44OS0000-01-2020-000372-09
дело № 3а-435/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Пономаревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Амбурцева Ивана Алексеевича к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Амбурцев И.А., действуя через представителя Лапину А.А., обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка площадью 36074 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации объектов промышленного назначения, под иными объектами специального назначения; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 26 июля 2018 года в размере 72 048 796,5 руб.;
- нежилого здания площадью 588,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 10 240 130,38 руб.;
- нежилого здания площадью 890,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 15 425 285,53 руб.
Между тем, согласно отчетам № и №, составленным <данные изъяты>» (оценщик ФИО4), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26 июля 2018 года составляет 20 706 000 руб., рыночная стоимость нежилых зданий по состоянию на 01 марта 2016 года составляет 1 979 000 руб. и 2 994 000 руб. соответственно.
Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что затрагивает права и интересы административного истца как плательщика налогов.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Судом исключен из участвующих в деле лиц Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, изменен процессуальный статус ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области с заинтересованного лица на административного ответчика.
В ходе рассмотрения административного дела представитель административного истца Амбурцева И.А. – Лапина А.А. представила дополнения к отчету № 10231 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 44:27:090704:186 и 44:27:090704:207, согласно которым рыночная стоимость данных объектов недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года определена соответственно в размере 2 421 000 руб. и 3 661 000 руб., административные исковые требования в отношении данных объектов недвижимости уточнила согласно представленным дополнениям.
В судебное заседание административный истец Амбурцев И.А. и его представитель Лапина А.А. не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, заинтересованного лица ООО «Стромнефтемаш», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений по требованию о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа г. Кострома Павлова А.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, в письменном ходатайстве также указала, что с учетом представленных административным истцом дополнений к отчету об оценке рыночной стоимости нежилых зданий замечаний по отчетам не имеет, однако возражает против удовлетворения требований ввиду снижения налогооблагаемой базы.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Амбурцев Иван Алексеевич с 07 сентября 2020 года является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка площадью 36 074 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации объектов промышленного назначения, под иными объектами специального назначения; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> /л.д. 11-12/;
- нежилого здания площадью 588,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 13-14/;
- нежилого здания площадью 890,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 15-16/.
Собственником земельного участка в период с 26 июля 2018 года по 07 сентября 2020 года и нежилых зданий в период с 14 мая 2008 года по 07 сентября 2020 года являлось ООО «Стромнефтемаш».
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 26 июля 2018 года утверждена в размере 72 048 796,5 руб., кадастровая стоимость нежилых зданий по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 10 240 130,38 руб. и 15 425 285,53 руб. соответственно /л.д. 17, 18, 19/.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее также – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств Амбурцева И.А., а, следовательно, затрагивают его права.
В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В представленных административным истцом отчетах об оценке рыночной стоимости № и № (с учетом дополнений), составленных <данные изъяты> (оценщик ФИО4), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26 июля 2018 года определена в размере 20 706 000 руб., рыночная стоимость нежилых зданий по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 2 421 000 руб. и 3 661 000 руб. /л.д. 20-109, 110-216, дополнения к отчету/.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков. Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведены обоснованные доводы, свидетельствующие о недостоверности результатов оценки, содержащихся в отчетах (с учетом дополнений); ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Датой подачи заявления следует считать дату обращения с этим заявлением в суд – 03 ноября 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 36074 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации объектов промышленного назначения, под иными объектами специального назначения; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 июля 2018 года в размере 20 706 000 (двадцать миллионов семьсот шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 588,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 2 421 000 (два миллиона четыреста двадцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 890,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 3 661 000 (три миллиона шестьсот шестьдесят одна тысяча) рублей.
Датой подачи заявления считать 03 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Лукоянов
Мотивированное решение суда составлено 24 ноября 2020 года.