Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения, признании права на меры социальной поддержки, обязании выдать удостоверение многодетной семьи, взыскании судебных расходов,
установил:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Долгопрудный было вынесено распоряжение №-Р, в соответствии с которым над несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека на возмездной основе с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетия. С ДД.ММ.ГГГГ супруги ФИО1 и ФИО2 назначены опекунами на возмездной основе несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшейся без попечения родителей; с супругами ФИО1, ФИО2 заключен договор о приемной семье с ДД.ММ.ГГГГ; несовершеннолетняя ФИО3 передана супругам ФИО1 и ФИО2 на воспитание ДД.ММ.ГГГГ на основании договора о приемной семье. В последующем, в связи с переездом приемной семьи на новое место жительства, Управлением опеки и попечительства по городскому округу Балашиха было вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым подопечная ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в Управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Балашиха; установлено место жительства подопечной ФИО3 по месту жительства опекунов ФИО1 и ФИО2 по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГг. между Управлением опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Балашиха и истцами был заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Супруги ФИО1 и ФИО2 помимо ФИО3 воспитывают еще двух родных несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, приемные родители, проживающие в <адрес> воспитывают трех несовершеннолетних детей. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № приемная семья, имеющая троих детей, имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством <адрес> для многодетных семей. Меры социальной поддержки, предусмотренные для многодетных семей, предусмотрены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Как предусмотрено пунктом 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом меры предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца). ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 было выдано удостоверение многодетного отца, со сроком действия сначала до ДД.ММ.ГГГГ, а затем было продлено до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения срока регистрации ФИО3 по месту пребывания по адресу: <адрес>, мкр. Гагарина, <адрес>. По истечении срока действия удостоверения многодетного отца, и в связи с продлением регистрации ФИО3 по месту пребывания по указанному адресу, ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха за продлением срока действия удостоверения многодетного отца. Однако, в продлении срока действия удостоверения ФИО1 было отказано в устном порядке со ссылкой на то, что в новой редакции закона № от ДД.ММ.ГГГГ., в понятие многодетная семья дети, находящиеся под опекой, не входят. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, которым определен перечень документов, необходимых для выдачи удостоверения многодетной семьи.ДД.ММ.ГГГГ, истцы подали в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха заявление о выдаче удостоверения многодетной семьи. К указанному удостоверению были приложены документы, предусмотренные Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе распоряжение о передаче несовершеннолетней на воспитание в приемную семью №-Р от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> социальной защиты населения по г.о. Балашиха было принято решение № об отказе в предоставлении Государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с несоответствием заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги.
Истцы просят суд признать незаконным решение Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче ФИО1 и ФИО2 удостоверения многодетной семьи; признать за приемной семьей в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством <адрес> для многодетной семьи с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <адрес> выдать ФИО1 и ФИО2 удостоверение многодетной семьи; взыскать с Министерства социального развития <адрес> расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов на оплату юридических услуг в размере 30 000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1, являющийся также представителем по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения иск возражала, пояснила, что определение многодетной семьи дано в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», в соответствии с которой многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Данной статьёй не предусмотрено включение в состав многодетной семьи приёмных детей, находящихся под опекой. Согласно пункта 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утверждённого Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, удостоверение многодетной семьи выдаётся лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социапьной поддержки семьи и детей в <адрес>» установлены лица, входящие в состав многодетной семьи и меры социальной поддержки для многодетных семей, социальные пособия семьям, имеющих детей, приёмные семьи к многодетным семьям, указанным Законом не приравнены. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О вознаграждении опекунам, попечителям, приёмным родителям и мерах социальной поддержки приёмным родителям» установлены размер вознаграждения приёмным родителям, опекунам, попечителям и меры социальной поддержки приёмным семьям. Исходя из вышеизложенного, семья ФИО1 и ФИО2 не является многодетной семьёй и не имеет права на получение удостоверения многодетной семьи и мер социальной поддержки, предусмотренных Законом «О социальной поддержки семьи и детей в <адрес>».
Выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Исходя из смысла положений действующего законодательства, судья, установив, что исковое заявление, поданное в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит рассмотрению в порядке общеискового производства, рассматривает заявление в надлежащем порядке, если не имеется иных препятствий для его рассмотрения в том же суде.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения №-Р от ДД.ММ.ГГГГ. Отделом опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Долгопрудный над несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека на возмездной основе с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетия. Опекунами на возмездной основе назначены ФИО1 и ФИО2 (л.д. 16-17).
В связи с переездом приемной семьи на новое место жительства, в соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления опеки и попечительства по городскому округу Балашиха подопечная ФИО3 поставлена на учет, установлено место её жительства по месту жительства опекунов ФИО1 и ФИО2 по адресу: <адрес> (л.д. 18-19).
ДД.ММ.ГГГГг. между Управлением опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Балашиха и истцами был заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (л.д. 20-27).
Супруги ФИО1 и ФИО2 помимо ФИО3 воспитывают еще двух родных несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было выдано удостоверение многодетного отца сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.28-29).
По истечении срока действия удостоверения многодетного отца, и в связи с продлением регистрации ФИО3 по месту пребывания по адресу: <адрес>, мкр. Гагарина, <адрес> ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха за продлением срока действия удостоверения многодетного отца.
На обращение ФИО1 получил устный отказ, со ссылкой на то, что в новой редакции закона № от ДД.ММ.ГГГГ., в понятие многодетная семья дети, находящиеся под опекой, не входят.
ДД.ММ.ГГГГ, истцы подали в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха заявление о выдаче удостоверения многодетной семьи. К указанному удостоверению были приложены документы, предусмотренные Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе распоряжение о передаче несовершеннолетней на воспитание в приемную семью №-Р от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-31).
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> социальной защиты населения по г.о. Балашиха было принято решение № об отказе в предоставлении Государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с несоответствием заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги (л.д. 32).
Суд не может согласиться с отказом ответчика по следующим основаниям.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ в редакции на момент спорных правоотношений "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 162/2008-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям" прямо предусмотрено, что приемной семье, имеющей трех и более детей, в том числе родных, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством <адрес> для многодетных семей.
Данные нормы закона обладают равной юридической силой, не противоречат друг другу и должны применяться во взаимосвязи.
В момент обращения истцов в территориальный орган Министерства социального развития МО и вынесения оспариваемого решения, действовал (в настоящее время также является действующим) порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, в соответствии с которым:
- удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет;
- удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>;
- многодетной семье выдается одно удостоверение на семью;
- за получением удостоверения Заявитель обращается в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <адрес> или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства;
- для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; паспорт супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) или иной документ, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельства о рождении детей; паспорт ребенка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в <адрес>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в <адрес> (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ); фотографию Заявителя размером 3 x 4 см; фотографию супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) размером 3 x 4 см.
Данный перечень документов является исчерпывающим.
Кроме того, в вышеуказанном Порядке для конкретных случаев предусмотрено предоставление дополнительных документов, перечень которых также является исчерпывающим.
В п.17 Порядка сформулированы основания для отказа в выдаче или продлении срока действия удостоверения:
- отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством <адрес>;
- отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в <адрес>;
- представление неполного комплекта документов, указанных в настоящем Порядке.
Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, также согласуется со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 162/2008-ОЗ являются действующим и применяются во взаимной связи, принимая во внимание предоставление истцами всех необходимых документов, предусмотренных Порядком, у структурного подразделения ответчика не имелось законных оснований для отказа в выдаче удостоверении многодетной семьи, в связи с несоответствием заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги.
Кроме того, статус многодетной семьи в соответствии с законодательством <адрес> был ранее признан органами соцзащиты, были выданы в установленном порядке соответствующие удостоверения.
Учитывая, что ранее у истца имелось удостоверение многодетного отца, срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ., а также все обстоятельства по делу, суд полагает обоснованным заявленное требование о признании за истцами права на получение мер социальной поддержки как многодетной семье с ДД.ММ.ГГГГ
Истцы просят взыскать с ответчика расходы на оплату юридической помощи в размере 10 000 руб., в обоснование чего представлена квитанция (л.д.34).
На основании ст. 100 ГПК РФ, с учетом существа заявленных требований, объема оказанных юридических услуг, подготовленных процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, на основании принципа разумности, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 руб. в пользу истицы ФИО2, которая оплатила соответствующие денежные средства.
Статья 103 ГПК РФ, определяющая порядок возмещения судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае удовлетворения требований истца, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, если последний не освобожден от уплаты судебных расходов, к которым отнесена и государственная пошлина (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социального развития <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №, Министерство социального развития <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения <адрес>, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных органов <адрес> и государственных учреждений <адрес>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <адрес>ю.
Министерство социального развития <адрес>, выступающее по настоящему делу в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным оснований для взыскания с ответчика в пользу истцов госпошлины в размере 300 руб. не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным решением Управления социальной защиты населения по г/о Балашиха Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в выдаче ФИО1, ФИО2 удостоверения многодетной семьи.
Признать за приемной семьей в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для многодетной семьи с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Министерство социального развития <адрес> в лице структурного подразделения - Управления социальной защиты населения по г/о Балашиха выдать ФИО1, ФИО2 удостоверение многодетной семьи.
Взыскать с Министерство социального развития <адрес> в пользу ФИО2 расходы на оплату юридических услуг в размере 3000 (трех тысяч) руб.
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> в части взыскания госпошлины 300 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
______________
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>