Дело № 2-268/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 июня 2015 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Галкина С.А.,
при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о.прокурора Пинежского района Архангельской области Котова Д.В. о признании бездействия администрации муниципального образования «Покшеньгское» по регистрации права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства незаконным и возложении обязанности принять меры к регистрации права собственности на указанные объекты в срок до 31 августа 2015 года,
установил:
и.о.прокурора Пинежского района Архангельской области Котов Д.В. в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Покшеньгское», выразившееся в отсутствии регистрации права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности: водокачка реестровый номер №*** в <адрес>; водокачка реестровый номер №*** <адрес>; водокачка в <адрес>; водокачка в <адрес>; водокачка в <адрес> и возложении обязанности принять меры к регистрации права собственности на указанные объекты в срок до 31 августа 2015 года.
В обоснование исковых требований и.о.прокурора Пинежского района указал, что прокуратурой Пинежского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Покшеньгское требований федерального законодательства, направленных на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. В ходе данной проверки установлен факт бездействия органов местного самоуправления в части решения вопросов местного значения, а именно вопросов владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно приложению № 5.1 к Закону Архангельской области от 15.03.2007 № 334-16-ОЗ (ред. от 26.09.2014) в муниципальную собственность МО «Покшеньгское» переданы объекты недвижимости: водокачка реестровый номер №***, <адрес>; водокачка реестровый номер №***, <адрес>; водокачка, <адрес>; водокачка <адрес>; водокачка <адрес>. Вместе с тем в нарушение требований ст.ст. 209, 215, ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 3 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 49, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.7 и 27 Устава муниципального образования «Покшеньгское», администрация МО «Покшеньгское», являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального поселения, не приняла мер к регистрации права собственности на указанное муниципальное имущество. В силу ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор наделен правом обращения с заявлением в суд, если этого требует защита прав неопределенного круга лиц, муниципального образования. Непринятие органом местного самоуправления мер к регистрации права собственности на муниципальное имущество препятствует его надлежащему использованию, а следовательно, подрывает экономическую основу местного самоуправления, необоснованно освобождает органы местного самоуправления от бремени содержания имущества и несения рисков, связанных с осуществлением правомочий собственника, что, применительно к вопросам владения, пользования и распоряжения объектами жилищно-коммунального хозяйства, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц – как населения муниципального образования, так и расположенных на его территории предприятий и организаций, а также может повлечь недействительность совершенных с этим имуществом в интересах муниципального образования и его населения сделок.
В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Козлова Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в заявлении, уточнив срок исполнения обязанностей до 30 сентября 2015 года.
Представитель заинтересованного лица врио главы МО «Покшеньгское» Щеголихина Т.А., не оспаривая обстоятельств изложенных в заявлении, с уточненными заявленными требованиями согласилась. При этом суду пояснила, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете МО «Покшеньгское» на цели регистрации муниципального имущества, администрация не имеет возможности провести процедуру регистрации указанных объектов недвижимости. Вместе с тем администрация поселения примет все меры направленные на регистрацию объектов недвижимости.
Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе право хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Законом Архангельской области от 15 марта 2007 года № 334-16-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между МО «Пинежский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Веркольское», «Кеврольское», «Нюхченское», «Пиринемское», «Покшеньгское», «Сийское», «Сурское», «Труфаногорское» Архангельской области переданы в собственность МО «Покшеньгское» следующие объекты недвижимости: водокачка реестровый номер №*** в <адрес>; водокачка реестровый номер №***, <адрес>; водокачка в <адрес>; водокачка <адрес>; водокачка <адрес>. Право муниципальной собственности на указанные объекты не зарегистрировано. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Таким образом, вышеназванный Закон Архангельской области от 15 марта 2007 года № 334-16-З является основанием возникновения права муниципальной собственности МО «Покшеньгское» и основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Наименование, местонахождение передаваемых объектов подтверждается установленным законом Перечнем, введенным Законом Архангельской области от 15.12.2009 № 120-9-ОЗ, именно в отношении этих объектов заявлены требования (приложение № 5.1 к Закону Архангельской области от 15 марта 2007 года № 3424-808).
Согласно пп. 3, 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2. ст. 50 этого же Закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 27 Устава МО «Покшеньгское», администрация муниципального образования является распорядительным органом муниципального образования. Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Покшеньгское» статьей 7 Устава отнесены к вопросам местного значения муниципального образования «Покшеньгское».
Согласно приложению к постановлению № 1 от 12 февраля 2010 года «О приеме объектов в муниципальную собственность МО «Покшеньгское» спорные объекты недвижимости приняты в муниципальную собственность МО «Покшеньгское».
Таким образом, понуждение администрации МО «Покшеньгское» к принятию мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества принятых в муниципальную собственность в 2010 году, согласуется с задачами местного самоуправления в области организации водоснабжения и правами и обязанностями собственника в отношении данного имущества.
Учитывая, установленные судом обстоятельства и исходя из анализа изложенных положений законодательства, суд приходит к выводу, что требования и.о. прокурора Пинежского района Архангельской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Покшеньгское» по регистрации права собственности на спорные объекты жилищно-коммунального хозяйства и возложении обязанности принять меры к регистрации права собственности на указанные объекты в срок до 30 сентября 2015 года подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
решил:
требования и.о.прокурора Пинежского района Архангельской области Котова Д.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Покшеньгское», удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Покшеньгское» по регистрации права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства: водокачка реестровый номер №***, <адрес>; водокачка реестровый номер №***, <адрес>; водокачка, <адрес>; водокачка <адрес>; водокачка <адрес>, незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования «Покшеньгское» обязанность принять меры к регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества: водокачка реестровый номер №***, <адрес>; водокачка реестровый номер №***, <адрес>; водокачка, <адрес>; водокачка <адрес>; водокачка <адрес> в срок до 30 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.А. Галкин