Дело № 2-1178/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 07 мая 2018 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Барышниковой М.И.,
при секретаре Цветковой А.Н.,
с участием истца Кашина Р.В., представителя истца Ложкина Н.В., действующего по устному ходатайству,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашина Романа Владимировича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Кашин Р.В. обратился в суд с иском к УПФР в Дзержинском районе г. Перми с учетом уточнения о включении в специальный стаж периодов службы в армии по призыву с Дата по Дата, работы на шахте «...» по добыче угля «...» электрослесарем подземным участка №... с Дата по Дата (00-01-01), электрослесарем подземным участка УКР с Дата по Дата (03-02-20), учеником проходчика подземного участка УПР с Дата по Дата (00-00-27), проходчиком горизонтальных и наклонных горных выработок участка УПР с Дата по Дата (01-06-26), начальником участка УКР с Дата по Дата (00-06-15), с Дата по Дата (02-02-02), проходчиком участка УПР с Дата по Дата (00-03-28), назначении досрочной пенсии с даты обращения Дата.
В обоснование своих требований истец указал, что Дата обратился в УПФР в Дзержинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с занятостью на подземных работах. Решением комиссии (протокол от Дата №...) ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, специальный стаж составил 2 года 5 месяцев 6 дней, страховой стаж 29 лет 2 месяца 14 дней, при этом исключены из стажа спорные периоды. Считает отказ необоснованным, незаконным, нарушающим его права.
Истец и его представитель в судебном заседании настаивали на исковых требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Красавина К.В. в судебное заседание, о времени и месте которого извещена надлежащим образом, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения требований по изложенным в ранее направленном письменном отзыве доводам, направила пенсионное дело на имя Кашина Р.В.
При указанных обстоятельствах, с учетом выполнения судом надлежащим образом обязанности по извещению сторон о времени и месте судебного разбирательства, мнения присутствовавших сторон, во избежание затягивания сроков рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав присутствовавшие стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело, суд пришел к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Дата истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Перми о назначении досрочной трудовой пенсии п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) в связи с подземными работами.
Решением комиссии (протокол от Дата №...) ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, по подсчету комиссии специальный стаж составил 2 года 5 месяцев 6 дней, страховой стаж 29 лет 2 месяца 14 дней, при этом не включены в стаж, в том числе, спорные периоды:
- службы в армии по призыву с Дата по Дата (00-09-13), так как на основании п. 1 и 3 Постановления от 16.07.2014 №665, периоды работы до 01.01.1992 могут быть исчислены с применением Списка №1, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590. П. 109 Положения №590 предусматривает приравнивание к работе по Списку №1 периодов военной службы, при этом данные периоды учитываются в размере, не превышающем фактического стажа работы, дающей право на досрочную пенсию;
- работы на шахте «...» по добыче угля «...» электрослесарем подземным участка №... с Дата по Дата (00-01-01), электрослесарем подземным участка УКР с Дата по Дата (03-02-20), учеником проходчика подземного участка УПР с Дата по Дата (00-00-27), проходчиком горизонтальных и наклонных горных выработок участка УПР с Дата по Дата (01-06-26), начальником участка УКР с Дата по Дата (00-06-15), с Дата по Дата (02-02-02), проходчиком участка УПР с Дата по Дата (00-03-28), так как отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости в течении полного рабочего дня на подземных работах по добыче угля.
Суд не согласен с данной позицией ответчика по следующим основаниям.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст. 8 Закона №400-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно ч.1 ст. 11 Закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 14 Закона №400-ФЗ).
П.п. «а» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Из имеющихся в материалах дела архивных справок следует, что сведения, подтверждающие полную занятость Кашина Р.В. в подземных условиях (журналы спусков, подъемов и т.п.) в течение полного рабочего дня полной рабочей недели в шахте под землей, в архивные отделы не поступали.
Работа истца в спорные периоды на работах, предусмотренных Списком №1, ответчиком не оспаривается и подтверждена трудовой книжкой, являющейся в силу ст. 66 ТК РФ основным документом, подтверждающим стаж.
Суду представлены справки ПО «...» ..., что профессии электрослесаря подземного, проходчика подземного, начальника участка подземного являются профессиями с полным рабочим днем и полной рабочей неделей под землей. Вместе с тем, указанные справки не заверены надлежащим образом, в связи с чем судом запрошено пенсионное дело ФИО2, Дата, представленное в заверенных копиях УПФР в г. Краснокамске Пермского края.
Из материалов пенсионного дела на имя ФИО2 усматривается, что он в период с Дата по Дата работал в шахте «...» «...» учеником проходчика подземным, позднее проходчиком горизонтальных и наклонных выработок подземным и уволен в связи с ликвидацией предприятия. Таким образом, его должность и характер работы полностью совпадают с должностью истца.
Указанный период работы полностью включен УПФР по г. Краснокамску Пермского края в специальный стаж работы ФИО2 по Списку № 1. В материалах дела имеется надлежащим образом оформленная справка, уточняющая характер работы ФИО2, а именно что его профессии являются подземными с полным рабочим днем под землей и полной рабочей неделей.
Поскольку период работы, профессия, должность и место работы ФИО2 полностью совпадают с периодом работы, профессией, должностью и местом работы истца, суд считает установленным особый характер работы Кашина Р.В., а именно его работу в период с Дата по Дата, подлежащей включению в специальный стаж по Списку № 1 как работа на подземных работах по добыче угля в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Кашин Р.В., работая на шахте «...» по добыче угля «...» электрослесарем подземным участка №... с Дата по Дата (00-01-01), электрослесарем подземным участка УКР с Дата по Дата (03-02-20), учеником проходчика подземного участка УПР с Дата по Дата (00-00-27), проходчиком горизонтальных и наклонных горных выработок участка УПР с Дата по Дата (01-06-26), начальником участка УКР с Дата по Дата (00-06-15), с Дата по Дата (02-02-02), проходчиком участка УПР с Дата по Дата (00-03-28), работал на подземных работах в течении полного рабочего дня на подземных работах, в связи с чем, данные периоды подлежат включению в специальный стаж. При этом, суд учитывает, что непередачу работодателем в архив соответствующих документов нельзя ставить в вину работнику.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" абзацем вторым пункта "л" части 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из материалов дела следует, что с учетом включения данным решением периодов работы после службы в армии в специальный стаж, спорный период службы в армии как следовал, так и предшествовал периодам работы, дающим право на досрочное назначение пенсии.
Частично период службы в рядах Советской Армии включен в специальный стаж истца, в связи с чем, период с Дата по Дата (00-09-13) также подлежит включению в специальный стаж.
Истец обратился в Пенсионный фонд Дата.
В соответствии со ст. 22 Закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами
Положения ч. 4 ст. 5 Закона №400-ФЗ каких-либо ограничений сроков обращения гражданина за назначением пенсии после возникновения права на нее законом не установлено. Это означает, что после возникновения у гражданина права на назначение страховой пенсии гражданин может обратиться в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение за назначением пенсии в любое время, независимо от того, какой срок прошел с момента возникновения права на пенсию до момента обращения за ее назначением. При этом в силу ст. 22 указанного выше Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Принимая во внимание, что с учетом удовлетворенных требований истца о включении периодов в специальный стаж работы, на момент обращения имелся требуемый п.2 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ (т.е. не менее 10 лет) специальный стаж подземных работ 11 лет 2 месяца 18 дней (02-05-06 + 00-01-01 + 03-02-20 + 00-00-27 + 01-06-26 + 00-06-15 + 02-02-02 + 00-03-28 + 00-09-13), страховой стаж 29 лет 2 месяца 14 дней (то есть более 20 лет), на момент обращения в Пенсионный фонд истец достиг 50-летнего возраста, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для назначения досрочной пенсии с Дата.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Кашина Романа Владимировича удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми включить в специальный стаж Кашина Романа Владимировича периоды службы в армии по призыву с Дата по Дата (00-09-13), работы на шахте «...» по добыче угля «...» электрослесарем подземным участка №... с Дата по Дата (00-01-01), электрослесарем подземным участка УКР с Дата по Дата (03-02-20), учеником проходчика подземного участка УПР с Дата по Дата (00-00-27), проходчиком горизонтальных и наклонных горных выработок участка УПР с Дата по Дата (01-06-26), начальником участка УКР с Дата по Дата (00-06-15), с Дата по Дата (02-02-02), проходчиком участка УПР с Дата по Дата (00-03-28), назначив досрочную страховую пенсию с Дата.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья М.И. Барышникова