УИД 79RS0002-01-2021-008930-20
Дело № 12-826/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
14 декабря 2021 года г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Бирюкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области Головатого А.С. – Зубаневой В.В. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Астаховой М.В. от 12.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - мэра города МО «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Астаховой М.В. от 12.10.2021 должностное лицо - мэр города МО «Город Биробиджан» ЕАО Головатый А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись, защитник мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. – Зубанева В.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить указанное постановление как незаконное и необоснованное. Жалобу мотивировала тем, что мэр города не был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении. Протокол с сопроводительным письмом поступили на электронную почту мэрии города 11.10.2021 в 16:12 часов. С 12.10.2021 по 17.10.2021 включительно мэр города находился в командировке в г. Москве. В связи с тем, что он не был извещен надлежащим образом о рассмотрения протокола, у него не было возможности подать ходатайство о переносе слушания либо направить защитника. О вынесении оспариваемого постановления мэр города узнал 18.10.2021. В период с 20.10.2021 по 21.10.2021 включительно по семейным обстоятельствам мэр города ушел в отпуск с выездом из г. Биробиджана, доверенность не была оформлена надлежащим образом. На основании изложенного, просила восстановить срок на подачу данной жалобы.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, мэр города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатый А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. – Зубанева В.В. в судебном заседании требования уточнила, просила оспариваемое постановление отменить, дело направить в административный орган на новое рассмотрение. Ходатайство о восстановлении срока обжалования поддержала, как и доводы, изложенные в жалобе. Дополнительно пояснила, что протокол с сопроводительным письмом поступили на электронную почту мэрии города 11.10.2021 в 16:12 часов, данные документы зарегистрированы 12.10.2021, но не были переданы мэру города, поскольку он находился в командировке. Оспариваемое постановление мэр города получил 18.10.2021 после возвращения из командировки.
Выслушав пояснения защитника, показания свидетеля, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия постановления начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Астаховой М.В. от 12.10.2021 направлено через постовое отделение простым письмом должностному лицу Головатому А.С. по месту исполнения его должностных обязанностей – мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО: <адрес>.
Согласно карточке входящего документа копия данного постановления получена и зарегистрирована мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО 15.10.2021.
Исходя из представленных распоряжений от 11.10.2021 № 750-к и от 22.10.2021 № 785-к мэр города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатый А.С. находился в служебной командировке в г. Москве в период с 12.10.2021 по 17.10.2021.
В жалобе и защитником Зубаневой В.В. в судебном заседании указано, что оспариваемое постановление мэр города получил 18.10.2021 после возвращения из командировки.
С жалобой защитник мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. – Зубанева В.В. обратилась в суд 28.10.2021.
Учитывая, что иных доказательств более раннего получения копии оспариваемого постановления Головатым А.С. материалы дела не содержат, прихожу к выводу, что указанная жалоба поступила в установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок с момента получения должностным лицом копии постановления 18.10.2021, в связи с чем заявленное ходатайство о восстановлении срока удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяется дело в полном объеме (ст. 30.6. КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии ФС № от 07.05.2019, выданного Биробиджанским районным судом ЕАО, об обязании мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных: в 5 м от дома № 51 по ул. Космонавтов, протяженностью 70 м. до асфальтированной дороги, пролегающей от ул. Косникова к Биробиджанскому шоссе (Р455), по обеим сторонам тропинки; в 5 м от дома № 27 по ул. Амурская, протяженностью 250 м, до асфальтированной дороги, ведущей от ул. Косникова к Биробиджанскому шоссе (Р455), по обеим сторонам проселочной дороги; за домом № 13 по ул. Кирпичная; слева от дома № 25 по ул. Черноморская; на пересечении ул. Индустриальная и ул. Кольцевая, слева от дороги по направлению на ул. Кольцевая, по обеим сторонам проселочной дороги, на протяжении 200 м; по ул. Набережная, в 100 м от дома № 32, по дороге, идущей между гаражными кооперативами, по направлению к реке Бира; с правой стороны дороги, ведущей с перекрестка на ул. Советскую к инфекционной больнице, за автомойкой «РАДУГА», слева от ГСК 99 и ГСК 96 на ул. Широкая в срок до 30.04.2019, судебным приставом-исполнителем 13.05.2019 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.
23.05.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление о взыскании с мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и требование об исполнении требований исполнительного документа в течение 10 дней с момента получения данного требования. Указанные постановление и требование получены мэрией города 24.05.2019.
Ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО 11.10.2021 составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица мэр города МО «Город Биробиджан» ЕАО Головатый А.С. (распоряжение от 10.04.2019 № 82-к «Об исполнении обязанностей мэра города-главы мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО»), действия которого квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Астаховой М.В. вынесено постановление от 12.10.2021, которым должностное лицо - мэр города МО «Город Биробиджан» ЕАО Головатый А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Проверяя законность оспариваемого постановления, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Положения ч.ч. 1 и 2 ст. 25.15 КоАП РФ предусматривают, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку названный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством CMC-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки CMC-извещения адресату) (абз. 1 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При этом, основным условием рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление ему возможности реализовать свои права. Следовательно, извещения о дне и месте рассмотрения дела должны направляться с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала их проведения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также выясняются причины их неявки, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Выяснение вопроса о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, должно предшествовать принятию решения о рассмотрении дела в его отсутствие, с тем, чтобы было обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ведущий судебный приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Куповых А.С. показала, что у нее на исполнении находится исполнительное производство в отношении мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, требования исполнительного производства длительное время не исполняются, в связи с чем юридическое лицо привлекалось к административной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ. В связи отсутствием документов, подтверждающих невозможность исполнения требований исполнительного документа было принято решение о привлечении к административной ответственности мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с чем по электронной почте по месту исполнения должностных обязанностей 07.10.2021 направлено извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое было получено. 11.10.2021 на составление протокола должностное лицо не явилось, данный протокол с указанием даты, времени и места его рассмотрения направлен также с мэрию города по электронной почте, которое получено и прочтено 11.10.2021 в 16:10 часов. Поскольку ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствии вышеуказанного должностного лица. Копия оспариваемого решения направлена мэру города по почте простым письмом по месту исполнения его обязанностей. Сведений о вручении ему постановления отсутствуют.
Показания указанного свидетеля согласуются с письменными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, 11.10.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица мэр города МО «Город Биробиджан» ЕАО Головатый А.С. по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в котором указано, что рассмотрение протокола назначено на 12.10.2021 на 17:10 часов по адресу: <адрес>.
Сопроводительным письмом, в котором также содержалась информация о дате, времени и времени рассмотрения протокола, данный протокол направлен должностному лицу Головатому А.С. по месту исполнения его должностных обязанностей – мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО: <адрес> в электронной форме.
Согласно скриншоту отправлено 11.10.2021 и прочитано 11.10.2021 в 16:10 часов.
12.10.2021 начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Астаховой М.В. рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица мэра города МО «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. в отсутствии последнего, сделав вывод о его надлежащем извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Между тем в карточке входящего документа имеется отметка о поступлении в мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО корреспонденции 11.10.2021, ее регистрации 12.10.2021.
Как выше указано в период с 12.10.2021 по 17.10.2021 мэр города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатый А.С. находился в служебной командировке в г. Москве.
Защитник мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. – Зубанева В.В. в судебном заседании пояснила, что протокол с сопроводительным письмом поступили на электронную почту мэрии города 11.10.2021 в 16:12 часов, данные документы зарегистрированы 12.10.2021, но не были переданы мэру города, поскольку он находился в командировке.
В жалобе указано, что о рассмотрении дела должностное лицо не было уведомлено.
Таким образом, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Астаховой М.В. не соблюден, дело рассмотрено без участия мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С., в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени его рассмотрения заблаговременно и надлежащим образом.
Допущенное нарушение требований ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ является существенным и повлекло нарушение прав Головатого А.С., как лица, привлекаемого к административной ответственности на судебную защиту, что влечет отмену оспариваемого постановления.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Однако направить дело на новое рассмотрение в данном случае не представляется возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 названного Кодекса, составляет один год.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Следовательно, срок давности привлечения мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. к административной ответственности начал исчисляться по прошествии установленного срока в требовании от 23.05.2019 и на момент составления протокола об административном правонарушении истек.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья отменяет постановление и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что срок давности привлечения вышеуказанного должностного лица к административной ответственности истек, производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Астаховой М.В. от 12.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - мэра города МО «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - мэра города МО «Город Биробиджан» ЕАО Головатого А.С. прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Жалобу защитника мэра города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области Головатого А.С. – Зубаневой В.В. считать удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Бирюкова