Дело № 2а-7227/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 июня 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Назаркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стеблев А.В. к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Стеблев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности, мотивируя требования тем, что Стеблев А.В. обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного ориентировочно: <адрес> в непосредственной близости от земельного участка № для ИЖС согласно пп.6 ст.39.5, ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, ст. 15.1, ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» из земель населенных пунктов, для ИЖС, площадью 1500 кв.м, для последующего формирования и осуществления кадастрового учета с целью последующего предоставления многодетной семье в собственность бесплатно. На данное заявление от администрации Емельяновского района получен отказ от 28.12.2017 г. (исх. № 4167), в котором указано на нарушение градостроительных норм и правил формирования указанного земельного участка со ссылкой на не опубликованные нормативно-правовые акты, а именно - карты градостроительного зонирования, которые не были указаны в Правилах землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, утвержденные Решением Элитовского сельского совета депутатов от 18.08.2009 г. № 39-1 Р.
Просит суд признать решение администрации Емельяновского района Красноярского края от 28.12.2017 г. № 4167 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте не законным; обязать уполномоченный орган принять решение об утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков точки1: Х635777,75 Y86694,31; точки2: Х635803,17 Y86682,74; точки3: Х635819,63 Y86736,12; точки4: X635793,l Y86744,31, подготовить в форме документа на бумажном носителе и в форме электронного документа заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, согласно п. 15 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. №762 (ред. от 13.10.2016 г.) «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Административный истец Стеблев А.В. и его представитель, представитель административного ответчика администрации Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В судебном заседании установлено, что 28.12.2017 г. администрация Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» (МКУ «УправЗем») в ответ на обращение Стеблев А.В. сообщило (исх. № 4167), что 24.11.2017 г. № 9675 было направлено письмо, в котором дано подробное разъяснение об отказе в утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков: точки 1: Х635777,75 Y86694,31; точки2: Х635803,17 Y86682,74; точки3: Х635819,63 Y86736,12; точки4: Х635793,10 Y86744,31. В заявлении о предоставлении земельного участка (вх.2293 от 13.03.2017 г.) указана цель использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, согласно карте градостроительного зонирования, часть испрашиваемой территории выходит за границы жилой застройки, где не предусмотрено ведение индивидуальной жилой застройки. В связи с чем, предложено рассмотреть иные варианты свободных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет.
Испрашиваемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером № в кадастровом квартале № по состоянию на 02.04.2018 г. был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, при этом закрепление за этим земельным участком отсутствует.
В силу ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 04.07.2017 г. по административному делу № 2а-1978/2017 административное исковое заявление Стеблев А.В. к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района», Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа МКУ «УправЗем» № 1951 от 06.04.2017 г. и обязании принять решения об утверждении схемы КПТ на бумажном носителе и в форме электронного документа удовлетворены частично. Суд решил:
«Признать незаконным ответ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района» № 1951 от 06 апреля 2017 года о невозможности формирования земельного участка.
Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района» направить Стеблев А.В. извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка.
В удовлетворении требования Стеблев А.В. об обязании уполномоченного органа принять решение об утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков точки 1: X635777,75 Y86694,31; точки 2: X635803,17 Y86682,74; точки 3:X635819,63 Y86736,12; точки 4: X635793,1 Y86744,31, подготовить в форме документа на бумажном носителе и "в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, согласно п. 15 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. № 762, отказать.
Отменить меры предварительной защиты, принятые на основании определения от 19 апреля 2017 года:
- в виде запрета Администрации Емельяновского района, МКУ «Управзем» издавать распорядительные акты в виде Постановлений, Решений, Распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельного участка путем принятия решения об утверждении схем КПТ, расположенного ориентировочно: <адрес>, южнее земельного участка с кадастровым номером № в обозначенном спорном каталоге координат узловых и поворотных точек, а также путем принятия решений о предоставлении в собственность либо на ином вещном праве, заключении договоров аренды путем подачи (публикаций) объявлений, сообщений в газете, являющейся официальным источником публикации, на официальном сайте Администрации Емельяновского района о намерении проведения аукциона (торгов), предоставления бесплатно либо в первоочередном праве до исполнения решения Емельяновского районного суда, так как подача администрацией публикации введет в заблуждение остальных участников гражданского оборота и приведет в дальнейшем к спорам с тем, кто будет являться участником аукциона.
- в виде запрета Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Красноярскому краю осуществлять государственную регистрацию прав, перехода прав и обязанностей, договоров либо иных вещных прав на земельный участок, образованный в координатах межевых знаков точки 1: Х635777,75 Y86694.31; точки 2: Х635803Д7 Y86682,74; точки 3: Х635819,63 Y86736,12; точки 4: Х635793Д Y86744,31, либо иных пересекающих указанные координаты границах в кадастровом квартале 24:11:0140302,
- в виде запрета Кадастровой палате Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществление кадастрового учета земельного участка в координатах межевых знаков точки 1: Х635777,75 Y86694,31; точки 2: Х635803,17 Y86682,74; точки 3: Х635819,63 Y86736,12; точки 4: Х635793,1 Y86744,31, либо иных пересекающих границах в кадастровом квартале 24:11:0140302 с учетом положений п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 13.09.2017 г. решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 04.07.2017 г. изменено, из резолютивной части решения исключены абзацы 3, 4, 5, 6, 7, 8, следующего содержания:
«Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" направить Стеблев А.В. извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка.
В удовлетворении требования Стеблев А.В. об обязании уполномоченного органа принять решение об утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков точки 1: X635777,75 Y86694,31; точки 2: X635803,17 Y86682,74; точки 3:X635819,63 Y86736,12; точки 4: X635793,1 Y86744,31, подготовить в форме документа на бумажном носителе и "в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, согласно п. 15 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, отказать.
Отменить меры предварительной защиты, принятые на основании определения от 19 апреля 2017 года:
- в виде запрета Администрации Емельяновского района, МКУ «Управзем» издавать распорядительные акты в виде Постановлений, Решений, Распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельного участка путем принятия решения об утверждении схем КПТ, расположенного ориентировочно: <адрес>, южнее земельного участка с кадастровым номером № в обозначенном спорном каталоге координат узловых и поворотных точек, а также путем принятия решений о предоставлении в собственность либо на ином вещном праве, заключении договоров аренды путем подачи (публикаций) объявлений, сообщений в газете, являющейся официальным источником публикации, на официальном сайте Администрации Емельяновского района о намерении проведения аукциона (торгов), предоставления бесплатно либо в первоочередном праве до исполнения решения Емельяновского районного суда, так как подача администрацией публикации введет в заблуждение остальных участников гражданского оборота и приведет в дальнейшем к спорам с тем, кто будет являться участником аукциона.
- в виде запрета Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Красноярскому краю осуществлять государственную регистрацию прав, перехода прав и обязанностей, договоров либо иных вещных прав на земельный участок, образованный в координатах межевых знаков точки 1: Х635777,75 Y86694.31; точки 2: Х635803Д7 Y86682,74; точки 3: Х635819,63 Y86736,12; точки 4: Х635793Д Y86744,31, либо иных пересекающих указанные координаты границах в кадастровом квартале 24:11:0140302,
- в виде запрета Кадастровой палате Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществление кадастрового учета земельного участка в координатах межевых знаков точки 1: Х635777,75 Y86694,31; точки 2: Х635803,17 Y86682,74; точки 3: Х635819,63 Y86736,12; точки 4: Х635793,1 Y86744,31, либо иных пересекающих границах в кадастровом квартале 24:11:0140302 с учетом положений п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ».
Дополнена резолютивная часть решения абзацем 3 следующего содержания:
«Обязать администрацию Емельяновского района повторно рассмотреть заявление Стеблев А.В. о предоставлении земельного участка (вх.2293 от 13.03.2017 г.) в установленный законом срок, со дня вступления решения суда в законную силу, по дате подачи заявления». В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения».
Исходя из заключения кадастрового инженера Кобзева А.В. (квалификационный аттестат № 24-11-202) сформировать земельный участок под ИЖС, в координатах межевых знаков точки1: Х635777,75 Y86694,31; точки2: Х635803,17 Y86682,74; точки3: Х635819,63 Y86736,12; точки4: X635793,l Y86744,31, площадью 1500 кв.м. в д. Бугачево возможно в границах населенного пункта с видом разрешенного использования – ИЖС.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, помимо прочего, такого участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы предоставления земельных участков на территории Красноярского края многодетным гражданам регулируются Законом Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7- 2542 (ред. от 26.01.2017 г.) «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее - Закон края № 7- 2542).
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона края № 7- 2542 многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края.
Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ст. 29.1 Закона края № 7- 2542 многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 29.4 Закона края № 7- 2542 при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ.
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю решения об утверждении схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Основания для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка предусмотрены ст.29.6 Закона края № 7- 2542.
Ссылка администрация Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» на карту градостроительного зонирования, согласно которой часть испрашиваемой территории выходит за границы жилой застройки, где не предусмотрено ведение индивидуальной жилой застройки, суд не принимает во внимание, поскольку орган местного самоуправления не представил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок выходит за границу населенного пункта.
При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый Стеблев А.В. земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, - суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ в утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков: точки 1: Х635777,75 Y86694,31; точки 2: Х635803,17 Y86682,74; точки 3: Х635819,63 Y86736,12; точки 4: Х635793,10 Y86744,31 - не соответствует закону и нарушает права административного истца, а потому решение администрации Емельяновского района Красноярского края от 28.12.2017 г. № 4167 является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Стеблев А.В. к администрации Емельяновского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным решение администрация Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» от 28 декабря 2017 года № 4167.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края принять решение об утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков точки 1: Х635777,75 Y86694,31; точки 2: Х635803,17 Y86682,74; точки 3: Х635819,63 Y86736,12; точки 4: X635793,1 Y86744,31, подготовить в форме документа на бумажном носителе и в форме электронного документа заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, согласно п. 15 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 (ред. от 13 октября 2016 года) «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков