судья Фомина Е.А. |
№ 33а-2235/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
02 августа 2018 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Булыгиной Е.В. |
судей |
Бойко Л.Н. |
Тихоновой Ж.В. |
|
при секретаре |
Сорокиной Н.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Молчанова Игоря Ивановича, Новикова Константина Николаевича, Левина Дмитрия Станиславовича, Лугинина Романа Юрьевича, Апалькова Владимира Григорьевича, Сердюка Владимира Владимировича, Григорьева Владислава Юрьевича, Старовойтова Алексея Николаевича, Слышова Валерия Александровича, Дебова Сергея Алексеевича, Прокопенко Сергея Григорьевича, Романова Романа Николаевича, Емца Игоря Викторовича, Посохова Романа Юрьевича, Яценко Олега Алексеевича, Шанаева Николая Викторовича, Топоркова Алексея Николаевича, Золотовского Андрея Владиславовича, Скотаренко Александра Владимировича, Калинина Бориса Александровича, Владисёнка Алексея Александровича, Иванова Вадима Викторовича, Гуреева Артема Дмитриевича, Каржавина Максима Михайловича, Кудрина Сергея Сергеевича, Мельника Андрея Алексеевича, Кукалева Олега Александровича, Арцукевича Андрея Сергеевича, Серова Дмитрия Юрьевича, Дробышевского Сергея Михайловича, Оводкова Сергея Викторовича, Бычкова Алексея Сергеевича, Кузьмина Максима Александровича, Мясникова Анатолия Евгеньевича, Мораря Виталия Георгиевича, Стрежнева Сергея Владимировича, Каржавина Михаила Анатольевича, Прудниковой Юлии Алимовны, Земсковой Натальи Васильевны, Колодиной Ольги Николаевны к комиссии Северного флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», филиалу «2 финансово-экономическая служба» о признании решения комиссии от 15 ноября 2017 года, 07 декабря 2017 года, 18 января 2018 года, и заключения комиссии 15 ноября 2017 года, 07 декабря 2017 года незаконным в части, обязании выдать удостоверения ветеранов боевых действий,
по апелляционной жалобе представителей административных истцов по доверенности Ермакова Е.П. и Ворониной В.Ф. на решение Североморского районного суда Мурманской области от 07 мая 2018 года, по которому постановлено:
«В удовлетворении административного иска Молчанова Игоря Ивановича, Новикова Константина Николаевича, Левина Дмитрия Станиславовича, Лугинина Романа Юрьевича, Апалькова Владимира Григорьевича, Сердюк Владимира Владимировича, Григорьева Владислава Юрьевича, Старовойтова Алексея Николаевича, Слышова Валерия Александровича, Дебова Сергея Алексеевича, Прокопенко Сергея Григорьевича, Романова Романа Николаевича, Емец Игоря Викторовича, Посохова Романа Юрьевича, Яценко Олега Алексеевича, Шанаева Николая Викторовича, Топоркова Алексея Николаевича, Золотовского Андрея Владиславовича, Скотаренко Александра Владимировича, Калинина Бориса Александровича, Владисенок Алексея Александровича, Иванова Вадима Викторовича, Гуреева Артема Дмитриевича, Каржавина Максима Михайловича, Кудрина Сергея Сергеевича, Мельник Андрея Алексеевича, Кукалева Олега Александровича, Арцукевич Андрея Сергеевича, Серова Дмитрия Юрьевича, Дробышевского Сергея Михайловича, Оводкова Сергея Викторовича, Бычкова Алексея Сергеевича, Кузьмина Максима Александровича, Мясникова Анатолия Евгеньевича, Морарь Виталия Георгиевича, Стрежнева Сергея Владимировича, Каржавина Михаила Анатольевича, Прудниковой Юлии Алимовны, Земсковой Натальи Васильевны, Колодиной Ольги Николаевны к комиссии Северного флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота», филиалу «2 финансово-экономическая служба» о признании решений комиссии, оформленных протоколами заседания 15.11.2017 года, 07.12.2017 года, 18.01.2018 года и заключениями от 15.11.2017 года, 07.12.2017 года незаконными в части, обязать выдать удостоверения ветеранов боевых действий, предусматривающие права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» - отказать».
