Судья: Табола К.В. Дело № 2-1117/2021
Докладчик: Плужников Н.П. Дело № 33-10052/2021
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плужникова Н.П.,
судей Белик Н.В., Братчиковой Л.Г.,
при секретаре Хлебникове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 19 октября 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Искитима Новосибирской области в лице представителя Н.. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 15.07.2021 г., которым постановлено:
«Исковые требования Г. к Администрации города Искитима Новосибирской области о предоставлении жилья, удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Искитима Новосибирской области предоставить Г., № года рождения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади в пределах территории города Искитима, Новосибирской области, за счет средств бюджета Новосибирской области».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плужникова Н.П., пояснения представителя истца Г. – Л.., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия по гражданским делам
У С Т А Н О В И Л А:
Г. обратилась в суд с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади в пределах территории г. Искитима, Новосибирской области, за счет средств бюджета Новосибирской области.
В обоснование исковых требований истец указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым администрация г. Искитима Новосибирской области не согласна. В апелляционной жалобе представитель стороны Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано на незаконность и необоснованность решения, постановленного с нарушением норм материального права, при неправильным определении обстоятельств по делу.
Не оспаривая право истца на получение благоустроенного жилого помещения по указанным в иске основаниям, апеллянт считает, что предоставление Г. жилья во вне очередном порядке поставит истца в преимущественное положение по отношению к лицам данной категории включенных в Список ранее истца, что недопустимо.
Следует учесть, что размер доведенных субсидий недостаточен для полного обеспечения жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В письменных возражениях Г.. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п. п. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
При этом, как правильно указал суд, ни одна из статей Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ не устанавливает очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Указание в п. 3 названного закона о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления и.о. главы администрации г. Искитима Новосибирской области № 2299 от 17.12.2013г. Г.., № года рождения включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей.
Согласно ответу главы администрации г. Искитима Новосибирской области от 30.03.2021г. № № Г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На 01.01.2021г. учетный номер в списке - 35 (л.д. 11).
В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № № от 20.05.2021г., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Г., № г. рождения на объекты недвижимого имущества.
По паспортным даным, Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Г.. относится к числу детей сирот имеющих право на получение жилья в специализированном жилом фонде. Правильность данного вывода суда, апеллянтом не оспаривается.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60 и 61 Закона Новосибирской области N 331-03 от 05.06.2013 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Поскольку п. 5 ст. 1 Закона Новосибирской области от 21.11.2014 г. № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» государственные полномочия по обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ переданы органам местного самоуправления, жилые помещения предоставляются детям-сиротам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Новосибирской области от 21.11.2014г. № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
При таких обстоятельствах, учитывая не реализованное право истицы на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд пришел к правильному выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения истице следует возложить на администрацию г. Искитима Новосибирской области.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают ни выводов суда, ни установленных по делу обстоятельств, не содержат оснований влекущих отмену (изменение) решения суда предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, возможность удовлетворения жалобы исключается.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 15 июля 2021 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Искитима Новосибирской области – Н.., без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: