Решение по делу № 8Г-11781/2024 [88-13847/2024] от 08.05.2024

63RS0031-01-2023-005230-24

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-13847/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

1 августа 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Никоновой О.И.,

судей Киреевой Е.В., Туляковой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г. по гражданскому делу № 2-5453/2023 по иску Воробьевой О.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., объяснения представителя ОСФР по Самарской области Пыленок М.А., действующей на основании доверенности от 6 сентября 2023 г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу Воробьевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Воробьева О.А.обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поСамарской областио признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки. В обоснование своих требований указала, что 21 марта 2023 г. она подалазаявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка,ФИО1ДД.ММ.ГГГГг.р. 24 марта 2023 г. на портале государственных услуг Российской Федерации она получила решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки от24 марта 2023 г. от органа, назначающего МСЗ (П), Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поСамарской области, в связи с превышением размера среднедушевого дохода над 2-кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации.

В настоящее время она продолжает находиться в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, согласно справкеот19 июня 2023 г., на период декрета за истцом сохраняется рабочее место в МАОУ ДПО ЦИТ. Истцу был назначен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, который с1 февраля 2023г. составлял <данные изъяты> данный момент выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет окончены. Иных доходов, пособий, социальной поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления она не получает по причине того, что не проходит по среднедушевому доходу семьи. Истец полагала, что решение об отказе в назначении выплаты является неправомерным. Указывает, что состоит в браке сВоробьевым Д.Д., в браке рождена дочьФИО1,ДД.ММ.ГГГГ Для истца она является первым ребенком, для ее мужа третьим, поскольку у него имеются дети от двух предыдущих браков. С Воробьева Д.Д. на детей от предыдущих браков взыскиваются алиментные обязательства. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области произвело расчет среднедушевого дохода семьи, исходя из состава семьи 3 человека, при этом ответчик не принял во внимание размер удержанных в расчетном периоде алиментов из заработной платы супруга, включив эту сумму в доход семьи. Истец считает, что алименты должны учитываться в доход, в случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Воробьева О.А. просила суд признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, а именно ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка согласно заявлению от 21 марта 2023 г., неправомерным; назначить и произвести истцу выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., начиная с момента подачи заявления на данный вид меры социальной поддержки с 21 марта 2023 г.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 3 октября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Воробьевой О.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 3 октября 2023 г. отменено. По делу постановлено новое решение, которым исковые требования Воробьевой О.А. удовлетворены. Постановлено признать решение об отказе в назначении мер социальной поддержки - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка согласно заявлению от 21 марта 2023 г., ответчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, незаконным; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области назначить Воробьевой О.А. выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., начиная с момента подачи заявления с 21 марта 2023 г. Апелляционная жалоба Воробьевой О.А. удовлетворена.

В кассационной жалобе представитель ОСФР по Самарской области просит отменить апелляционное определение, как незаконное и необоснованное, решение суда первой инстанции оставить в силе. В жалобе заявителем указано, что отделение принимало решение об отказе в назначении мер социальной поддержки на основании подтвержденных компетентным органом сведений о доходах, поступивших в установленном законом порядке. Учет расходов заявителя, либо членов его семьи (в данном случае алиментов) в расчет среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка действующим законодательством не предусмотрен.

В судебном заседании представитель ОСФР по Самарской области Пыленок М.А. доводы кассационной жалобы поддержала, просила её удовлетворить.

Воробьева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения.

Судами установлено и следует из материалов дела, что 16 октября 2021 г. между Воробьевой О.А. и Воробьевым Д.Д. заключен брак. ДД.ММ.ГГГГ у Воробьевой О.А. и Воробьева Д.Д. родилась дочь ФИО1

Воробьева О.А. в настоящее время находится в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, согласно справке от 19 июня 2023 г., на период декретного отпуска рабочее место Воробьевой О.А. в МАОУ ДПО ЦИТ, сохраняется. Истцу назначен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, который с 1 февраля 2023 г. составлял <данные изъяты> На момент обращения с иском в суд, выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет окончены, поскольку несовершеннолетняя ФИО1 достигла возраста полутора лет.

Как следует из материалов дела 21 марта 2023 г. Воробьева О.А. обратилась с заявлением к ответчику о назначении ежемесячной выплаты при рождении или усыновлении первого ребенка, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., представив документы для оформления ежемесячной выплаты.

Решением ОСФР по Самарской области от 24 марта 2023 г. истцу отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над 2-кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации (по Самарской области -29458 руб.).

Как следует из отзыва ответчика, а также из материалов дела, в рамках межведомственного взаимодействия из Федеральной налоговой службы, а также Единой государственной информационной системы социального обеспечения, среднедушевой доход семьи Воробьевой О.А. за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> (<данные изъяты> (общий доход семьи за год) / 12 (календарных месяцев) /3 (количество членов семьи, указанных в заявлении).

Вместе с тем, истец не согласен с данным расчетом среднедушевого дохода семьи, поскольку ответчик при его расчете не исключил алименты, уплачиваемые Воробьевым Д.Д. на содержание двоих несовершеннолетних детей от предыдущих браков.

Из материалов дела следует, что 14 июля 2020 г. заочным решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области по гражданскому делу №2-1211/2020 по иску ФИО2 к Воробьеву Д.Д. о взыскании алиментов на содержание супруги, суд решил: «Исковые требования ФИО2 –удовлетворить частично. Взыскать с Воробьева Д.Д. в пользу ФИО2 алименты на содержание супруги в размере <данные изъяты>., ежемесячно. С последующей индексацией пропорционально увеличению прожиточного минимума, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. и до достижения несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. трехлетнего возраста».

16 ноября 2020 г. решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области по гражданскому делу №2-5082/2020 по иску ФИО4 к Воробьеву Д.Д. о взыскании алиментов, суд решил: «Иск удовлетворить. Взыскать с Воробьева Д.Д. в пользу ФИО4, алименты на содержание сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в размере <данные изъяты> заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ребенка».

3 августа 2021 г. решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области по гражданскому делу №2-1662/2021 по иску Воробьева Д.Д. к ФИО2 об уменьшении размера алиментов, суд решил: «исковое заявление Воробьева Д.Д. удовлетворить. Снизить размер алиментов, взыскиваемых с Воробьева Д.Д. на содержание дочери ФИО3 в пользу ФИО2, до <данные изъяты> всех видов заработка и (или) иного дохода, ежемесячно».

Справка о заработной плате б/н от 20 февраля 2023 г., выданная ПАО «<данные изъяты>» Воробьеву Д.Д. подтверждает факт того, что он выплачивает алименты в пользу ФИО4, в размере <данные изъяты> дохода, что составило <данные изъяты>. за расчетный период 2022 года.

Согласно справке о заработной плате б/н от 20 февраля 2023 г. выданной ПАО «<данные изъяты>» Воробьеву Д.Д., он выплачивает алименты в пользу ФИО2, в размере <данные изъяты> дохода, что составило <данные изъяты> за расчетный период 2022 года.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Воробьевой О.А. о признании незаконным отказа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка и о признании права на получение данного пособия, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и исходил из того, что при расчёте среднедушевого дохода семьи Воробьевой О.А. у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области не имелось правовых оснований для исключения из дохода этой семьи суммы уплаченных супругом Воробьевой О.А. алиментов на содержание его детей от предыдущих браков, поскольку пункт 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, предусматривавший такую возможность, утратил силу на дату подачи Воробьевой О.А. заявления о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребёнка, иных исключений указанный перечень не содержит.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Воробьевой О.А., исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, установив, что размер дохода семьи истца, состоявшей из трех человек, за минусом выплаченных супругом истца алиментов на других детей, не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о признании за Воробьевой О.А. права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, возложив на ОСФР по Самарской области обязанность назначить Воробьевой О.А. выплату ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, с 21 марта 2023 г. (с момента обращения с соответствующим заявлением).

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что сумма алиментов, удержанная из заработной платы супруга истца на содержание детей от предыдущих браков, подлежит исключению из дохода семьи при расчете среднедушевого дохода, так как не получена членами семьи истца.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).

Статьёй 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (абзац второй статьи 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи»; данная норма приведена в редакции, действовавшей на дату подачи Воробьевой О.А. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка – 21 марта 2023 г.).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

В числе таких выплат - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, основания и порядок назначения и осуществления которой установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка возникает в случае, если ребёнок рождён (усыновлён) в период с 1 января 2018 г. до 1 января 2023 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Постановление Правительства Самарской области от 21 декабря 2022 г. № 1198 "Об установлении величины прожиточного минимума в Самарской области на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения на 2023 год" установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения - 14729 руб., соответственно 2-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Самарской области в 2023 году составляла 29458 руб.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (часть 5 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка осуществляется со дня рождения ребёнка, если обращение за её назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка. В остальных случаях указанная выплата осуществляется с месяца обращения за её назначением (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Статьёй 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» определены виды доходов семьи в денежной форме, которые учитываются при расчёте их среднедушевого дохода для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка. В числе таких доходов вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации; денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью.

Согласно положениям части 2 статьи 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путём деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчётный период на число членов семьи. Отсчёт указанного двенадцатимесячного периода начинается за один месяц до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты (часть 8 статьи 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Частью 6 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для её назначения, и типовая форма заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

На дату подачи Воробьевой О.А. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка - 21 марта 2023 г. действовал Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) второго ребёнка и обращения за назначением указанных выплат, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 889н, в пункте 21 которого указано, что расчёт среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Статьёй 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» предусмотрено, что при расчёте среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме (часть первая названной статьи; данная норма приведена в редакции, действовавшей на дату подачи Воробьёвой О.А. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка - 21 марта 2023 г.).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утверждён Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (далее также - Перечень).

В названном Перечне (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 г.) в числе других доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, - алименты, получаемые членами семьи (абзац девятый подпункта «ж» пункта 1 Перечня).

В пункте 3 Перечня было указано, что из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2522 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. № 1933 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2023 г., пункт 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, признан утратившим силу.

В Перечне в редакции, действовавшей на дату подачи Воробьевой О.А. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка - 21 марта 2023 г., в числе доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, названы алименты, получаемые членами семьи (абзац девятый подпункта «ж» пункта 1 Перечня).

Из приведённых нормативных положений следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержке материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что их среднедушевой доход ниже определённой величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, и направлено на поддержание уровня жизни этих семей.

Одной из таких мер социальной поддержки является ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, основания и порядок выплаты которой урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Право на получение названной ежемесячной выплаты возникает в случае, если первый ребёнок рождён (усыновлён) в период с 1 января 2018 года до 1 января 2023 г., и среднедушевой доход семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Для расчёта среднедушевого дохода семьи учитываются определённые виды доходов, полученные членами семьи в денежной форме за 12 календарных месяцев. Среди таких доходов - заработная плата, пенсии, пособии, денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

В Перечне видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, в числе доходов семьи указана сумма полученных алиментов.

Таким образом, при расчёте среднедушевого дохода семьи учёту подлежат только те денежные средства, которые получены членами семьи в качестве определённого законом вида дохода.

В связи с чем суд апелляционной инстанции верно установил, что вывод суда первой инстанции о том, что при расчёте среднедушевого дохода семьи Воробьевой О.А. в качестве дохода нужно также учитывать суммы уплаченных ее супругом алиментов на содержание детей от предыдущих браков свидетельствует о неправильном толковании судом первой инстанции и ответчиком нормативных положений, определяющих какие виды доходов членов семьи подлежат учёту при расчёте их среднедушевого дохода в целях получения названной меры социальной поддержки.

Исходя из буквального толкования норм материального права, регулирующих спорные отношения, при расчёте среднедушевого дохода семьи алименты учитываются только в том случае, если они получены членами семьи, то есть являются доходом членов семьи, а не уплачены ими, что следует из содержания Перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, которым установлено, что к доходам членов семьи относятся полученные денежные суммы, в числе которых полученные алименты. Признание утратившим силу пункта 3 названного Перечня, содержавшего указание на то, что из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов, не изменило правовой сути понятия дохода семьи.

Иное толкование норм материального права о понятии и видах дохода семьи, учитываемых в целях получения в качестве меры социальной поддержки ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка приведёт к одновременному включению одной и той же суммы алиментов в доходы семьи, получающей эти алименты, и в доходы той семьи, член которой их уплачивает.

Доводы кассационной жалобы ОСФР по Самарской области выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом второй инстанции норм материального и процессуального права.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено.

Поскольку судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В связи с рассмотрением кассационной жалобы ответчика по существу, подлежит отмене приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г., принятое определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 г.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области - без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г., принятое определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 г.

Председательствующий О.И. Никонова

Судьи Е.В. Киреева

О.А. Тулякова

63RS0031-01-2023-005230-24

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-13847/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

1 августа 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Никоновой О.И.,

судей Киреевой Е.В., Туляковой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г. по гражданскому делу № 2-5453/2023 по иску Воробьевой О.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., объяснения представителя ОСФР по Самарской области Пыленок М.А., действующей на основании доверенности от 6 сентября 2023 г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу Воробьевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Воробьева О.А.обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поСамарской областио признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки. В обоснование своих требований указала, что 21 марта 2023 г. она подалазаявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка,ФИО1ДД.ММ.ГГГГг.р. 24 марта 2023 г. на портале государственных услуг Российской Федерации она получила решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки от24 марта 2023 г. от органа, назначающего МСЗ (П), Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поСамарской области, в связи с превышением размера среднедушевого дохода над 2-кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации.

В настоящее время она продолжает находиться в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, согласно справкеот19 июня 2023 г., на период декрета за истцом сохраняется рабочее место в МАОУ ДПО ЦИТ. Истцу был назначен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, который с1 февраля 2023г. составлял <данные изъяты> данный момент выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет окончены. Иных доходов, пособий, социальной поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления она не получает по причине того, что не проходит по среднедушевому доходу семьи. Истец полагала, что решение об отказе в назначении выплаты является неправомерным. Указывает, что состоит в браке сВоробьевым Д.Д., в браке рождена дочьФИО1,ДД.ММ.ГГГГ Для истца она является первым ребенком, для ее мужа третьим, поскольку у него имеются дети от двух предыдущих браков. С Воробьева Д.Д. на детей от предыдущих браков взыскиваются алиментные обязательства. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области произвело расчет среднедушевого дохода семьи, исходя из состава семьи 3 человека, при этом ответчик не принял во внимание размер удержанных в расчетном периоде алиментов из заработной платы супруга, включив эту сумму в доход семьи. Истец считает, что алименты должны учитываться в доход, в случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Воробьева О.А. просила суд признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, а именно ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка согласно заявлению от 21 марта 2023 г., неправомерным; назначить и произвести истцу выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., начиная с момента подачи заявления на данный вид меры социальной поддержки с 21 марта 2023 г.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 3 октября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Воробьевой О.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 3 октября 2023 г. отменено. По делу постановлено новое решение, которым исковые требования Воробьевой О.А. удовлетворены. Постановлено признать решение об отказе в назначении мер социальной поддержки - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка согласно заявлению от 21 марта 2023 г., ответчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, незаконным; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области назначить Воробьевой О.А. выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., начиная с момента подачи заявления с 21 марта 2023 г. Апелляционная жалоба Воробьевой О.А. удовлетворена.

В кассационной жалобе представитель ОСФР по Самарской области просит отменить апелляционное определение, как незаконное и необоснованное, решение суда первой инстанции оставить в силе. В жалобе заявителем указано, что отделение принимало решение об отказе в назначении мер социальной поддержки на основании подтвержденных компетентным органом сведений о доходах, поступивших в установленном законом порядке. Учет расходов заявителя, либо членов его семьи (в данном случае алиментов) в расчет среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка действующим законодательством не предусмотрен.

В судебном заседании представитель ОСФР по Самарской области Пыленок М.А. доводы кассационной жалобы поддержала, просила её удовлетворить.

Воробьева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения.

Судами установлено и следует из материалов дела, что 16 октября 2021 г. между Воробьевой О.А. и Воробьевым Д.Д. заключен брак. ДД.ММ.ГГГГ у Воробьевой О.А. и Воробьева Д.Д. родилась дочь ФИО1

Воробьева О.А. в настоящее время находится в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, согласно справке от 19 июня 2023 г., на период декретного отпуска рабочее место Воробьевой О.А. в МАОУ ДПО ЦИТ, сохраняется. Истцу назначен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, который с 1 февраля 2023 г. составлял <данные изъяты> На момент обращения с иском в суд, выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет окончены, поскольку несовершеннолетняя ФИО1 достигла возраста полутора лет.

Как следует из материалов дела 21 марта 2023 г. Воробьева О.А. обратилась с заявлением к ответчику о назначении ежемесячной выплаты при рождении или усыновлении первого ребенка, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., представив документы для оформления ежемесячной выплаты.

Решением ОСФР по Самарской области от 24 марта 2023 г. истцу отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над 2-кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации (по Самарской области -29458 руб.).

Как следует из отзыва ответчика, а также из материалов дела, в рамках межведомственного взаимодействия из Федеральной налоговой службы, а также Единой государственной информационной системы социального обеспечения, среднедушевой доход семьи Воробьевой О.А. за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> (<данные изъяты> (общий доход семьи за год) / 12 (календарных месяцев) /3 (количество членов семьи, указанных в заявлении).

Вместе с тем, истец не согласен с данным расчетом среднедушевого дохода семьи, поскольку ответчик при его расчете не исключил алименты, уплачиваемые Воробьевым Д.Д. на содержание двоих несовершеннолетних детей от предыдущих браков.

Из материалов дела следует, что 14 июля 2020 г. заочным решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области по гражданскому делу №2-1211/2020 по иску ФИО2 к Воробьеву Д.Д. о взыскании алиментов на содержание супруги, суд решил: «Исковые требования ФИО2 –удовлетворить частично. Взыскать с Воробьева Д.Д. в пользу ФИО2 алименты на содержание супруги в размере <данные изъяты>., ежемесячно. С последующей индексацией пропорционально увеличению прожиточного минимума, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. и до достижения несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. трехлетнего возраста».

16 ноября 2020 г. решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области по гражданскому делу №2-5082/2020 по иску ФИО4 к Воробьеву Д.Д. о взыскании алиментов, суд решил: «Иск удовлетворить. Взыскать с Воробьева Д.Д. в пользу ФИО4, алименты на содержание сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в размере <данные изъяты> заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ребенка».

3 августа 2021 г. решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области по гражданскому делу №2-1662/2021 по иску Воробьева Д.Д. к ФИО2 об уменьшении размера алиментов, суд решил: «исковое заявление Воробьева Д.Д. удовлетворить. Снизить размер алиментов, взыскиваемых с Воробьева Д.Д. на содержание дочери ФИО3 в пользу ФИО2, до <данные изъяты> всех видов заработка и (или) иного дохода, ежемесячно».

Справка о заработной плате б/н от 20 февраля 2023 г., выданная ПАО «<данные изъяты>» Воробьеву Д.Д. подтверждает факт того, что он выплачивает алименты в пользу ФИО4, в размере <данные изъяты> дохода, что составило <данные изъяты>. за расчетный период 2022 года.

Согласно справке о заработной плате б/н от 20 февраля 2023 г. выданной ПАО «<данные изъяты>» Воробьеву Д.Д., он выплачивает алименты в пользу ФИО2, в размере <данные изъяты> дохода, что составило <данные изъяты> за расчетный период 2022 года.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Воробьевой О.А. о признании незаконным отказа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка и о признании права на получение данного пособия, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и исходил из того, что при расчёте среднедушевого дохода семьи Воробьевой О.А. у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области не имелось правовых оснований для исключения из дохода этой семьи суммы уплаченных супругом Воробьевой О.А. алиментов на содержание его детей от предыдущих браков, поскольку пункт 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, предусматривавший такую возможность, утратил силу на дату подачи Воробьевой О.А. заявления о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребёнка, иных исключений указанный перечень не содержит.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Воробьевой О.А., исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, установив, что размер дохода семьи истца, состоявшей из трех человек, за минусом выплаченных супругом истца алиментов на других детей, не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о признании за Воробьевой О.А. права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, возложив на ОСФР по Самарской области обязанность назначить Воробьевой О.А. выплату ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, с 21 марта 2023 г. (с момента обращения с соответствующим заявлением).

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что сумма алиментов, удержанная из заработной платы супруга истца на содержание детей от предыдущих браков, подлежит исключению из дохода семьи при расчете среднедушевого дохода, так как не получена членами семьи истца.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).

Статьёй 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (абзац второй статьи 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи»; данная норма приведена в редакции, действовавшей на дату подачи Воробьевой О.А. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка – 21 марта 2023 г.).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

В числе таких выплат - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, основания и порядок назначения и осуществления которой установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка возникает в случае, если ребёнок рождён (усыновлён) в период с 1 января 2018 г. до 1 января 2023 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Постановление Правительства Самарской области от 21 декабря 2022 г. № 1198 "Об установлении величины прожиточного минимума в Самарской области на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения на 2023 год" установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения - 14729 руб., соответственно 2-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Самарской области в 2023 году составляла 29458 руб.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (часть 5 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка осуществляется со дня рождения ребёнка, если обращение за её назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка. В остальных случаях указанная выплата осуществляется с месяца обращения за её назначением (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Статьёй 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» определены виды доходов семьи в денежной форме, которые учитываются при расчёте их среднедушевого дохода для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка. В числе таких доходов вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации; денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью.

