Дело № 2-483/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2014 года г.Ардатов
Ардатовский районный суд Республики Мордовия
в составе:
судьи Лачок Е.В.,
при секретаре судебного заседания Чернышевой Е.В.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Миняева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в части не опубликования сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1,2 квартал 2014 года и о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеуказанными требованиями к ответчику по тем основаниям, что прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия в ходе проведенной проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Ардатовского муниципального района Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона № 273 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» выявлены нарушения указанных законов. Так установлено, что администрацией Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района РМ не опубликованы сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1, 2 квартал 2014 года, как того требует Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года. Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд и просит признать незаконным бездействие администрации Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2 квартал 2014 года и обязать указанную администрацию в месячный срок опубликовать данные сведения.
В судебном заседании помощник прокурора Ардатовского района РМ Миняев А.А. требования прокурора района уточнил, просил обязать администрацию Кечушевского сельского поселения опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2 квартал 2014 года в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части заявленные требования поддержал, по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, заявленные требования признает.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Из Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что последний устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.
Согласно статье 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст. 52).
При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами субъекта Российской Федерации.
Статьей 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Более того, как следует из части 6 статьи 52 указанного выше Федерального закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Из акта проверки соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в части опубликования обязательных требований от 26.09.2014 года следует, что администрацией Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района не опубликованы сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их содержание за 1, 2 квартал 2014 года.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение законодательства «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции» администрацией Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района, являющейся органом местного самоуправления, не опубликованы сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их содержание за 1, 2 квартал 2014 года, что является одним из признаков коррупциогенности, поскольку не соблюдается один из основных принципов Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, следует признать незаконным бездействие администрации Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2 квартал 2014 года и обязать указанную администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данные сведения.
В соответствии с подп. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры при подаче заявлений в защиту интересов неопределенного круга лиц по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобождены.
При обращении в суд прокурор просил взыскать государственную пошлину с ответчика, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Но по смыслу п. 19 ч.1 ст. 336.36. Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, а поскольку Кечушевское сельское поселение Ардатовского муниципального района Республики Мордовия является органом местного самоуправления, то следовательно, ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2 квартал 2014 года незаконным.
Обязать администрацию Кечушевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2 квартал 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Е.В. Лачок