Дело № 2-1102/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 12 декабря 2017 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Рабдаевой Э.Л.,
с участием представителя истца Субочевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Звезда Байкала Плюс» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства путем приостановления деятельности по строительству объекта и его эксплуатации до получения разрешения на строительство и положительного заключения государственной экологической экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Звезда Байкала Плюс» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства путем приостановления деятельности по строительству объекта и его эксплуатации до получения разрешения на строительство и положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Субочева Л.В. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика ООО «Звезда Байкала Плюс» по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого оставил решение на усмотрение суда, возражений по существу требований не представил, указал, что строительство не ведется, будет начато только после получения разрешения на строительство и положительного заключения государственной экологической экспертизы. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Байкальского управления Росприроднадзора, указанного в качестве такового истцом в исковом заявлении, по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил, ранее представил ходатайство об исключении из третьих лиц, и о рассмотрении дела в его отсутствие. Данное ходатайство суд оставил без удовлетворения, поскольку ГПК РФ не предусмотрено исключение из числа лиц, участвующих в деле, третьих лиц, привлеченных в этом качестве к участию в деле истцом, по инициативе суда или данных лиц. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия – его <данные изъяты> ФИО3 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в котором основание иска и требования истца поддержал. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что по результатам проведенной Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки в соответствии с пунктом 7 Плана работы природоохранной прокуратуры на 2 полугодие 2017 года по поручению прокурора республики об исполнении законодательства в сфере охраны Байкальской природной территории во исполнение пункта 5 поручения Президента РФ от 14.08.2017 №Пр-1602, выявлены нарушения природоохранного законодательства со стороны ООО «Звезда Байкала Плюс», осуществляющего рекреационную деятельность на побережье озера Байкал в границах территории Кабанского района.
Так, Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не "только уникальнои экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (ст.2).
Статьей 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ установлено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ одним из объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории.
Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ запрещена реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом.
Установлено, что ООО «Звезда Байкала Плюс» на территории земельного участка с кадастровым номером № планируется строительство объекта «<данные изъяты>», включающего в себя спортивные сооружения, стоянку для автомашин, фудкорт (зона питания).
Для указанных целей ООО «Звезда Байкала Плюс» приобретен в аренду земельный участок с кадастровым номером № по договору аренды земельного участка №2, заключенного 15.05.2017 с собственником данного участка ФИО2
В соответствии с договором подряда №14/17 от 20.05.2017г., заключенного ООО «Звезда Байкала Плюс» с ООО «БАЙКАЛВЕСТ», на объекте «<данные изъяты>» на земельном участке с кадастровым номером №, проведены подготовительные строительные работы, а именно проверки установлено, что произведены работы по планировке территории, подведена электрическая сеть, установлен брусовой каркас под юрту, установлено временное сооружение для сторожа.
Вместе с тем, государственная экологическая экспертиза проектной документации по строительству объекта «<данные изъяты>» не проводилась. Разрешение на строительство объекта в соответствии с требованиями градостроительного законодательства также не получено.
Факт строительства подтверждается материалами проверки, в том числе справкой Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от 26.10.2017г., справкой Байкальского управления Росприроднадзора от 12.10.2017г., фотографиями с места строительства, объяснением представителя ООО «Звезда Байкала Плюс» ФИО1 и иными документами.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье граждан являются неотъемлемыми материальными благами. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет причинение вреда их здоровью.
Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Объектом обязательства, возникающего из опасности причинения вреда в будущем, следует признавать те нематериальные и материальные блага, которые могут подвергнуться вредоносному воздействию вследствие какой-либо деятельности, в том числе вследствие эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности.
Права и обязанности сторон при этом заключаются в том, что возможный причинитель вреда, если его деятельность угрожает причинением вреда, обязан приостановить или прекратить ее в соответствии с решением суда, а возможные потерпевшие вправе требовать, чтобы опасность причинения вреда в будущем была устранена. Содержание прав и обязанностей сторон раскрывается через условия применения мер гражданско-правовой ответственности в виде возложения обязанности приостановить или прекратить соответствующую деятельность за создание опасности причинения вреда в будущем. Создание опасности причинения вреда в будущем по своей юридической природе следует рассматривать как правонарушение.
Поскольку ООО «Звезда Байкала Плюс» имеет неограниченный доступ к земельному участку, при этом проводимые работы по строительству объекта «<данные изъяты>» не являются постоянно контролируемыми, при таких обстоятельствах имеется реальная угроза (опасность) причинения вреда в будущем водному объекту Всемирного значения ЮНЕСКО - озеру Байкал, земле и недрам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Следовательно, исковое заявление подано надлежащим лицом.
Таким образом, деятельность ООО «Звезда Байкала Плюс» по строительству, а в будущем эксплуатации объекта «<данные изъяты>», создает реальную угрозу загрязнения озера Байкал, что нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, подвергает риску их жизнь и здоровье в результате не проведения экологической экспертизы, которая бы подтверждала соответствие объектов строительства обязательным экологическим требованиям.
Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень " негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на Байкальской природной территории и может причинить вред окружающей среде.
Не проведение экологической экспертизы и экологического аудита безусловно, нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права жителей Кабанского района и иных граждан, постоянно или временно пребывающих на территории района, т.е. неопределенного круга лиц, на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного строительством и хозяйственной деятельностью объекта «<данные изъяты>».
Невыполнением требований федерального законодательства об охране озера Байкал и государственной экологической экспертизы нарушены экологические интересы государства, то есть права Российской Федерации как собственника водного объекта, земли и недр на их сохранность и целостность, интересы Республики Бурятия, интересы неопределенного круга лиц, поскольку может привести к истощению вод, ухудшению качественных и количественных показателей водного объекта, а также повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, то есть прав, которые в силу статей 17, 18, 42 и 58 Конституции Российской Федерации являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, гарантированными и охраняемыми действующим законодательством.
У жителей Кабанского района, в том числе в месте расположения объекта, должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта их права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии будут соблюдены, а эксплуатация объекта не создаст опасности причинения вреда в будущем.
С учетом изложенного исковое заявление подлежит удовлетворению.
Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению согласно ст. 212 ГПК РФ суд не находит, истец ссылался на данные нормы закона в исковом заявлении, однако данного ходатайства не заявлял и его не мотивировал.
В силу ст. 103 ГПК РФ взыскать с ответчика в бюджет МО «Кабанский район» госпошлину в размере 4000 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Звезда Байкала Плюс» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства путем приостановления деятельности по строительству объекта и его эксплуатации до получения разрешения на строительство и положительного заключения государственной экологической экспертизы удовлетворить.
Обязать ООО «Звезда Байкала Плюс» устранить нарушения природоохранного законодательства путем приостановления деятельности по строительству объекта «<данные изъяты>», а также его последующей эксплуатации на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, до получения разрешения на строительство и положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Взыскать с ООО «Звезда Байкала Плюс» в бюджет МО «Кабанский район» государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.А. Максимов