№5-1395/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 ноября 2020 года г.Хабаровск,
ул.Серышева,60
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Центральный продовольственный рынок» (ИНН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), местонахождение по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Обществом с ограниченной ответственностью «Центральный продовольственный рынок», осуществляющим деятельность по адресу: <адрес> 23.10.2020 в 14 часов 50 минут допущены нарушения ст.ст.2, 11, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю «Об ограничительных мероприятиях в организациях и на объектах в целях недопущения распространения COVID-2019 в Хабаровском крае» №19 от 01.06.2020, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» №31 от 16.10.2020, п.2.11 МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-2019) в предприятиях торговли», выразившиеся в невыполнении в полном объеме комплекса мероприятий по профилактике распространения новой короновирусной инфекции COVID-2019, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, а именно: не обеспечении создания условий для соблюдения социальной дистанции между посетителями от 1,5 до 2 метров, что выявлено должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.
В судебном заседании защитник ООО «Центральный продовольственный рынок» ФИО1 вину юрлица в инкриминируемом правонарушении не признала по основаниям, приведенным в письменных возражениях, где указано, что в ходе осмотра зафиксировано принятие мероприятий по профилактике распространения коронавирусной инфекции; в материалах проверки отмечено наличие круглых наклеек на полу в здании «Крытый рынок» с информацией о соблюдении дистанции 1,5 м. и наличие разметки для дистанцирования в ТЦ «<данные изъяты>»; в возражениях и пояснениях к протоколу генеральный директор сообщила о проведении дополнительных мероприятий по нанесению разметки о социальном дистанцировании с приложением фотографий; ссылка на нормы ст.10 Федерального закона №52-ФЗ и п.4.4 СП 3.1.3597-20 определяет в качестве субъекта граждан; просит производство по делу прекратить.
Защитник Кощей И.В. поддержала вышеприведенную позицию, дополнив об отсутствии данных о времени составления протокола об административном правонарушении; также полагает несостоятельной ссылку в протоколе на Методические рекомендации.
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора ФИО2 поддержала основания привлечения юрлица в административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитников и должностное лицо, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников (ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч.ч.1,3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).
Согласно ч.ч.1,3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-п CоV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ 01.12.2004 №715.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 01.06.2020 №19 установлен комплекс мероприятий по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) руководителям организаций и предприятий независимо от формы собственности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» №31 от 16.10.2020, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки, обеспечить своевременное принятие противоэпидемических мер, направленных на стабилизацию обстановки, связанной с распространением случаев заболевания COVID-19.
По п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Согласно п.2.11 МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-2019) в предприятиях торговли», в торговом зале и перед кассами нанести разметки, позволяющие соблюдать расстояния между посетителями не менее 1,5 м.
Фактические обстоятельства и вина ООО «Центральный продовольственный рынок» подтверждаются, в том числе сообщением на «Горячую линию» от 14.10.2020, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2020, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателя помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.10.2020, протоколом об административном правонарушении от 09.11.2020, фотоматериалом.
Указанные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о виновности ООО «Центральный продовольственный рынок» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Доводы защиты, касающиеся необоснованности ссылки в протоколе на Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.019-20, п.4.4 СП 3.1.3597-20, суд отклоняет по следующим основаниям.
Статьей 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, а также государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.
Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20, СП 3.1.3597-29 включены в Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование РФ, утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 июня 2020 г., следовательно, обязательны к выполнению юридическим лицом, и в части нанесения разметки, позволяющей соблюдать расстояния между посетителями не менее 1,5 м.
Отсутствие времени составления протокола об административном правонарушении при наличии даты его оформления и уведомления в материалах дела о времени его составления в 10-00 часов 09.11.2020, а также приведение в данном процессуальном документе ст.10 Федерального Закона №52-ФЗ, касающейся обязанностей граждан, не дает оснований для признания его недопустимым доказательством.
У юрлица имелась возможность для соблюдения вышеуказанных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но им не приняты все зависящие от него меры для их выполнения.
При назначении административного наказания юрлицу суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное положение Общества.
Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд признает устранение выявленных нарушений.
Отягчающих и исключающих административную ответственность, обстоятельств не установлено.
Основания для признания малозначительным правонарушения, объектом которого являются санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье граждан, отсутствуют.
Учитывая конкретные обстоятельства совершенного деяния, принятие мер до и после его совершения в целях недопущения подобных нарушений, в том числе устранение деяния посредством нанесения необходимой разметки, суд считает назначить юридическому лицу наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Центральный продовольственный рынок» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которой назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате на следующие реквизиты: счет получателя 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банк России, КПП/ИНН 272401001/2724084440, УФК по Хабаровскому краю (Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю), ОКТМО 08701000, Код платежа 141 1 16 0106101 0003 140, УИН 14104270005400120630.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Хабаровский краевой суд, через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Ткаченко Е.С.