Решение по делу № 12-54/2023 от 06.03.2023

УИД 11RS0016-01-2023-000294-49                                                                             Дело № 12-54/2023

РЕШЕНИЕ

12 апреля 2023 года                                                                                                                   с. Выльгорт

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Плесовская Н.В.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по СыктывдинсК. <адрес> УФССП России по Р. К. Шучалиной Н.Г. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Сыктывдинский»,

установил:

Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по СыктывдинсК. <адрес> УФССП России по Р. К. Шучалиной Н.Г. от <дата> администрация муниципального района «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, представитель администрации Сёмина О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, не отрицая факт неисполнения решения суда, ссылается на невозможность исполнения решения суда ввиду необходимости проведения установленных законом процедур, в связи с сезонностью работ, отсутствием бюджетных средств, полагает необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку утверждение местного бюджета, который по состоянию на <дата> является дефицитным, находится в исключительной компетенции Совета муниципального района.

В судебном заседании представитель администрации муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В. доводы жалобы поддержала, дополнила, что исполнить решение суда в части обеспечения водоснабжением жителей <адрес> невозможно без подключения объектов к сети водоснабжения гарантирующей организацией ОАО «Сыктывкарский Водоканал», администрацией <дата> утверждено техническое задание по разработке инвестиционной программы в сфере водоснабжения на 2024-2026 годы, в которую включены и объекты, перечисленные в решении суда. Администрацией приняты все возможные меры для исполнения решения суда, в том числе, в установленные сроки составления бюджета в <адрес> направлялись ходатайства о необходимости предусмотреть денежные средства на исполнение решения. Установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнения требования является неразумным. Обжалуемое постановление не мотивированное, не содержит указания на обстоятельства и событие правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Шучалина Н.Г., надлежащим образом извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила.

Учитывая надлежащее извещение, дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав объяснения, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы исполнительного производства , материалы гражданского дела , прихожу к следующему.

В силу положений ст. 6 Федерального Конституционного закона от <дата> -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в п. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Согласно ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата> по делу на администрацию сельского поселения «Выльгорт» возложена обязанность обеспечить безопасные условия эксплуатации <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 путём устранения выбоин на промежутке <адрес> от <адрес> до <адрес> течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На администрацию сельского поселения «Выльгорт» возложена обязанность в срок до <дата> обеспечить водоснабжение жителей <адрес> (район домов №), <адрес> в соответствии с требованиями СП 3.1./<дата>-03 «Профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по СыктывдинсК. <адрес> от <дата> в отношении администрации сельского поселения «Выльгорт» возбуждено исполнительное производство .

Определением СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата> администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» предоставлена отсрочка исполнения решения СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата> до <дата>.

Определением СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата> произведена замена должника по исполнительному производству с администрации сельского поселения «Выльгорт» на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Определением СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата> администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставлена отсрочка исполнения решения СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата> до <дата>.

Постановлением от <дата> с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, который решением СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата> снижен до 37 500 рублей.

Постановлениями должностных лиц отдела судебных приставов по СыктывдинсК. <адрес> УФССП России по Р. К. от <дата> и от <дата> администрация МР «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, администрации назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 и 50 000 руб. соответственно, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил.

Постановлениями должностных лиц отдела судебных приставов по СыктывдинсК. <адрес> УФССП России по Р. К. от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, оставленного без изменения решением СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата>, от <дата>, оставленного без изменения решением СыктывдинсК. районного суда Республики К. от <дата>, от <дата> и <дата> администрация МР «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за каждое административное правонарушение, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил.

Администрации <дата> вручено требование в срок до <дата> представить судебному приставу-исполнителю сведения об исполнении требований исполнительного документа, администрация предупреждена о последствиях неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.

<дата> администрацией в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация (получена <дата>) о том, что требования исполнительного документа не исполнены в связи с отсутствием денежных средств, вместе с тем принимаются действия по исполнению судебного решения путём направления ходатайств о выделении денежных средств.

Из ответа администрации от <дата> следует, что разработка проектно-сметной документации в рамках исполнения решений суда в виду отсутствия денежных средств администрацией МР «Сыктывдинский» не производилась.

В ответе администрации от <дата> следует, что стоимость разработки проектно-сметной документации составляет примерно 3 000 000 руб.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа <дата> судебным приставом-исполнителем в отношении администрации МР «Сыктывдинский» составлен протокол по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Таким образом, факт бездействия юридического лица, выразившегося в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, установлен.

Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждены совокупностью вышеперечисленных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса вопросов о том, принимались ли должником все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, имелась ли у него реальная возможность исполнения решения суда в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и явилось ли неисполнение следствием виновного бездействия должника.

Доказательств совершения должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта в установленный срок после наложения административного штрафа, как и доказательств наличия объективных препятствий к его исполнению, материалы дела об административном правонарушении и материалы исполнительного производства не содержат.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от <дата> -П указано, что правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительных документов вызвано чрезвычайными непреодолимыми причинами.

Вместе с тем, таких доказательств должником ни судебному приставу-исполнителю, ни суду представлено не было, а приведенные должником доводы в качестве чрезвычайных, непреодолимых причин нарушения срока исполнения судебного решения не могут быть признаны.

Заявитель в жалобе ссылается, что исполнить решение суда не представилось возможным ввиду отсутствия необходимых денежных средств, невозможности обеспечения водоснабжения без соответствующих действий гарантирующей организации ОАО «Сыктывкарский Водоканал», а также ввиду сезонности работ.

Между тем, данные обстоятельства, учитывая, что должнику именно по данным обстоятельствам предоставлялась отсрочка исполнения решения до <дата>, основанием для освобождения должника от исполнения требований исполнительного документа в период после наложения административного штрафа не являются.

Представленное в настоящее судебное заседание постановление администрации от <дата> об утверждении технического задания по разработке инвестиционной программы ОАО «Сыктывкарский Водоканал» в сфере водоснабжения на 2024-2026 годы, в которую включены и объекты, перечисленные в решении суда, не свидетельствует о том, что должником принимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, как и об отсутствии у должника реальной возможности исполнения решения суда после наложения штрафа.

Представленной в судебное заседание информацией ОАО «Сыктывкарский Водоканал» от <дата> подтверждается частичное исполнение решения суда по обеспечению водоснабжением некоторых домов по <адрес> в <адрес>.

Однако частичное исполнение решения суда не свидетельствует об исполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. При этом сведения об исполнении в адрес судебного пристава-исполнителя должником не направлялись.

Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В поданной жалобы представителем юридического лица факт неисполнения решения суда в полном объеме не оспаривался.

Сведений о том, что администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. были предприняты все зависящие от неё меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в материалах дела не имеется. Приложенные к жалобе письма, адресованные в Государственный Совет Республики К., Минфин Республики К., Минприроды Республики К., Правительство Республики К. и Совет муниципального района Сыктывдинский» о выделении денежных средств из бюджета направлялись в августе 2022 года, то есть в период до наложения административного штрафа по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ постановлением от <дата>, и не могут служить основанием для освобождения должника от административной ответственности.

Доводы жалобы о необходимости применения в рассматриваемом случае положений ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, также подлежат отклонению.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> -О положения ч. 4 ст. 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учётом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учётом обстоятельств конкретного дела.

Как указано выше, из материалов дела следует, что уполномоченным должностным лицом администрации МР «Сыктывдинский» Республики К. в августе 2022 года направлялось ходатайство в Совет муниципального района «Сыктывдинский» о необходимости предусмотреть при формировании бюджета дополнительные денежные средства в целях исполнения судебных решений.

Однако доказательств отказа Совета в выделении администрации бюджетных ассигнований не представлено. Кроме того, администрация является участником бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые и достаточные меры к исполнению решения суда в установленные сроки.

С учётом установленных обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении решения суда длительное время, а также отсутствия доказательств принятия администрацией всех возможных мер для исполнения решения суда после наложения административного штрафа, оснований для применения положений ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не имеется.

Доводы жалобы о том, что установленный должностным лицом административного органа срок является неразумным для исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда состоялось в 2013 году, с учётом предоставленных отсрочек, имело срок исполнения до <дата>, что свидетельствует о том, что у должника было достаточно времени для исполнения судебного решения.

Доказательств существования уважительных причин, объективно препятствовавших исполнению требований исполнительного документа во вновь установленный срок, не представлено, с учётом того, что решение суда не исполняется длительный период времени, а предоставленный срок с учётом конкретных обстоятельств дела ввиду непринятия необходимых мер к исполнению требований исполнительного документа нельзя признать неразумным.

Недостаточное финансирование и частичное исполнение решения суда после установленного срока исполнения само по себе не свидетельствует об отсутствии вины администрации в совершении административного правонарушения, о наличии основания для прекращения производства по делу.

Частичное исполнения требований исполнительного документа не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, кроме того, администрацией МР «Сыктывдинский» Республики К. не приведено сведений и доказательств об исполнении решения суда в полном объёме.

Таким образом, во вновь установленный должностным лицом срок после наложения административного штрафа требования исполнительного документа не были исполнены, доказательств наличия уважительных причин для этого не представлено ни судебному приставу-исполнителю, ни суду при рассмотрении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении в полной мере отвечает требованиям, предусмотренным ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, содержит указание на обстоятельства совершения правонарушения и его событие.

Ссылка в оспариваемом решении на правовую позицию Европейского Суда по правам человека не может являться основанием для отмены постановления должностного лица, вынесенного в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по СыктывдинсК. <адрес> УФССП России по Р. К. Шучалиной Н.Г. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. – оставить без изменения, жалобу администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики К. через Сыктывдинский районный суд Республики К. в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                                                                   Н.В. Плесовская

12-54/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Плесовская Наталья Валериевна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
06.03.2023Материалы переданы в производство судье
12.04.2023Судебное заседание
13.04.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.04.2023Вступило в законную силу
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее