№
УИД №RS0№-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2021 года гор. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Жуковой В.В.,
при секретаре судебного заседания Семеновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю к ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 о признании договора социального найма недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МЧС России по Ставропольскому краю обратилось к Тимонину А.В., Тимониной Н.Г., ФИО4 и ФИО5 о признании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Орган опеки и попечительства Управления образования Администрации <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что решением Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № исковые требования удовлетворены в полном объеме. Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю не привлекалось в качестве соответчика или третьего лица в данном судебном разбирательстве.
Об имеющемся решении суда Главному управлению стало известно после получения постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, уже в момент, когда решение вступило в законную силу и истекли сроки для обжалования.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее – ППВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Кроме того в силу пункта 23 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации с требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч.5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
ФИО6 обратился с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о постановке его в очередь для обеспечения жильем.
Выпиской из протокола Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 снят с учета подлежащих обеспечению служебным жилым помещением.
На основании выписки заседания комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику распределена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на время действия трудового договора.
ФИО6 написал заявление от ДД.ММ.ГГГГ о согласии с распределенной служебной квартирой по вышеуказанному адресу, на основании чего, между Ответчиком и Северо-Кавказским региональным центром МЧС России был заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ФИО2 с просьбой заключить договор социального найма.
Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России ФИО2 отказано в распределении по договору социального найма жилого помещения.
После введения в действие ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п.п. 15, п. 9, раздела IV Положения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, МЧС России в пределах своей компетенции имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, следовательно, жилищного фонда социального использования в структуре МЧС России нет и не может быть.
Решением Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд признал квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, не отнесенной к специализированному жилищному фонду.
Действующее законодательство по общему правилу не содержит и не содержало положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования, равно как и не предусматривает признания за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения права пользования им на условиях социального найма, волеизъявление собственника жилого помещения на изменение его правового режима и принятия уполномоченным органом решения об исключении спорной квартиры из числа служебных не принималось.
На основании разъяснений Верховного Суда РФ, требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) применительно к правилам, установленным ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
На основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: а) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); б) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была отнесена к служебному жилому фонду на основании приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Южного регионального центра МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные приказы оспаривались в Промышленном районном суде города Ставрополя дело №, Ставропольском краевом суде дело №, Октябрьском районном суде г. Ростов-на-Дону дело № и в Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда дело №. Решениями указанных судов приказы не отменены и действуют в полном объеме.
Ненадлежащее (искажённое, неполное либо несвоевременное) осуществление уполномоченными органами государственного учёта специализированного жилищного фонда (служебных квартир) не может и не должно изменять вид этого жилищного фонда без соответствующего решения его собственника либо иного уполномоченного органа.
После отнесения квартир к категории служебной Приказом Северо- Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № решение об изменении служебного статуса указанных в приложении квартир - не принималось.
Кроме того, ст.4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен запрет на приватизацию служебных жилых помещений. Оценивая конституционность данного запрета, Конституционный Суд РФ неоднократно выражал правовую позицию, согласно которой отнесение жилых помещений к специализированному, в частности, к служебному, жилищному фонду правомерно отнесено к полномочиям соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления и направлено в том числе на стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании. При этом органы государственной власти или местного самоуправления должны исходить из необходимости сохранения в государственном или муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений (Постановления от 16.05.2000г. №-П, от 02.02.2002г. №-П, от 30.03.2012г. №-П и др.)
В силу положений ст. 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Главным управлением в адрес Тимонина А.В. было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ-197-3900 с требованием о расторжении договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком данное письмо проигнорировано, в адрес Главного управления не поступало подписанное соглашение о расторжении договора социального найма.
Исходя из вышеизложенного, Главное управление считает, что у ФИО2 отсутствуют основания, послужившее для заключения между ним и Главным управлением указанной сделки по социальному найму спорной квартиры, а поэтому необходимо: признать недействительной сделкой договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ с применением последствий недействительности сделки.
Просит суд:
Признать договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю и ФИО6 недействительной сделкой.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. От представителя по доверенности ФИО9 в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, согласно которому она указала, что приказ Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении жилых помещений к определенному виду жилищного фонда» в Главном управлении отсутствует. Главным управлением направлен запрос в Центральный архив МЧС России. В Центральном архиве МЧС России указанный приказ отсутствует, запрос перенаправлен в Главное управлением МЧС России по Ростовской области. До настоящего времени ответ на запрос в адрес Главного управления не поступал.
Договор социального найма жилого помещения № заключен с ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. На момент заключения договора социального найма, Приказ № не вступил в силу, следовательно, на момент заключения договора жилое помещение (согласно приказам Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении жилых помещений к служебному (маневренному) фонду Северо-Кавказского регионального центра МЧС России» (далее - Приказ №) и Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» (далее - Приказ №)) относится к специализированному жилищному фонду (служебное жилое помещение).
Суд, с учетом мнений участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ МЧС России по Ставропольскому краю.
Ответчики Тимонин А.В., Тимонина Н.Г. и несовершеннолетние ФИО13 (умерла) и ФИО14 в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о рассмотрении дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. От ФИО2 в суд поступили письменные возражения, согласно которым он указал, что в обоснование своих требований ГУ МЧС России по СК указывает, что согласно пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с нарушениями требований ЖК РФ позволяет обратиться в суд о признании указанного решения недействительным. Однако, следует понимать, что указанная норма регламентирует решения жилищных комиссий о предоставлении жилых помещений, в то время, как жилое помещение, распределенное спасателю МЧС России ФИО2 и членам его семьи, предоставлено на основании решения Ессентукского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, никем не оспоренного и не отмененного, вступившего в законную силу и исполненного в соответствии с действующим законодательством.
Истец в своём иске указывает, что не привлекался в качестве стороны по делу, однако не обосновывает необходимость такового привлечения. На момент вынесения решения ГУ МЧС России по СК никакого отношения к жилому помещению, предоставленному ФИО2 и членам его семьи, не имело, потому и не привлекалось к процессу.
При этом истец цинично вводит суд в заблуждение, указывая, что жилищного фонда социального использования в структуре МЧС России нет и быть не может. И это в то время, как руководству ГУ МЧС России по СК не может быть неизвестно о Приказе Южного регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, которым жилое помещение, предоставленное ФИО2 и членам его семьи, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, где также приказано начальнику ГУ МЧС России по СК заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
Резюмируя своё исковое заявление, ГУ МЧС России по СК субъективно считает, что основания для заключения договора социального найма у ФИО2 отсутствуют, в то время, как факты утверждают, что основаниями для этого служат законное решение суда и приказ вышестоящего подразделения МЧС России, которые руководство ГУ МЧС России по СК по непонятным причинам пытается игнорировать.
При вынесении решения суду также следует учитывать тот факт, что сроки обжалования вышеуказанного решения суда, а также приведенного Приказа ЮРЦ МЧС России, давно истекли.
Стоит также отметить, что не имеет значения несогласие ГУ МЧС России по СК с решением суда, так как в соответствии со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ГУ МЧС России по СК распространяются все действия, которые были совершены по делу ранее, в том числе последствия пропуска ответчиком срока на обжалование решения. Следовательно, ответчик в настоящее время не вправе заявлять возражения по существу решения и для него в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
ГУ МЧС России по СК, злоупотребляя нормами закона, прикрываясь вменённой ему законом, как государственному учреждению, обязанностью защиты государственного имущества и неправильно понимая основополагающие принципы судопроизводства и гражданского законодательства, пытается защитить свои ложные интересы, пытаясь пересмотреть законное и исполненное решение суда.
В связи с тем, что подобное стремление заявителя получить судебную защиту своих неправомерных действий в отношении прав ФИО2 на указанное жилое помещение противоречит статьям 13 и 35 ГПК РФ, а также статье 10 ГК РФ, так как направлены исключительно на причинение вреда спасателю МЧС Росси в отсутствие на то каких-либо законных оснований, о чём истец не может не знать, ему должно быть отказано в защите права на указанную квартиру.
Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства Управления образования Администрации г. Ессентуки в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. От представителя по доверенности ФИО10 в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Органа опеки и попечительства Управления образования Администрации г. Ессентуки.
Исследовав материалы гражданского дела, приняв к обозрению и исследовав гражданское дело №, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Из ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст.ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в ст. 2 ГПК РФ, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.
В условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В соответствии с положениями п.1 ч,1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Положениями ст.92 ЖК РФ предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92- 98 ЖК РФ. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Из представленных сторонами в условиях состязательности процесса доказательств, а также из материалов гражданского дела №, следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился с заявлением о принятии его на учёт для обеспечения его жильем.
Выпиской из протокола Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 снят с учета подлежащих обеспечению служебным жилым помещением.
Из выписки из протокола заседания комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решено распределить спасателю ФИО2 с составом семьи 4 человека на время действия трудового договора с МЧС России трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>.
ФИО6 написал заявление от ДД.ММ.ГГГГ о согласии с распределенной служебной квартирой по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6(наниматель) и Северо-Кавказским центром МЧС России (наймодатель) заключен договор найма служебного жилого помещения № по адресу: <адрес>, для временного проживания в ней, в связи с прохождением службы. Совместно с ФИО6 вселяются супруга ФИО12, <данные изъяты>, дочь ФИО13, <данные изъяты>, дочь ФИО14, <данные изъяты>.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО6 претендовал на предоставление ему, на состав семьи 4 человека служебной квартиры МЧС РФ на время прохождения службы.
Таким образом, ФИО6, претендовавший на предоставление ему служебного жилого помещения на состав семьи 4 человека, на время прохождения службы, изъявил желание на заключение с ним договора служебного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, площадью 70 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, является ГУ МЧС РФ по СК, находящемся в оперативном управлении указанного органа на основании распоряжения о закреплении недвижимого федерального имущества за ГУ МЧС РФ по СК.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что решение о пре-доставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма компетентным органом не принималось, спорная квартира предоставлена ФИО2 на основании его заявления, датированного ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении служебного жилого помещения, решения уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ о распределении служебного жилого помещения спасателю ФИО2 на время действия трудового договора с МЧС России и договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ФИО2 с просьбой заключить договор социального найма.
Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России ФИО2 отказано в распределении по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии с п. 15 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка учета в системе МЧС России спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений», спасатели МЧС России, принятые на учёт до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно приказу Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении жилых помещений к служебному (маневренному) фонду Северо-Кавказского регионального центра МЧС России», жилое помещение по адресу: <адрес>, отнесено к служебному (маневренному) жилому помещению.
Спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду согласно приказу Южного регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» (пункт 103 приложения).
Вышеуказанные приказы оспаривались в Промышленном районном суде города Ставрополя дело №, Ставропольском краевом суде дело №, Октябрьском районном суде г. Ростов-на-Дону дело № и в Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда дело №. Решениями указанных судов приказы не отменены и действуют в полном объеме.
Как следует из приказа Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении жилых помещений к определенному виду жилищного фонда» и приложению к нему, истребованного по запросу суда, <адрес>, включена в список жилых помещений, исключаемых из специализированного фонда служебного жилья и отнесена к фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, спорный договор социального найма жилого помещения № заключен с ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. На момент заключения договора социального найма, Приказ № не вступил в силу, следовательно, на момент заключения договора жилое помещение (согласно приказам Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении жилых помещений к служебному (маневренному) фонду Северо-Кавказского регионального центра МЧС России» и Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям») было отнесено к специализированному жилищному фонду (служебное жилое помещение).
Таким образом, на момент заключения договора социального найма, спорное жилое помещение на основании волеизъявления органа, уполномоченного распоряжаться федеральным имуществом, включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению, предоставлено ГУ МЧС РФ по СК в оперативное управление для распределения его в качестве служебного жилого помещения, и не могло быть предоставлено ФИО2 на условиях договора социального найма.
Наличие приказа Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № от ДД.ММ.ГГГГ, опровергает доводы истца о том, что МЧС России в пределах своей компетенции имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, следовательно, жилищного фонда социального использования в структуре МЧС России, нет и не может быть.
Бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений возможна только в порядке приватизации.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизации подлежат только занимаемые гражданами жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования.
Из положений п.1 ст.217 ГК РФ следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На момент принятия жилищной комиссией Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» (ДД.ММ.ГГГГ) решения о распределении квартиры ФИО2 спорная квартира не была отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда МЧС РФ.
Вместе с тем, в настоящее время квартира по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении ГУ МЧС РФ и, соответственно, не состоит в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования.
В обоснование своей позиции ФИО6 ссылается на вступившее в законную силу решение Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, согласно которому отнесение жилого помещения по адресу: <адрес>, к служебному (маневренному) фонду СКРЦ МЧС России признано нарушающим требования постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», за ФИО6 и членами его семьи признано право пользования жилым помещением по договору социальною найма жилого помещения, СКРЦ МЧС России обязан заключить с ФИО6 договор социального найма указанного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МЧС РФ по СК (Наймодатель) и ФИО6 (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения №, по адресу: <адрес>.
Указанным решением суда установлено, что на момент предоставления ФИО2 жилого помещения по адресу: <адрес>, квартира не являлась служебным жилым помещением, следовательно, была распределена ФИО2 из жилья социального использования.
Судом также установлено, что ФИО6 со своей семьей проживает в спорной квартире на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной на законных основаниях, в связи с прохождением службы в МЧС России.
Суд также посчитал, что правовые основания для признания оспариваемого жилого помещения служебным на момент вынесения решения отсутствуют.
Как следует из положений ч.2 ст.61 ГНК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
Вступившим в законную силу решением Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № установлены обстоятельства как предоставления ФИО2 служебного жилого помещения на законных основаниях, так и предоставления ему жилья социального использования.
Изложенное свидетельствует о том, что вступившим в законную силу решением Ессентукского городского суда установлены обстоятельства, направленные на восстановление, как указал суд, жилищных прав ФИО2, связанных с заключением договора социального найма.
Иных обстоятельств данными решениями суда не установлено.
Положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст.57, ст.63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом. Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п.6 с г. 12, п.5 ст. 13, части 3,4 ст.49 ЖК РФ).
ФИО6 на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении не стоял, органом местного самоуправления решения о предоставлении ему жилого помещения не принималось.
Спорное жилое помещение в силу распоряжения уполномоченного органа включено в специализированный жилищный фонд, предоставлено ГУ МЧС РФ по СК в оперативное управление для распределения его в качестве служебного жилого помещения и изначально не предоставлялось, и не могло быть предоставлено ФИО2 на условиях договора социального найма.
Применительно к положениям ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», п.1 ст.217 ГК РФ в собственность граждан собственником имущества может быть передано имущество, состоящее в жилищном фонде социального использования государственной или муниципальной собственности.
Доказательства, подтверждающие передачу жилого помещения в ведение органов местного самоуправления при наличии приказа №, в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют доказательства признания органом местного самоуправления ФИО2 нуждающимся в жилом помещении.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Часть 2 статьи 63 ЖК РФ гласит, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно статье 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ, к данной категории граждан относятся малоимущие граждане и иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации граждане, признанные по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Категориям граждан, указанным в статье 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного зонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 15, п. 9, раздела IV Положения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, МЧС России в пределах своей компетенции имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого, начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С требованием о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи и ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ГУ МЧС России по Ставропольскому краю требований о признании договора социального найма недействительным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГУ МЧС России по Ставропольскому краю к ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 о признании договора социального найма недействительным, - удовлетворить.
Признать договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю и ФИО6 на состав семьи из четырех человек, в том числе: ФИО3, ФИО4 и ФИО5, недействительной сделкой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Председательствующий судья В.В. Жукова
Мотивированное решение суда изготовлено 13 октября 2021 года.