Дело №2а-1363/2021
58RS0027-01-2021-002367-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2021 года город Пенза
Октябрьский районный суд города Пензы в составе
Председательствующего судьи Аргаткиной Н.Н.,
При секретаре судебного заседания Горячкиной И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Гончаровой Надежде Михайловне, УФССП России по Пензенской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Гончаровой Н. М. вынесено постановление о взыскании с Федерального каченного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний но Пензенской области» (далее ФКУ ИК-1) исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение решения Октябрьского районного суда г. Пензы по делу № об устранении выявленных нарушений федерального законодательства о пожарное безопасности. ФКУ ИК-1 намерено в полной мере исполнить решение суда добровольно, и в настоящее время требования решения суда исполнено частично, однако доведенных лимитов бюджетных обязательств на выполнение мероприятий для исполнения решения суда в Учреждении в полном объеме не имеется. Согласно Устава Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждении. Учреждение является некоммерческой организацией. На Учреждение возложены важные социальные задачи но исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечению точного и безусловного исполнения приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, оказанию реабилитационной помощи осужденным. Содержание и обеспечение жизнедеятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета. В связи с кризисными явлениями в экономике государства, фактическое финансирование Учреждения составляет около 90 % от заявленной потребности. При этом основной объем финансирования направляется на продовольственное, вещевое и медицинское обеспечение осужденных содержащихся в Учреждении. Согласно действующего законодательства, казенные учреждения не свободны в выборе обязательств, которые они будут, и соответственно, не будут исполнять за счет бюджета. Их действия определяются правовыми актами, установившими бюджетные обязательства казенных учреждений. На протяжении всего периода функционирования (более 90 лет) Учреждение прилагало все усилия, технические и финансовые возможности к соблюдению и исполнению требований действующего законодательства. Учреждением не исполнено решение суда по уважительным причинам. Оплата исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей негативно скажется на финансовом состоянии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, т.к. на данные денежные средства могли бы пойти на исполнение решения суда.
На основании изложенного просит суд освободить ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области Утенкова К.Н. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика УФССП России по Пензенской области Гордеева В.В., действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях административного истца просила отказать.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г.Пензы Гончарова Н.М. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежаще.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, судебным приставом- исполнителем Октябрьского РОСП г. Пензы возбуждено исполнительное производство № в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом по делу №, предмет исполнения: обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области в срок до 01.03.2019 г. устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и федерального уголовно- исполнительного законодательства указанные в исполнительном листе по делу 2№
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена представителем должника 30.10.2018 г.
В соответствии с п. 2 данного постановления судебного пристава-исполнителя, должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа неимущественного характера, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства).
Обосновывая свои исковые требования, истец ссылался на то, что им приняты все возможные меры к исполнению решения суда.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Из материалов дела следует, что 07.06.2019 г. начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области обращался к начальнику УФСИН России по Пензенской области с просьбой о выделении денежных средств, в том числе для исполнения решения суда от 13.07.2018 г. в общем размере 666 446 руб.
25.09.2019 г. начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области обращался к начальнику УФСИН России по Пензенской области с просьбой о выделении денежных средств, в том числе для исполнения решения суда от 13.07.2018 г. в общем размере 666 446 руб.
06.11.2019 г. начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области обращался к начальнику УФСИН России по Пензенской области с просьбой о выделении денежных средств, в том числе для исполнения решения суда от 13.07.2018 г. в общем размере 666 446 руб.
11.01.2020 г. начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области обращался к начальнику УФСИН России по Пензенской области с просьбой о выделении денежных средств, в том числе для исполнения решения суда от 13.07.2018 г. в общем размере 666 046 руб.
Из копии справки ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области от 29.04.2021г. следует, что за период с 2018 г. по 2020 г. на монтаж, техобслуживание и ремонт пожарной системы ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, в том числе на исполнение решения Октябрьского районного суда г. Пензы от 13.07.2018 г. и решения Октябрьского районного суда г. Пензы от 01.12.2016 г. выделено лимитов бюджетных обязательств в сумме 678 000 руб., из которых: 2018 г.- 114 000 руб., 2019 г.- 224 000 руб., 2020 г.- 40 000 руб., 2021 г.- 300 000 руб.
Из материалов дела также следует, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области обращалось в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда от 13.07.2018 г.
Определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 21.03.2019г. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда по 31.12.2019 г.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 17.01.2020г. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.07.2020 г.
Определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 28.07.2020 г. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2020 г.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 14.01.2021 г. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В судебном заседании установлено, что 26.02.2021 г. судебным приставом- исполнителем Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП по Пензенской области вынесено постановление о взыскании с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Разрешая возникший спор, суд, учитывая разъяснения, данные в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», выясняя вопрос о степени вины ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, приходит к выводу, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно подтверждается, что должник не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить решение суда не мог вследствие объективных причин, вызванных отсутствием финансирования в необходимом объеме, при этом, должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области было невозможно вследствие объективных обстоятельств, а именно отсутствие необходимого финансирования.
В связи с чем суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №-229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение суда о полном или частичном удовлетворении требований об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Гончаровой Надежде Михайловне, УФССП России по Пензенской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Октябрьское РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области от 26.02.2021 г. по исполнительному производству №, в размере 50 000 руб.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.05.2021 года.
Судья Аргаткина Н.Н.