Заслушав доклад судьи Бойко Л.Н., объяснения представителей административных истцов по доверенности Ермакова Е.П., Воронину В.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Административные истцы Молчанов И.И., Новиков К.Н., Левин Д.С., Лугинин Р.Ю., Апальков В.Г., Сердюк В.В., Григорьев В.Ю., Старовойтов А.Н., Слышов В.А., Дебов С.А., Прокопенко С.Г., Романов Р.Н., Емец И.В., Посохов Р.Ю., Яценко О.А., Шанаев Н.В., Топорков А.Н., Золотовский А.В., Скотаренко А.В., Калинин Б.А., Владисёнок А.А., Иванов В.В., Гуреев А.Д., Каржавин М.М., Кудрин С.С., Мельник А.А., Кукалев О.А., Арцукевич А.С., Серов Д.Ю., Дробышевский С.М., Оводков С.В., Бычков А.С., Кузьмин М.А., Мясников А.Е., Морарь В.Г., Стрежнев С.В., Каржавин М.А., Прудникова Ю.А., Земскова Н.В., Колодина О.Н. обратились в суд с административным иском к комиссии Северного флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий (далее - Комиссии Северного флота), федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее - ФКУ «ОСК») о признании решения комиссии незаконным в части, возложении обязанности выдать удостоверения ветеранов боевых действий, предусматривающие права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
В обоснование административного иска указано, что административные истца состоят в трудовых отношениях с федеральным государственным учреждением «566 отряд судов обеспечения флота» войсковой части *, находящимся в подчинении ФГУ «ОСК Северного флота» войсковая часть * из числа гражданского персонала экипажа большого морского танкера «***».
Согласно приказу начальника 566 отряда судов обеспечения флота от 16 октября 2017 года № 967 «О привлечении гражданского персонала для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики» в период с 08 ноября 2016 года по 06 января 2017 года они, как работники судна ВМФ большого морского танкера «***», привлекались для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики (далее - САР).
За отличие, проявленное при проведении операции в САР, приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 174 члены экипажа гражданского персонала большого морского танкера «***» 566 отряда судов обеспечения флота войсковой части * Министерства обороны Российской Федерации награждены медалью «Участнику военной операции в Сирии».
На основании решений комиссии Северного флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий, оформленных протоколами 15 ноября 2017 года, 07 декабря 2017 года, 18 января 2018 года, административным истцам - работникам личного состава большого морского танкера «***» - оформлены и вручены удостоверения ветеранов боевых действий (ВБД), в соответствии с которыми в качестве мер социальной поддержки им установлены права и льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
При этом во врученных удостоверениях указывалось, что его предъявители имеют права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Считают вышеуказанные решения комиссии Северного флота от 15 ноября 2017 года, 07 декабря 2017 года, 18 января 2018 года, оформленные протоколами от 15 ноября 2017 года, 07 декабря 2017 года, незаконными в части выдачи удостоверений по пункту 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», полагая необходимым выдать удостоверения с предоставлением льгот и гарантий, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», поскольку личный состав гражданского персонала большого морского танкера «***» привлекался именно для выполнения, а не обеспечения выполнения специальных задач на территории САР в составе кораблей оперативного соединения ВМФ.
Уточнив исковые требования, просили признать решения комиссии Северного флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий, оформленные протоколами от 15 ноября 2017 года, 07 декабря 2017 года, 18 января 2018 года и заключения комиссии от 15 ноября 2017 года, 07 декабря 2017 года в части выдачи административным истцам удостоверений ВБД, предоставляющих им права и льготы, установленные пунктом 3 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» незаконными, обязать ФКУ «ОСК» выдать административным истцам удостоверения ВБД, предусматривающие права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Определением суда от 17 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен командир войсковой части начальника 566 отряда судов обеспечения.
Представители административных истцов по доверенности Ермаков Е.П., Воронина В.Ф. в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении по изложенным в заявлениях основаниям.
Представитель административных ответчиков - комиссии Северного флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» Гринцов А.В. в судебном заседании возражал против административного иска, полагал, что исковые требования заявлены необоснованно.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие административных истцов - Молчанова И.И., Новикова К.Н., Левина Д.С., Лугинина Р.Ю., Апалькова В.Г., Сердюка В.В., Григорьева В.Ю., Старовойтова А.Н., Слышова В.А., Дебова С.А., Прокопенко С.Г., Романова Р.Н., Емца И.В., Посохова Р.Ю., Яценко О.А., Шанаева Н.В., Топоркова А.Н., Золотовского А.В., Скотаренко А.В., Калинина Б.А., Владисёнка А.А., Иванова В.В., Гуреева А.Д., Каржавина М.М., Кудрина С.С., Мельника А.А., Кукалева О.А., Арцукевича А.С., Серова Д.Ю., Дробышевского С.М., Оводкова С.В., Бычкова А.С., Кузьмина М.А., Мясникова А.Е., Мораря В.Г., Стрежнева С.В., Каржавина М.А., Прудниковой Ю.А., Земсковой Н.В., Колодиной О.Н., извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, просивших рассмотреть дело в их отсутствие, а также в отсутствие представителя заинтересованных лиц - Центральной комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, командира войсковой части начальник 566 отряда судов обеспечения, извещенных о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и в надлежащей форме.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представители административных истцов - Ермаков Е.П., Воронина В.Ф., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ссылаются на обстоятельства, послужившие основанием для обращения с иском в суд.
Не соглашаясь с решением суда, обращают внимание на то, что большой морской танкер «***» выполнял задачи, установленные приказом-заданием командира оперативного соединения кораблей, в боевом порядке в составе авианесущей корабельной группы Северного флота в период боевого похода с 08 ноября 2016 года по 06 января 2017 года (60 дней); личный состав судна исполнял должностные обязанности по судовым должностям по вахтенным расписаниям на своих постах, без откомандирования к другому работодателю; на борту судна находились военнослужащие восковой части * Северного флота, вооруженные стрелковым оружием для применения против подводных диверсионных сил и средств; военнослужащим указанный период засчитан в срок службы для назначения пенсии исходя из расчета один месяц военной службы за три месяца.
Приводят довод о том, что к категории ветеранов боевых действий относятся не только военнослужащие, но и работники Министерства обороны Российской Федерации, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Высказывают мнение, что выдача удостоверений ветеранов боевых действий лицам гражданского персонала с указанием прав и льгот, установленных пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а военнослужащим в соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного закона, носит заведомо дискриминационный характер.
В возражениях на апелляционную жалобу комиссия Северного флота в лице ее председателя Соколова В.Б., не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы Молчанов И.И., Новиков К.Н., Левин Д.С., Лугинин Р.Ю., Апальков В.Г., Сердюк В.В., Григорьев В.Ю., Старовойтов А.Н., Слышов В.А., Дебов С.А., Прокопенко С.Г., Романов Р.Н., Емец И.В., Посохов Р.Ю., Яценко О.А., Шанаев Н.В., Топорков А.Н., Золотовский А.В., Скотаренко А.В., Калинин Б.А., Владисёнок А.А., Иванов В.В., Гуреев А.Д., Каржавин М.М., Кудрин С.С., Мельник А.А., Кукалев О.А., Арцукевич А.С., Серов Д.Ю., Дробышевский С.М., Оводков С.В., Бычков А.С., Кузьмин М.А., Мясников А.Е., Морарь В.Г., Стрежнев С.В., Каржавин М.А., Прудникова Ю.А., Земскова Н.В., Колодина О.Н., административные ответчики - представители комиссии Северного флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота», заинтересованные лица - представитель Центральной комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, командир войсковой части начальник 566 отряда судов обеспечения, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти и должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решение, действие органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», введенного в действие Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 256-ФЗ, предусмотрено, что к ветеранам боевых действий относятся лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий, указаны в приложении к комментируемому Закону (раздел III). В разделе III указанного приложения включена и территория Сирийской Арабской Республики, где выполнялись специальные задачи с 30 сентября 2015 года.
Согласно статье 28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 приведенного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в пункте 1 статьи 16, а ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 - установленные в пункте 3 статьи 16 данного Закона.
Полномочия по определению порядка и условий выдачи удостоверения ветерана боевых действий осуществляются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что административные истцы - Молчанов И.И., Новиков К.Н., Левин Д.С., Лугинин Р.Ю., Апальков В.Г., Сердюк В.В., Григорьев В.Ю., Старовойтов А.Н., Слышов В.А., Дебов С.А., Прокопенко С.Г., Романов Р.Н., Емец И.В., Посохов Р.Ю., Яценко О.А., Шанаев Н.В., Топорков А.Н., Золотовский А.В., Скотаренко А.В., Калинин Б.А., Владисёнок А.А., Иванов В.В., Гуреев А.Д., Каржавин М.М., Кудрин С.С., Мельник А.А., Кукалев О.А., Арцукевич А.С., Серов Д.Ю., Дробышевский С.М., Оводков С.В., Бычков А.С., Кузьмин М.А., Мясников А.Е., Морарь В.Г., Стрежнев С.В., Каржавин М.А., Прудникова Ю.А., Земскова Н.В., Колодина О.Н. являются гражданским персоналом войсковой части – 566 отряд судов обеспечения флота – войсковой части 81877 Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом начальника 566 отряда судов обеспечения флота от 16 октября 2017 года № 967 «О привлечении гражданского персонала для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики» поименованные административные истцы в качестве личного состава большого морского танкера «***» были привлечены для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики в период времени с 08 ноября 2016 года по 06 января 2017 года (60 дней).
Согласно директиве Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 14 февраля 2017 года № 314/7/0191 задачи, постановленные приказом-заданием оперативного командования, выполнялись экипажем большого морского танкера «***» в составе сил оперативного соединения кораблей военно-морского флота, входящего в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики.
За отличие, проявленное при проведении операции в Сирийской Арабской Республике, приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 марта 2017 года № 81 административные истцы - члены экипажа гражданского персонала большого морского танкера «***» 566 отряда судов обеспечения флота войсковой части * Министерства обороны Российской Федерации награждены медалью «Участнику военной операции в Сирии».
Административные истцы через командование войсковой части * обратились в комиссию Северного флота с заявлениями об оформлении и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий.
Согласно заключениям комиссии Северного флота от 15 ноября 2017 года № 37, 07 декабря 2017 года № 41, 18 января 2018 года № 1, приняты решения о выдаче административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий, предусматривающих право на льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Оспаривая решения комиссии Северного флота от 15 ноября 2017 года, 07 декабря 2017 года, 18 января 2018 года административные истцы указали на нарушение их права на получение удостоверений «Ветеран боевых действий», предусматривающих право на льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 комментируемого Федерального закона.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, дав надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам и доводам сторон в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия комиссии Северного флота при принятии решений, оформленных протоколами заседания и заключениями от 15 ноября 2017 года № 37, 07 декабря 2017 года № 41, 18 января 2018 года № 1, соответствовали требованиям действующего законодательства; права и законные интересы административных истцов не нарушены.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 (ред. от 22.07.2008), выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595 (далее – Порядок), и действующим с 05 ноября 2017 года, предусмотрено, что в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 данного Порядка рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссии) под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - центральная комиссия).
Сведения об адресах комиссий (центральной комиссии) указаны в приложении № 1 к настоящему Порядку.
Согласно пунктам 6, 14, 16 Порядка для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.
Заседание комиссии (центральной комиссии) является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.
По итогам рассмотрения заявления (рапорта) комиссия (центральная комиссия) принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения.
Решение комиссии (центральной комиссии) принимается большинством голосов от числа присутствующих ее членов и оформляется протоколом заседания комиссии (центральной комиссии), который подписывается членами комиссии (центральной комиссии) и утверждается председателем комиссии (центральной комиссии), а в его отсутствие заместителем председателя комиссии (центральной комиссии).
При принятии решения о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения комиссии (центральная комиссия) руководствуются соответствующими перечнями воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций"
При принятии комиссией (центральной комиссией) решения о выдаче удостоверения кадровым органом (Главным управлением кадров), осуществляющим организационное и техническое обеспечение ее деятельности, оформляется удостоверение.
Судом установлено, что в соответствии с приказом командующего Северным Флотом от 30 сентября 2016 года № 1737 назначена комиссия Северного флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранам боевых действий в составе 9-ти человек: председателя комиссии - С.В.Н.; заместителя председателя комиссии - Д.Г.В.., членов комиссии: Ф.Ю.В., К.М.В.., Ч.Д.Н., Ш.М.В.., К.Д.П., Г.В.Е. Ш.В.П..; утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий на Северном флоте.
Согласно выпискам из протоколов комиссии Северного флота от 15 ноября 2017 года № 37, 07 декабря 2017 года № 41 в заседаниях комиссии принимали участие 6 человек: ВРИО председателя комиссии Северного флота - Д.Г.В. члены комиссии К.М.В.., Ч.Д.А., Ш.М.В.., Ш.В.И., К.Д.И.., Ф.Ю.В.
Из выписок протоколов заседаний комиссии от 15 ноября 2017 года № 37, 07 декабря 2017 года № 41 следует, что они подписаны принимавшими участие в заседаниях членами комиссии К.М.В.., Ф.Ю.В., Ш.М.В., Ш.В.И., К.Д.И.., Ч.Д.А. и утверждены ВРИО председателя комиссии - Д.Г.В.; голосовали 6 человек, «за» - 6 человек, воздержались – «нет», решения приняты единогласно.
Также, 18 января 2018 года в заседании комиссии принимали участие 6 человек: председатель комиссии Северного флота – С.В.Н.., члены комиссии – Д.Г.В., К.М.В.., Ч.Д.А.., Ш.М.В.., Ф.Ю.В..
Из выписки протокола заседания комиссии следует, что он подписан принимавшими участие в заседании членами комиссии Д.Г.В., К.М.В., Ф.Ю.В., Ш.М.В.., К.Д.И.., Ч.Д.А.., утверждены председателем комиссии - С.В.Н..; голосовали 6 человек, «за» - 6 человек, воздержались – «нет», решения приняты единогласно.
По результатам рассмотрения обращений комиссией подготовлены заключения № 37 от 15 ноября 2017 года и № 41 от 07 декабря 2017 года о выдаче административным истцам за выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 08 ноября 2016 года по 06 января 2017 года удостоверений ветерана боевых действий по категории, указанной в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Заключения комиссии Северного флота № 37 от 15 ноября 2017 года и № 41 от 07 декабря 2017 года подписаны членом комиссии Ш.М.В.., секретарем комиссии Ш.В.И. и утверждены ВРИО председателя комиссии - Д.Г.В.
При оценке доводов административных истцов, судом проверен порядок проведения заседания комиссии Северного флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветеранов боевых действий 15 ноября 2017 года и 07 декабря 2017 года, наличие кворума при принятии решений.
Проверяя правомочность заседания комиссии Северного флота, суд обоснованно пришел к выводу о наличии кворума (2/3 персонального состава комиссии) при принятии решений о выдаче удостоверений ветеранов боевых действий, предусматривающих право на льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
При этому судом обоснованно отмечено, что отсутствие подписи заместителя председателя комиссии Д.Г.В. в протоколе компенсируется наличием его резолюции об утверждении протоколов комиссии от 15 ноября 2017 года и 07 декабря 2017 года, и заключений комиссии № 37 от 15 ноября 2017 года и № 41 от 07 декабря 2017 года в качестве ВРИО председателя комиссии, ввиду отсутствия на заседаниях комиссии председателя комиссии С.В.Н., решавшего задачи боевой подготовки за пределами Североморского гарнизона и поручившего организовать заседание комиссии своему заместителю - Д.Г.В.
Судом правомерно указано, что отсутствие указания в протоколах комиссии категории ветерана боевых действий, за которую голосовали члены комиссии, не может считаться нарушением порядка принятия решений, поскольку заключения комиссии имеют указание на категорию ветерана боевых действий, к которой относится обратившийся гражданин (каждый из административных истцов).
Установив, что решения комиссии, оформленные протоколами заседания № 37 от 15 ноября 2017 года, № 41 от 07 декабря 2017 года, № 1 от 18 января 2018 года и заключениями от 15 ноября 2017 года, от 07 декабря 2017 года приняты комиссией Северного флота в пределах предоставленных полномочий, в соответствующем порядке, при наличии необходимого кворума коллегиального органа, утверждены ВРИО председателя комиссии Северного флота по рассмотрению обращений для оформления и выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий», суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными оспариваемых решений комиссии Северного флота от 15 ноября 2017 года, от 07 декабря 2017 года, от 18 января 2018 года.
Верным является и вывод суда об отсутствии у комиссии Северного флота оснований для принятия решения о выдаче обратившимся удостоверений ветеранов боевых действий, льготы и гарантии которым предусмотрены пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку при рассмотрении дела установлено, что вопреки требованиям 8 Порядка выдачи удостоверений ветеранам боевых действий в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595, в комиссию не были представлены доказательства, подтверждающие фактическое участие поименованных административных истцов в боевых действиях.
Судом обоснованно принято во внимание, что награждение медалями Министерства обороны Российской Федерации «Участнику военной операции в Сирии» не может является доказательством участия административных истцов непосредственно в боевых действиях, так как медаль является ведомственным знаком отличия, которым награждаются военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не только за отличие, отвагу и самоотверженность, проявленные в ходе военной операции в Сирийской Арабской Республике, но и за самоотверженный труд и большой личный вклад в выполнение задач военной операции в Сирийской Арабской Республике.
Данной медалью могут награждаться и другие граждане Российской Федерации и иностранные граждане, оказывающие содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации при проведении военной операции в Сирийской Арабской Республике
Также не может служить основанием для признания административных истцов участниками боевых действий факт нахождения их в качестве гражданского персонала большого морского танкера «***» на территории Сирийской Арабской Республики с 08 ноября 2016 года по 06 января 2017 года, поскольку в задачи судна большого морского танкера «***» входило материально-техническое обеспечение кораблей и судов военно-морского флота на маршрутах переходов и в районе боевой службы.
При этом, сам по себе большой морской танкер «***» не предназначен для ведения боевых действий, так как не располагает необходимым вооружением, а личный состав не обучен навыками ведения боевых операций.
Доказательства непосредственного участия в боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики суду представлены не были.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал на правомерность отнесения административных истцов к ветеранам боевых действий и выдаче им удостоверений ветеранов боевых действий, предусматривающих права и льготы, установленные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Оснований для переоценки собранных по делу доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для выдачи административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий, предусматривающих право на льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», являлись предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку в мотивировочной части обжалуемого судебного акта, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что выдача удостоверений ветеранов боевых действий лицам гражданского персонала с указанием прав и льгот, установленных пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», носит заведомо дискриминационный характер, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на субъективной оценке обстоятельств данного дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, а лишь повторяют правовую позицию административных истцов в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
При таком положении, судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к его отмене или изменению, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 177, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 07 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей административных истцов Молчанова Игоря Ивановича, Новикова Константина Николаевича, Левина Дмитрия Станиславовича, Лугинина Романа Юрьевича, Апалькова Владимира Григорьевича, Сердюка Владимира Владимировича, Григорьева Владислава Юрьевича, Старовойтова Алексея Николаевича, Слышова Валерия Александровича, Дебова Сергея Алексеевича, Прокопенко Сергея Григорьевича, Романова Романа Николаевича, Емца Игоря Викторовича, Посохова Романа Юрьевича, Яценко Олега Алексеевича, Шанаева Николая Викторовича, Топоркова Алексея Николаевича, Золотовского Андрея Владиславовича, Скотаренко Александра Владимировича, Калинина Бориса Александровича, Владисёнка Алексея Александровича, Иванова Вадима Викторовича, Гуреева Артема Дмитриевича, Каржавина Максима Михайловича, Кудрина Сергея Сергеевича, Мельника Андрея Алексеевича, Кукалева Олега Александровича, Арцукевича Андрея Сергеевича, Серова Дмитрия Юрьевича, Дробышевского Сергея Михайловича, Оводкова Сергея Викторовича, Бычкова Алексея Сергеевича, Кузьмина Максима Александровича, Мясникова Анатолия Евгеньевича, Мораря Виталия Георгиевича, Стрежнева Сергея Владимировича, Каржавина Михаила Анатольевича, Прудниковой Юлии Алимовны, Земсковой Натальи Васильевны, Колодиной Ольги Николаевны по доверенности Ермакова Е.П. и Ворониной В.Ф. – без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |