Решение по делу № 2-3583/2018 от 16.04.2018

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бесединой Е.А.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения, признании права на меры социальной поддержки, обязании выдать удостоверение многодетной семьи, взыскании судебных расходов,

установил:

Истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Долгопрудный было вынесено распоряжение -Р, в соответствии с которым над несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека на возмездной основе с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетия. С ДД.ММ.ГГГГ супруги ФИО1 и ФИО2 назначены опекунами на возмездной основе несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшейся без попечения родителей; с супругами ФИО1, ФИО2 заключен договор о приемной семье с ДД.ММ.ГГГГ; несовершеннолетняя ФИО3 передана супругам ФИО1 и ФИО2 на воспитание ДД.ММ.ГГГГ на основании договора о приемной семье. В последующем, в связи с переездом приемной семьи на новое место жительства, Управлением опеки и попечительства по городскому округу Балашиха было вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым подопечная ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в Управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Балашиха; установлено место жительства подопечной ФИО3 по месту жительства опекунов ФИО1 и ФИО2 по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГг. между Управлением опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Балашиха и истцами был заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Супруги ФИО1 и ФИО2 помимо ФИО3 воспитывают еще двух родных несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, приемные родители, проживающие в <адрес> воспитывают трех несовершеннолетних детей. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приемная семья, имеющая троих детей, имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством <адрес> для многодетных семей. Меры социальной поддержки, предусмотренные для многодетных семей, предусмотрены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Как предусмотрено пунктом 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом меры предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца). ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 было выдано удостоверение многодетного отца, со сроком действия сначала до ДД.ММ.ГГГГ, а затем было продлено до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения срока регистрации ФИО3 по месту пребывания по адресу: <адрес>, мкр. Гагарина, <адрес>. По истечении срока действия удостоверения многодетного отца, и в связи с продлением регистрации ФИО3 по месту пребывания по указанному адресу, ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха за продлением срока действия удостоверения многодетного отца. Однако, в продлении срока действия удостоверения ФИО1 было отказано в устном порядке со ссылкой на то, что в новой редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ., в понятие многодетная семья дети, находящиеся под опекой, не входят. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, которым определен перечень документов, необходимых для выдачи удостоверения многодетной семьи.ДД.ММ.ГГГГ, истцы подали в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха заявление о выдаче удостоверения многодетной семьи. К указанному удостоверению были приложены документы, предусмотренные Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе распоряжение о передаче несовершеннолетней на воспитание в приемную семью -Р от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> социальной защиты населения по г.о. Балашиха было принято решение об отказе в предоставлении Государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с несоответствием заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги.

Истцы просят суд признать незаконным решение Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ФИО1 и ФИО2 удостоверения многодетной семьи; признать за приемной семьей в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством <адрес> для многодетной семьи с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <адрес> выдать ФИО1 и ФИО2 удостоверение многодетной семьи; взыскать с Министерства социального развития <адрес> расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов на оплату юридических услуг в размере 30 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1, являющийся также представителем по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения иск возражала, пояснила, что определение многодетной семьи дано в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», в соответствии с которой многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Данной статьёй не предусмотрено включение в состав многодетной семьи приёмных детей, находящихся под опекой. Согласно пункта 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утверждённого Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , удостоверение многодетной семьи выдаётся лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социапьной поддержки семьи и детей в <адрес>» установлены лица, входящие в состав многодетной семьи и меры социальной поддержки для многодетных семей, социальные пособия семьям, имеющих детей, приёмные семьи к многодетным семьям, указанным Законом не приравнены. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приёмным родителям и мерах социальной поддержки приёмным родителям» установлены размер вознаграждения приёмным родителям, опекунам, попечителям и меры социальной поддержки приёмным семьям. Исходя из вышеизложенного, семья ФИО1 и ФИО2 не является многодетной семьёй и не имеет права на получение удостоверения многодетной семьи и мер социальной поддержки, предусмотренных Законом «О социальной поддержки семьи и детей в <адрес>».

Выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

Исходя из смысла положений действующего законодательства, судья, установив, что исковое заявление, поданное в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит рассмотрению в порядке общеискового производства, рассматривает заявление в надлежащем порядке, если не имеется иных препятствий для его рассмотрения в том же суде.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения -Р от ДД.ММ.ГГГГ. Отделом опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Долгопрудный над несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека на возмездной основе с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком совершеннолетия. Опекунами на возмездной основе назначены ФИО1 и ФИО2 (л.д. 16-17).

В связи с переездом приемной семьи на новое место жительства, в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Управления опеки и попечительства по городскому округу Балашиха подопечная ФИО3 поставлена на учет, установлено место её жительства по месту жительства опекунов ФИО1 и ФИО2 по адресу: <адрес> (л.д. 18-19).

ДД.ММ.ГГГГг. между Управлением опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Балашиха и истцами был заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (л.д. 20-27).

Супруги ФИО1 и ФИО2 помимо ФИО3 воспитывают еще двух родных несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было выдано удостоверение многодетного отца сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.28-29).

По истечении срока действия удостоверения многодетного отца, и в связи с продлением регистрации ФИО3 по месту пребывания по адресу: <адрес>, мкр. Гагарина, <адрес> ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха за продлением срока действия удостоверения многодетного отца.

На обращение ФИО1 получил устный отказ, со ссылкой на то, что в новой редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ., в понятие многодетная семья дети, находящиеся под опекой, не входят.

ДД.ММ.ГГГГ, истцы подали в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха заявление о выдаче удостоверения многодетной семьи. К указанному удостоверению были приложены документы, предусмотренные Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе распоряжение о передаче несовершеннолетней на воспитание в приемную семью -Р от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-31).

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> социальной защиты населения по г.о. Балашиха было принято решение об отказе в предоставлении Государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с несоответствием заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги (л.д. 32).

Суд не может согласиться с отказом ответчика по следующим основаниям.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ в редакции на момент спорных правоотношений "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

В ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 162/2008-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям" прямо предусмотрено, что приемной семье, имеющей трех и более детей, в том числе родных, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством <адрес> для многодетных семей.

Данные нормы закона обладают равной юридической силой, не противоречат друг другу и должны применяться во взаимосвязи.

В момент обращения истцов в территориальный орган Министерства социального развития МО и вынесения оспариваемого решения, действовал (в настоящее время также является действующим) порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , в соответствии с которым:

- удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет;

- удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>;

- многодетной семье выдается одно удостоверение на семью;

- за получением удостоверения Заявитель обращается в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <адрес> или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства;

- для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; паспорт супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) или иной документ, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельства о рождении детей; паспорт ребенка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в <адрес>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в <адрес> (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ); фотографию Заявителя размером 3 x 4 см; фотографию супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) размером 3 x 4 см.

Данный перечень документов является исчерпывающим.

Кроме того, в вышеуказанном Порядке для конкретных случаев предусмотрено предоставление дополнительных документов, перечень которых также является исчерпывающим.

В п.17 Порядка сформулированы основания для отказа в выдаче или продлении срока действия удостоверения:

- отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством <адрес>;

- отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в <адрес>;

- представление неполного комплекта документов, указанных в настоящем Порядке.

Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , также согласуется со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N .

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 162/2008-ОЗ являются действующим и применяются во взаимной связи, принимая во внимание предоставление истцами всех необходимых документов, предусмотренных Порядком, у структурного подразделения ответчика не имелось законных оснований для отказа в выдаче удостоверении многодетной семьи, в связи с несоответствием заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги.

Кроме того, статус многодетной семьи в соответствии с законодательством <адрес> был ранее признан органами соцзащиты, были выданы в установленном порядке соответствующие удостоверения.

Учитывая, что ранее у истца имелось удостоверение многодетного отца, срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ., а также все обстоятельства по делу, суд полагает обоснованным заявленное требование о признании за истцами права на получение мер социальной поддержки как многодетной семье с ДД.ММ.ГГГГ

Истцы просят взыскать с ответчика расходы на оплату юридической помощи в размере 10 000 руб., в обоснование чего представлена квитанция (л.д.34).

На основании ст. 100 ГПК РФ, с учетом существа заявленных требований, объема оказанных юридических услуг, подготовленных процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, на основании принципа разумности, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 руб. в пользу истицы ФИО2, которая оплатила соответствующие денежные средства.

Статья 103 ГПК РФ, определяющая порядок возмещения судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае удовлетворения требований истца, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, если последний не освобожден от уплаты судебных расходов, к которым отнесена и государственная пошлина (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социального развития <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N , Министерство социального развития <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения <адрес>, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных органов <адрес> и государственных учреждений <адрес>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <адрес>ю.

Министерство социального развития <адрес>, выступающее по настоящему делу в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным оснований для взыскания с ответчика в пользу истцов госпошлины в размере 300 руб. не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным решением Управления социальной защиты населения по г/о Балашиха Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче ФИО1, ФИО2 удостоверения многодетной семьи.

Признать за приемной семьей в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для многодетной семьи с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Министерство социального развития <адрес> в лице структурного подразделения - Управления социальной защиты населения по г/о Балашиха выдать ФИО1, ФИО2 удостоверение многодетной семьи.

Взыскать с Министерство социального развития <адрес> в пользу ФИО2 расходы на оплату юридических услуг в размере 3000 (трех тысяч) руб.

В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> в части взыскания госпошлины 300 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья:                 Е.А. Беседина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

______________

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-3583/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Семенова Юлия Вячеславовна
Муратов В.Г.
Семенова Ю.В.
Муратов Виталий Геннадьевич
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
16.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2018Передача материалов судье
19.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2018Подготовка дела (собеседование)
22.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2018Судебное заседание
13.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Подготовка дела (собеседование)
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее