Решение по делу № 2[1]а-55/2018 от 21.11.2017

Дело № 2/1/а-55/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2018 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Камалатдинове Д.Р.,

с участием представителя истца помощника прокурора Сакмарского района Михайличенко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, о признании незаконным бездействия и обязании организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сакмарского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ. Требования мотивированы тем, что, прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном С-В в 5 км от <адрес>, с кадастровым номером , за многие годы образовалась несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, представленная мусором и отходами различного происхождения в виде бытовых, строительных, картона, пластмассы, полиэтилена, битого стекла и прочее.

С ДД.ММ.ГГГГ изменена компетенция органов государственной власти субъектов и местного самоуправления, а также порядок организации деятельности в области отходов производства и потребления.

Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование бытовых отходов осуществляются путем проведения торгов.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Просит суд признать бездействие администраций МО Сакмарский район, МО Татаро-Каргалинский сельсовет по ликвидации несанкционированной свалки незаконным, и обязать Правительство Оренбургской области, администрации МО Сакмарский район, МО Татаро-Каргалинский сельсовет организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-В в 5 км от <адрес>, с кадастровым номером в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена арендатор ФИО2

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Оренбургской области.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства Оренбургской области на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, приняты уточненные административные исковые требования прокурора <адрес> согласно которых просит суд признать бездействие администраций МО Сакмарский район, МО Татаро-Каргалинский сельсовет по ликвидации несанкционированной свалки незаконным, и обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, администрации МО Сакмарский район, МО Татаро-Каргалинский сельсовет организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-В в 5 км от <адрес>, с кадастровым номером в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В качестве заинтересованного лица привлечено ООО «...

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Сакмарского района Михайличенко Т.Н. уточненные исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, на основании изложенных в иске доводов.

Представитель административного ответчика администрации МО Сакмарский район в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В предыдущих судебных заседаниях высказал позицию о несогласии с уточненными административными требованиями прокурора Сакмарского района. Администрация района организацией вывоза мусора не занимается. Закон Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» вопрос участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, закрепил за сельскими поселениями. К полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе и раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Земельный кодекс РФ обязанность осуществления муниципального земельного контроля возлагает на органы местного самоуправления муниципального района в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений. Законом Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями закреплен вопрос осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения. На администрацию района возложена обязанность по утилизации и захоронению ТБО, а не обязанность по ликвидации свалки. Областью не предусмотрено выделение средств району для организации площадок для утилизации ТБО.

Кроме того, несанкционированная свалка расположена на земельном участке, находящемся в аренде у ФИО2 по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ. Виновными являются ФИО2 и люди, которые вывозят на свалку мусор. При оформлении договора аренды, ФИО2 сама привозила на земельный участок кадастрового инженера, на момент передачи земельного участка в аренду ФИО2, свалки там не было, впоследствии ФИО2 претензий не предъявляла, следовательно, земельный участок был ей нужен зачем-то. Обязанность ФИО2 по надлежащему содержанию арендуемого земельного участка, подтверждена документально. Таким образом, ФИО2 обязана привести арендуемый ею земельный участок в состояние пригодное для его использования в сельскохозяйственных целях. До того, как ФИО2 арендовала данный земельный участок, свалки там не было.

Представитель административного ответчика администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представил в суд письменный отзыв, согласно которого уточненные административные исковые требования прокурора <адрес> не признал, считает администрацию МО Татаро-Каргалинский сельсовет ненадлежащим административным ответчиком. Считает, что надлежащими административными ответчиками являются администрация МО <адрес> и ФИО2 Решением Сакмарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, измененным кассационным определением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию МО <адрес> возложена обязанность организовать полигон для ТБО в соответствии с действующим законодательством и обязанность по утилизации и переработке отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следовательно, администрация МО <адрес> свои обязанности надлежащим образом не исполнила.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Правительства Оренбургской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. Представил в суд письменный отзыв, согласно которого не установлена информация о собственнике земельного участка и собственнике ТКО, что имеет существенное значение для рассмотрения дела. В случае невозможности установления собственника ТКО, именно органы местного самоуправления обязаны осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки ТКО, расположенной на ее территории. Ввиду невозможности установления собственников ТКО, подлежат установлению лица, уполномоченные на распоряжение земельными участками. Действующим законодательством осуществление деятельности по устранению (ликвидации) свалок (сбор, накопление и транспортировка мусора) не отнесено к полномочиям Правительства области. В соответствии с абз. 2 п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Просят суд в удовлетворении требований к Правительству области отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области.

Заинтересованное лицо-ООО «... извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. Представил в суд письменный отзыв, согласно которого к полномочиям Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области относится именно организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. В полномочия Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, в соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от 19.09.2016 года № 522-ук «Об осуществлении органами исполнительной власти Оренбургской области полномочий в области обращения с отходами», не входит. Просят суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ от 12.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Прокуратурой Сакмарского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном С-В в 5 км от <адрес>, с кадастровым номером , за многие годы образовалась несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, представленная мусором и отходами различного происхождения в виде бытовых, строительных, картона, пластмассы, полиэтилена, битого стекла и прочее.

Сторонами не отрицалось, что земельный участок с кадастровым номером относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и находится на территории МО Татаро-Каргалинский сельский совет Сакмарского района <адрес>.

Правоотношения в области отходов производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относились организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Статья 6 данного закона не относила к полномочиям субъекта Российской Федерации организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в названные статьи 6 и 8, внесенные Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ изменена компетенция органов государственной власти субъектов и местного самоуправления, а также порядок организации деятельности в области отходов производства и потребления.

Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов.

Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.02.2018 года №52-п утверждены правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Оренбургской области.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанных правил- функции регионального оператора п.7 подпункт «н» предусмотрено, что к полномочиям регионального оператора отнесено-«ликвидирует места несанкционированного размещения ТКО ( в случае если это установлено соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО)».

Постановлением Правительства Оренбургской области от 22.02.2018 года №97-п утверждено положение о порядке накопления и сбора твердых бытовых отходов на территории Оренбургской области.

Согласно п.2 вышеуказанного Положения органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов участвуют в организации деятельности по сбору ТКО путем организации своевременного сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территориях соответствующих городских округов, муниципальных районов в соответствии стерриториальной схемойобращения с отходами, в том числе с ТКО, Оренбургской области (далее - территориальная схема).

На территориях сельских поселений, а также на межселенной территории органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов осуществляют полномочия в области обращения с отходами путем организации своевременного сбора и транспортирования ТКО на территориях соответствующих поселений в соответствии с территориальной схемой, если иное не установлено законодательством Оренбургской области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области содействуют выбору и выделению земельных участков под объекты накопления, сбора, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания ТКО.

Согласно п.5 вышеуказанного Положения- сбор ТКО осуществляет региональный оператор самостоятельно и/или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Обращение с ТКО на территории Оренбургской области обеспечивается операторами по обращению с ТКО, а с момента выбора - региональным оператором в соответствии с региональной программой по обращению с ТКО итерриториальной схемойна основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления.

Из раздела XI вышеуказанного Положения- «несанкционированное размещение ТКО» следует, что пунктом 115- запрещаются действия, в результате которых образуются навалы ТКО, очаговые навалы ТКО, несанкционированные свалки ТКО.

Пунктом 116 вышеуказанного Положения предусматривается, что на объектах раздельного накопления и сбора ТКО потребители и лица, осуществляющие организацию накопления и сбора и сбор ТКО, должны принимать меры, направленные на предотвращение негативного воздействия ТКО на окружающую среду, исключение смешивания отходов, приводящего к загрязнению их отдельных фракций и препятствующего их утилизации.

Пунктами 117-119 вышеуказанного Положения предусмотрено, что запрещается помещать (оставлять, выбрасывать, выгружать) и накапливать ТКО вне мест накопления ТКО соответствующего вида. Лицо, поместившее ТКО с нарушением настоящего Положения, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области и договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

В случае обнаружения вновь возникших очаговых навалов ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, несанкционированных свалок ТКО региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган государственной власти, осуществляющий государственный надзор в области обращения с отходами производства и потребления, об обнаружении места очагового навала ТКО, несанкционированной свалки ТКО;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации очагового навала ТКО, несанкционированной свалки ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации очагового навала ТКО, несанкционированной свалки ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию очагового навала мусора, несанкционированной свалки ТКО самостоятельно и не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по ликвидации выявленных очагового навала мусора или несанкционированной свалки ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует очаговый навал мусора или несанкционированную свалку ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

ДД.ММ.ГГГГ проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории Оренбургской области. Победителем стало ООО «...» в соответствии с протоколом , от ДД.ММ.ГГГГ подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайтеtorgi.gov.ruопубликована информация о том, что победителем торгов признана компания ООО «...», результатом торгов от ДД.ММ.ГГГГ должно стать подписание соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

Согласно Постановления Правительства Оренбургской области от 11.12.2017 года №83-п утверждено Положение о заключении соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами об организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.09.2016 года №682-п утверждена схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области.

Указом Губернатора Оренбургской области от 19 сентября 2016 года N 522-ук "Об осуществлении органами исполнительной власти Оренбургской области полномочий в области обращения с отходами" Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области определено органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на:
разработку в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, контроль за их исполнением;
регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами; определение в программах социально-экономического развития Оренбургской области прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области определено органом исполнительной власти Оренбургской области уполномоченным: на участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Оренбургской области; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; разработку, утверждение и реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами, за исключением твердых коммунальных отходов; установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля; установление порядка ведения регионального кадастра отходов; разработку методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п.п.18 п.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено отнесение к вопросам местного значения -сельского поселения- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Приведенные положения закона и установленные обстоятельства указывают на то, что обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к компетенции муниципального района и сельского поселения и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации утилизации и переработке коммунальных отходов, ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несут указанные органы местного самоуправления.

Положения Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», которыми внесены изменения в статьи 6 и 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» согласно статье 24 вступили в силу с 1 января 2016 г., то есть после возникновения спорных правоотношений, и не подлежат применению к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу.

Кроме того, нельзя не учитывать, что предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (пункт 2.1. статьи 7) и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 3 статьи 8) полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории на земельном участке с кадастровым номером 56:25:1405001:89 от твердых коммунальных отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Как следует из материалов дела собственники отходов не установлены. Из пояснений главы администрации МО Татаро- Каргалинский сельский совет ФИО7, свидетеля ФИО5, ФИО6 указанная свалка начала образовываться давно с 1980-1990 годов.

Глава администрации МО Татаро- Каргалинский сельский совет ФИО7 пояснил, что «последние полгода вывозим мусор в <адрес>, до заключения договора мусор вывозили на эту свалку. Это было постановлено до того, как он стал главой администрации с ДД.ММ.ГГГГ года, так и дальше делали. Мусор вывозили, поскольку больше вывозить некуда.»

Таким образом, из пояснений главы администрации следует, что часть мусора- свозили с поселения <адрес> ФИО1 <адрес>, что говорит о собственнике мусора.

Оснований не доверять пояснениям главы администрации ФИО7, показаниям свидетелей- заместителя главы администрации МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> <адрес> ФИО6, начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО Сакмарский район ФИО5 у суда не имеется, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны, в том числе, не допускать загрязнение, истощение деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Соответствии сч.2 т.3.3 Федерального Закона от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу вышеуказанной нормы, лицо, уполномоченное на распоряжение земельным участком, осуществляет правомочия собственника с объемом соответствующих полномочий.

На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрация Сакмарского района <адрес> (распорядившись земельным участком, государственная собственность на которую не разграничена) предоставила в аренду ФИО2 земельный участок с кадастровым номером на период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ.

Заочным решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией <адрес> и ФИО2 расторгнут.

Доказательств, что ФИО2 свозила на данную свалку отходы, заключала договоры на размещение отходов на данном земельном участке, суду не представлено.

Пояснения представителя административного ответчика администрации МО Сакмарский район <адрес>, что на момент передачи земельного участка ФИО2 свалки не было- противоречат иным доказательствам, имеющимся в материалах дела, в том числе показаниям свидетелей, пояснением главы администрации МО Татаро-Каргалинский сельский совет Сакмарского района <адрес> <адрес>.

В связи с чем, доводы представителя административного ответчика о возложении обязанности по иску на ФИО2, являвшегося арендатором части земельного участка, на котором находится свалка, суд находит несостоятельным.

Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению прокурора Сакмарского района к МО Сакмарский район и МО Татаро-Каргалинский сельский совет Сакмарского района <адрес> <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в сфере размещения твердых бытовых отходов на свалке (полигоне) и понуждении к совершению действий по ликвидации этой свалки, установлению нового полигона, соответствующего требованиям действующего законодательства суд решил:

Признал бездействие органов местного самоуправления МО «Татаро-Каргалинский сельсовет и МО «<адрес>» в сфере размещения твердых бытовых отходов на свалке, расположенной в с.Татарская Каргала Сакмарского района <адрес>. Обязал администрацию МО «Сакмарский район» организовать утилизацию и переработку отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства, а администрацию МО «Татаро-Каргалинский сельсовет» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, организовать полигон для твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством».

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ изменено, исключено из резолютивной части решения указание на обязанность администрации МО «Татаро-Каргалинский сельсовет» организовать полигон для твердых бытовых отходов соответствии с действующим законодательством, дополнить резолютивную часть решения, следующим решением: «обязать администрацию МО Сакмарский район» организовать полигон для твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством». В остальной части это же решение суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Материалами дела не подтверждены имевшиеся ранее размеры свалки и нахождение ее изначально на указанном земельном участке.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района на земельном участке, относящимся к неразграниченным землям, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.

Такое толкование норм законодательства соответствует их конституционному смыслу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П.

Согласно ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" сбором отходов является деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26). Транспортирование отходов представляет собой деятельность, связанную с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28).

В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Образование несанкционированных свалок твердых бытовых отходов значительной площади и объема на территории Татаро-Каргалинского сельсовета <адрес> (вблизи <адрес>) на земельном участке с кадастровым номером свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться представителями администрации <адрес>, администрации МО Татаро-Каргалинского сельского совета Сакмарского района <адрес> <адрес>.

Перераспределение с ДД.ММ.ГГГГ полномочий в сфере обращения с отходами между органами местного самоуправления и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий уже в сфере охраны окружающей среды, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат. Аналогичная позиция высказана в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П.

Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов из места их несанкционированного размещения, ответчики не представили.

Учитывая ненадлежащее исполнение администрацией Сакмарского района, администрацией МО Татарокаргалинского сельского совета Сакмарского района <адрес> <адрес> обязанностей по организации утилизации и переработке бытовых отходов на территории земельного участка с кадастровым номером 56:25:1405001:89 от мусора и отходов, в результате которого образовалась свалка мусора в неустановленном месте, создающая угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющая ущерб окружающей среде, обязанность по ликвидации такой свалки должна быть возложена на административных ответчиков- администрацию МО Сакмарский район <адрес> <адрес>, администрацию МО Татаро- Каргалинский сельский совет <адрес> <адрес>.

При этом суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 13.10.2015 года №26-п согласно которой указано, что характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов – при том, что одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", получивший свое нормативное выражение, в частности, в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", - обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.

Суд исходит из того, что свалка образовывалась не за один год, а за много лет, что не отрицалось представителями ответчиков, а соответственно обязанность по организации мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка лежат на администрации МО Сакмарский район <адрес>, администрации МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> <адрес> и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами об организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> <адрес> и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными –ООО «... от ДД.ММ.ГГГГ разделом 6 предусмотрено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению со дня введения в действие единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом времени, необходимого для заключения договоров с потребителями, утверждение тарифа, закупки оборудования и другое).

В настоящее время единый тариф на услуги регионального оператора не установлен, региональный оператор не может приступить к своим обязанностям, поскольку не выполнены отдельные мероприятия и определен срок, в течение которого региональный оператор обязан приступить к исполнению своих обязанностей. Сообщения о том, что региональный оператор приступил к исполнению обязанностей официально не имеется и не опубликовано. Срок в течение которого административный истец заявляет о необходимости исполнения требований- ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь вышеизложенным, с учетом того, что обязанности Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором, определяемым на основании конкурсного отбора выполнены, оснований для удовлетворения иска к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, суд не усматривает.

Суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований административным истцом к администрации МО Сакмарский район <адрес> <адрес>, администрации МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> <адрес>, с учетом совокупности всех доказательств.

В удовлетворении требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-В в 5 км от <адрес>, с кадастровым номером в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес>, администрации муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района <адрес> <адрес>, о признании незаконным бездействия и обязании организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации МО Сакмарский район <адрес>, МО Татаро-Каргалинский сельский совет Сакмарского района <адрес> по ликвидации несанкционированной свалки незаконным.

В удовлетворении требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-В в 5 км от <адрес>, с кадастровым номером в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Обязать администрацию Муниципального образования Сакмарский район <адрес>, администрацию муниципального образования Татаро-Каргалинский сельский совет Сакмарского района <адрес> <адрес> организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-В в 5 км от <адрес>, с кадастровым номером в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.А. Долгова

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2[1]а-55/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Сакмарского района
Ответчики
Администрация МО Татаро-Каргалинский сельсовет
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области
Администрация МО Сакмарский район
Другие
Силютина Екатерина Михайловна
Правительство Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
ООО "Природа"
Суд
Сакмарский районный суд Оренбургской области
Дело на сайте суда
sakmarsky.orb.sudrf.ru
30.04.2020Регистрация административного искового заявления
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее