, что она разошлась с мужем, одной ей было тяжело заниматься хозяйством.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с согласия сторон суд определил рассмотреть дело без участия представителя истца.

Выслушав ответчика, изучив доводы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом деятельности явилось разведение свиней (л.д.19-21).

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> и главой крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) ФИО1, последней был предоставлен грант на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000 рублей (л.д.10-11).

Указанный грант был предоставлен из средств краевого бюджета в рамках реализации государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и подлежал использованию на реализацию проекта по развитию КФХ ответчика - на приобретение поросят, трактора, грузового автомобиля, сварочного аппарата, пиломатериалов, сэндвич-панелей, профнастила, бетона, труб, металла (л.д.9).

Средства гранта в полном объеме были перечислены главе КФХ ФИО1 по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,13).

Из представленных ответчиком документов следует, что она в установленном порядке выполняла свои обязанности, предусмотренные соглашением, предоставляя в Министерство все необходимые отчеты о целевом использовании денежных средств, квитанции, чеки, подтверждающие оплату необходимых товаров.

ДД.ММ.ГГГГ крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д.19-21).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о министерстве сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.06.2015 года № 140-пр, министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края является органом исполнительной власти края, реализующим государственную политику в сферах агропромышленного комплекса и развития сельских территорий, использования и охраны водных биологических ресурсов, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, пищевой и перерабатывающей промышленности края.

В силу подпункта 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 указанного Положения министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства.

В силу статьей 4,6 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов (ст. 16,17, 25).

В соответствии с положениями ст.28, 34, 38, 78, 306.4 БК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с положениями ст.309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» полученный грант подлежит возврату в соответствующий бюджет только в случае его нецелевого использования начинающими фермерами.

В соответствии с п.2 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197 в конкурсную комиссию, гражданин РФ может подать заявку, с приложением документов, подтверждающих соблюдение ряда условий, в том числе обязательство заявителя осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения Гранта.

В соответствии с Порядком и Условиями предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 № 66-пр (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) начинающие фермеры имеют право на получение грантов и единовременной помощи в случае заключения и исполнения соглашения с министерством о взаимодействии и комплексном участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, и государственной целевой программы Хабаровского края «развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 № 277-пр (п.3 Порядка и условий).

Начинающие фермеры, желающие участвовать в конкурсе, подают в министерство заявку по установленной форме, согласно приложению № 2 к настоящему порядку и условиям и приложением документов, согласно приложению № 1 к настоящим Порядку и условиям и опись прилагаемых документов (п.4.1 Порядка и условий).

В случае нецелевого использования гранта (единовременной помощи) полностью или частично грант (единовременная помощь), часть гранта (часть единовременной помощи), использованные нецелевым образом, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством РФ. В случае выявления фактов несоответствия заявителя условиям подачи заявок, а также невыполнения заявителем условий, установленных п.3 настоящих Порядка и условий, грант (единовременная помощь) в полном объеме подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством РФ (п.7 Порядка и условий).

В соответствии с приложением № 1 к вышеуказанным Порядку и условиям, в перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям подачи заявок, в том числе относится предоставление заявителем гарантийного письма в произвольной форме с обязательством осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта.

В соответствии с приложением № 2 к вышеуказанным Порядку и условиям заявка для участия в конкурсе на предоставление грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство должна содержать сведения об ознакомлении заявителя со всеми нормативными правовыми и иными актами (включая приказы) регулирующими правоотношения по предоставлению грантов и единовременной помощи.

Заявленным истцом основанием для возврата гранта является прекращение деятельности КФХ до истечения пятилетнего срока после получения гранта.

Вместе с тем, в представленных истцом документах отсутствуют доказательства, подтверждающие факт ознакомления ФИО1 со всеми нормативными правовыми и иными актами (включая приказы) регулирующими правоотношения по предоставлению грантов и единовременной помощи на момент подачи заявки для участия в конкурсе на предоставление гранта, а также отсутствуют доказательства предоставления ответчиком ФИО1 на момент подачи соответствующей заявки письменного гарантийного письма с обязательством осуществлять деятельность хозяйства не менее 5 лет после получения гранта. Предоставление данного гарантийного письма, являющегося одним из обязательных требований к документам, предъявляемым заявителем, ответчиком отрицается. Наличие ссылки на обязанность осуществлять деятельность КФХ в течение не менее 5 лет после получения гранта в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного в том числе и ответчиком, не свидетельствует о разъяснении данной обязанности ответчику на момент подачи ею соответствующей заявки и заключения соглашения в 2014 году.

Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит требования об обязанности участника программы осуществлять деятельность хозяйства не менее 5 лет после получения гранта.

Раздел 3 вышеуказанного соглашения содержит указание на ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения, в том числе участник в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за несоблюдение условий предоставления государственной поддержки в виде субсидий, предоставление заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, содержащихся в представляемых документах на получение субсидий.

Согласно п.3.1 ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п.3, абзацем 4 п.8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Данная норма предполагает недобросовестное поведение получателя субсидии и его вину в неправомерной выплате субсидии уполномоченным органом.

В силу требований ст.67 ГПК РФ оценка доказательств осуществляется судом, который оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из совокупности исследованных доказательств, судом установлено, что на момент подачи заявки и заключения соглашения ответчик ФИО1 не была в полной мере ознакомлена с Порядком и условиями предоставления гранта для осуществления КФХ своей деятельности, кроме того, фактов нецелевого использования денежных средств гранта полученного ФИО1 контрольными органами не устанавливалось и истцом не заявлено. Недобросовестности в действиях ответчика судом не установлено, целевое использование полученного ею гранта подтверждается представленными доказательствами, цели, обусловленные договором о предоставлении гранта, ответчиком выполнены.

Существо предоставления гранта – безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности.

Само по себе несоблюдение ответчиком условий о ведении крестьянского (фермерского) хозяйства не менее 5 лет с момента получения государственной поддержки в случае отсутствия нецелевого использования средств гранта и недобросовестности в действиях ответчика не может служить достаточным основанием для возвращения выделенных денежных средств. Меры по истребованию гранта в данном случае являются чрезмерной ответственностью за выявленное нарушение, и не будут отвечать целям его предоставления, а также требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.

Позиция истца основана на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского (фермерского) хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы финансирования крестьянских (фермерских) хозяйств.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым, при отсутствии доказанности со стороны истца фактов нецелевого использования денежных средств гранта ФИО1 и недобросовестности в действиях ответчика, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности <адрес> к ФИО1 о взыскании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через суд района имени <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Ю.С Выходцева

2-381/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края
Ответчики
Сиволонская Вера Александровна
Другие
Подолякина Олеся Сергеевна
Суд
Суд района имени Лазо Хабаровского края
Судья
Выходцева Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
lazo.hbr.sudrf.ru
02.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2020Передача материалов судье
05.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2020Подготовка дела (собеседование)
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2020Судебное заседание
20.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее