УИД 74MS0122-01-2023-005903-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2024 года г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области, в составе:
Председательствующего Котельниковой К.Р.,
При секретаре Сарсикеевой Ф.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаган В.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Магнитогорская энергетическая компания» о возложении обязанности по восстановлению счетчика, перерасчете платы электроэнергии, возмещении компенсации морального вреда,
установил:
Шаган В.С. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Магнитогорская энергетическая компания» (далее - ООО «МЭК»), с учетом уточненных исковых требований, о возложении обязанности по установке счетчика на прежнее место, перерасчете платы электроэнергии, возмещении компенсации морального вреда в размере 40000 руб., указав в обоснование требований, что 06.06.2023 ответчик противозаконно без заявки заменил исправный электросчетчик, со сроком поверки до 2033 года, при этом акт о замене предоставлен не был, начисление электроэнергии производятся неправомерно. Также 07.09.2023 ответчиком, при наличии по состоянию на 01.06.2023 задолженности в размере 772,02 руб., неправомерно была отключена подача электроэнергии в квартиру. В связи с отключением электроэнергии холодильник стал размораживаться. С учетом оплаты денежных средств в размере 6992,57 руб., за вычетом имеющейся задолженности по состоянию на 01.06.2023 ответчик обязан вернуть переплату в размере 6220,55 руб.
Определением суда к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью «Городская Коммунальная Служба МКД» (далее - ООО «Городская Коммунальная Служба МКД»).
Истец Шаган В.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, указала, что является собственником квартиры <адрес>, у неё был установлен новый электросчетчик со сроком поверки до 2033 года, акт о вводе его в эксплуатацию был подписан. В период нахождения ее в Краснодарском крае была произведена замена счетчика без ее согласия, предварительно её об этом не уведомили, оплачивала услуги онлайн, по возвращению 10.06.2023 домой обнаружила, что счетчик другой. В результате замены счетчика она испытала нравственные страдания, также были испорчены продукты питания отключением электроэнергии.
Представитель ответчика ООО «МЭК» Щеклеева А.К., действующая по доверенности от 09.01.2024, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв на исковое заявление, согласно которому ООО «МЭК» является поставщиком электроэнергии в квартиру <адрес>. С 01.07.2020 обязанность по установке, эксплуатации, поверке и замене приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах перенесена с потребителей на гарантирующих поставщиков электроэнергии. С 01.01.2022 в соответствии с Правилами №442 для учета электроэнергии подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электроэнергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электроэнергии (ИСУЭ). В соответствии с Правилами №442 с марта по июнь 2023 года работниками ООО «МЭК» были проведены работы по замене индивидуальных приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме <адрес>. Все жилые помещения дома были оборудованы ИПУ и присоединены к ИСУЭ. Информация о начале выполнения работ с просьбой оповещения жителей дома <адрес> и предоставлением доступа к этажным щитам 15.03.2023 была направлена в ООО «Городскую Коммунальную Службу МКД». 06.06.2023 специалистом ООО «МЭК» по адресу: <адрес> установлен, опломбирован и введен в эксплуатацию прибор учета электроэнергии типа <данные изъяты>, заводской №, о чем составлен акт ввода в эксплуатацию №, указанным актом прибор учета <данные изъяты> № выведен из расчетных, зафиксированы показания 07030,8. Для замены прибора, присутствие потребителя не требовалось, копия акта ввода в эксплуатацию вместе со снятым прибором учета оставлены специалистом в тамбуре. По состоянию на 24.12.2023 задолженность за потребленную электроэнергию составила 1106,89 руб. У ООО «МЭК» оснований для установки и принятия в качестве расчетного на объекте иного прибора учета электроэнергии, и для произведения перерасчета отсутствуют, единые платежные документы направляются в адрес истца ежемесячно. Поскольку ООО «МЭК» действовало в рамках установленной законодательством РФ процедуры по оснащению многоквартирных домов приборами учета электроэнергии, а также с учетом отсутствия доказательств причинения ответчиком истцу имущественного ущерба и морального вреда, оснований для удовлетворения данных требований не имеется. Кроме того, 07.09.2023 в связи с неоплатой электроэнергии в квартиру Шаган В.С. была прекращена подача электроэнергии, однако в этот же день задолженность была погашена и подача электроэнергии возобновилась.
Представитель третьего лица ООО «Городская Коммунальная Служба МКД» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором выразил несогласие с исковыми требованиями, указал, что 15.03.2023 в их адрес поступило письмо ООО «МЭК» о начале работ по замене индивидуальных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме <адрес> и предоставлении доступа к этажным щиткам на 18 марта 2023 года, на информационных стендах у подъездов многоквартирного дома были размещены объявления о предоставлении доступа к этажным щиткам для производства работ сотрудниками ООО «МЭК» на 18 марта 2023г.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Шаган В.С. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.6).
ООО «МЭК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на основании распоряжения главы города от 26.08.2005 №4127-р (л.д.29) и постановления Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 12.10.2006 №27/2 (л.д.30).
06.06.2023 ООО «МЭК» по адресу: <адрес> установлен, опломбирован и введен в эксплуатацию прибор учета электроэнергии типа <данные изъяты>, заводской №, выведен из расчетных прибор учета <данные изъяты> №, зафиксированы показания 07030,8, долг по оплате на указанную дату составил 772,02 руб. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями о начислениях (л.д.31-33), едиными платежными документами (л.д.34-40), актом ввода в эксплуатацию № (л.д.47).
Согласно пояснениям истца, согласие сотрудникам ООО «МЭК» о замене прибора учета электроэнергии, она не давала.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила N 354), и пунктом 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее - Основные положения), установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета утвержденного типа и прошедших проверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Обязательство по совершению технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, возникает у сетевой организации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Исходя из пунктов 144, 147 Основных положений прибор учета электрической энергии должен располагаться на границе балансовой принадлежности либо на более близком расстоянии от нее.
Требование по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности обусловлено достижением баланса интересов субъектов розничных рынков.
Установка приборов учета на границе балансовой принадлежности позволяет сетевым организациям проводить проверки приборов учета без получения соответствующих допусков в помещение потребителя, а также получать точные данные о потреблении электроэнергии без учета потерь, возникающих в сетях потребителей.
Под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861).
Граница балансовой принадлежности указывается в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей - документе, составленном в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. Точка поставки электрической энергии находится на границе балансовой принадлежности.
Исходя из изложенного, правомерной будет считаться установка прибора учета на границах балансовой принадлежности или в месте, максимально приближенном к границе, определенной в процессе технологического присоединения объекта электроснабжения к электрическим сетям сетевой организации в установленном законом порядке. Возможность одностороннего определения сетевой организацией места установки прибора учета не в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности противоречит требованиям действующего законодательства и может быть признана незаконной.
В силу пункта 141 Основных положений для целей определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства используются показания приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям, предусмотренным настоящим разделом, в том числе к месту установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на дату допуска (далее - расчетные приборы учета).
С 1 января 2022 года для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). До 1 января 2022 года сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами.
Пунктом 138 Основных положений предусмотрено, что в случаях, относящихся к предоставлению коммунальных услуг, коммерческий учет электрической энергии, используемой гражданами, осуществляется в соответствии с Правилами № 354, за исключением установленного настоящим документом порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов.
Пунктом 80(1) Правил № 354 предусмотрено, что для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующего требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 г. № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)»).
До 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
При этом пункт 81 Правил № 354 указывает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил № 354.
В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) Правил № 354, ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений), при этом потребитель и исполнитель вправе принять участие во вводе такого прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по их желанию. В случае установки прибора учета электрической энергии вне жилых помещений либо нежилых помещений потребитель вправе принять участие во вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Пунктом 3 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) предусмотрено, что под прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, для целей настоящих Правил понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, вышеприведенными нормами предусмотрена замена старых приборов учета электрической энергии на приборы учета электрической энергии, присоединенные к интеллектуальной системе учета, такая замена может быть осуществлена гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) по своей инициативе, без заявки потребителя. В связи с этим, доводы истца о том, что согласие сотрудникам ООО «МЭК» на замену прибора учета электроэнергии, она не давала, являются безосновательными.
Согласно пункту 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Как следует из материалов дела, истец участие при вводе в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, присоединенного к интеллектуальной системе учета, не принимал, данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Однако, как следует из ответа и пояснений ООО «Городская Коммунальная Служба МКД» на основании письма ООО «МЭК» на информационных стендах у подъездов многоквартирного дома <адрес> были размещены объявления о предоставлении доступа к этажным щиткам для производства работ сотрудниками ООО «МЭК» на 18 марта 2023г. Указанное обстоятельство истцом не оспорено. Каких-либо возражений и заявлений относительно даты замены прибора учета в случае невозможности присутствия при замене счетчика Шаган В.С. в адрес ООО «МЭК» направлено не было.
При обращении в суд, одним из доводов истца являлось то, что на момент замены прибора учета срок поверки замененного прибора учета не истек. Однако, указанное обстоятельство не может служить основанием для удовлетворения требований, поскольку ООО «МЭК», действуя в соответствии с указанными выше правовыми актами, обязано было заменить прибор учета и согласие на это потребителя не требуется. Кроме того, ввод нового прибора учета в эксплуатацию не повлекло нарушение прав истца, а потому не свидетельствует о незаконности установки нового прибора учета.
Согласно пункту 81(11) Правил № 354, в редакции, действовавшей на момент установки прибора учета, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что прибор учета, принят и поверен в установленном порядке, а факт несогласия с заменой прибора учета не свидетельствует о непригодности прибора учета электроэнергии для осуществления расчетов, требования истца фактически направлены на необходимость неопределенное время учитывать расход потребленной электроэнергии по старым приборам, что фактически блокировало бы возможность эксплуатации нового прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета, что действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований о перерасчете задолженности не имеется.
В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Истцом заявлено о компенсации морального вреда, причиненного отключением электроэнергии 07 сентября 2023 года.
Согласно единому платежному документу за июль 2023 года у Шаган В.С. имелся долг по оплате электроэнергии в размере 1881,32 руб., пени 34,73 руб., на конец периода. Платежным документом установлено, что в связи с наличием долга за электроэнергию, ее уведомляют, что в случае непринятия ею мер по погашению долга в течение 20 дней с момента получения квитанции, будет произведено отключение электроэнергии в период с 01.09.2023 по 30.09.2023. для предотвращения отключения необходимо предоставить документ об оплате долга (л.д. 35).
В силу пп. а п. 117 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил N 354) (<Письмо> Минстроя России от 12.11.2020 N 45451-ОЛ/06 <О предупреждении потребителя об ограничении предоставления коммунальной услуги за долги>).
Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление ему коммунальной услуги в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "в" пункта 119 Правил N 354, при этом подпунктом "а" соответствующей нормы прямо предусмотрено, что предупреждение (уведомление) потребителя-должника об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги за долги считается доставленным потребителю с момента включения исполнителем в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), при этом получение от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) не требуется.
Следовательно, невыполнение потребителем нормативных требований ЖК РФ по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не соответствует стандарту разумного и добросовестного поведения участника жилищных правоотношений, в связи с чем суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления правом, должен отказать потребителю в защите принадлежащего ему права полностью или частично (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Поскольку у Шаган В.С. имелась задолженность по оплате электроэнергии, она была заблаговременно уведомлена о приостановлении предоставления коммунальной услуги, отключение электроэнергии носило законный характер, вины ответчика не усматривается. Учитывая указанные обстоятельства, взыскание компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению:
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шаган В.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Магнитогорская энергетическая компания» о возложении обязанности по восстановлению счетчика, перерасчете платы электроэнергии, возмещении компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке через Правобережный районный суд г.Магнитогорска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 24 мая 2024 года.