Согласно положениям части 2 статьи 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путём деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчётный период на число членов семьи. Отсчёт указанного двенадцатимесячного периода начинается за один месяц до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты (часть 8 статьи 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Частью 6 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для её назначения, и типовая форма заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

На дату подачи Воробьевой О.А. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка - 21 марта 2023 г. действовал Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) второго ребёнка и обращения за назначением указанных выплат, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 889н, в пункте 21 которого указано, что расчёт среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Статьёй 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» предусмотрено, что при расчёте среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме (часть первая названной статьи; данная норма приведена в редакции, действовавшей на дату подачи Воробьёвой О.А. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка - 21 марта 2023 г.).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утверждён Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (далее также - Перечень).

В названном Перечне (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 г.) в числе других доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, - алименты, получаемые членами семьи (абзац девятый подпункта «ж» пункта 1 Перечня).

В пункте 3 Перечня было указано, что из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2522 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. № 1933 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2023 г., пункт 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, признан утратившим силу.

В Перечне в редакции, действовавшей на дату подачи Воробьевой О.А. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка - 21 марта 2023 г., в числе доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, названы алименты, получаемые членами семьи (абзац девятый подпункта «ж» пункта 1 Перечня).

Из приведённых нормативных положений следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержке материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что их среднедушевой доход ниже определённой величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, и направлено на поддержание уровня жизни этих семей.

Одной из таких мер социальной поддержки является ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, основания и порядок выплаты которой урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Право на получение названной ежемесячной выплаты возникает в случае, если первый ребёнок рождён (усыновлён) в период с 1 января 2018 года до 1 января 2023 г., и среднедушевой доход семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Для расчёта среднедушевого дохода семьи учитываются определённые виды доходов, полученные членами семьи в денежной форме за 12 календарных месяцев. Среди таких доходов - заработная плата, пенсии, пособии, денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

В Перечне видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, в числе доходов семьи указана сумма полученных алиментов.

Таким образом, при расчёте среднедушевого дохода семьи учёту подлежат только те денежные средства, которые получены членами семьи в качестве определённого законом вида дохода.

В связи с чем суд апелляционной инстанции верно установил, что вывод суда первой инстанции о том, что при расчёте среднедушевого дохода семьи Воробьевой О.А. в качестве дохода нужно также учитывать суммы уплаченных ее супругом алиментов на содержание детей от предыдущих браков свидетельствует о неправильном толковании судом первой инстанции и ответчиком нормативных положений, определяющих какие виды доходов членов семьи подлежат учёту при расчёте их среднедушевого дохода в целях получения названной меры социальной поддержки.

Исходя из буквального толкования норм материального права, регулирующих спорные отношения, при расчёте среднедушевого дохода семьи алименты учитываются только в том случае, если они получены членами семьи, то есть являются доходом членов семьи, а не уплачены ими, что следует из содержания Перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, которым установлено, что к доходам членов семьи относятся полученные денежные суммы, в числе которых полученные алименты. Признание утратившим силу пункта 3 названного Перечня, содержавшего указание на то, что из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов, не изменило правовой сути понятия дохода семьи.

Иное толкование норм материального права о понятии и видах дохода семьи, учитываемых в целях получения в качестве меры социальной поддержки ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка приведёт к одновременному включению одной и той же суммы алиментов в доходы семьи, получающей эти алименты, и в доходы той семьи, член которой их уплачивает.

Доводы кассационной жалобы ОСФР по Самарской области выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом второй инстанции норм материального и процессуального права.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено.

Поскольку судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В связи с рассмотрением кассационной жалобы ответчика по существу, подлежит отмене приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г., принятое определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 г.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области - без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 февраля 2024 г., принятое определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 г.

Председательствующий О.И. Никонова

Судьи Е.В. Киреева

О.А. Тулякова

8Г-11781/2024 [88-13847/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Воробьева Оксана Александровна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Другие
Воробьев Дмитрий Дмитриевич
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Никонова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
13.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Срок рассмотрения жалобы / представления продлен в связи со сложностью
01.08.2024Судебное заседание
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее