Решение по делу № 33-556/2024 от 17.01.2024

Председательствующий по делусудья Замиенова О.В. Дело № 33-556/2024(дело в суде 1 инстанции № 2-153/2023)УИД80RS0003-01-2023-000132-81

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

        председательствующего Радюк С.Ю.

        судей Погореловой Е.А. и Епифанцевой С.Ю.

        при секретаре Максимовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 16 апреля 2024 г. гражданское дело по иску Д.В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, Государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» о признании недействительным решения заместителя руководителя Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю №701 от 23 января 2023 года об отказе в назначении пенсии, о зачете периода ее работы в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

по апелляционной жалобе ОСФР по Забайкальскому краю

        на решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края             от 12 мая 2023 г., которым постановлено:

Исковое заявление Д.В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, Государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» о признании недействительным решения заместителя руководителя Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю №701 от 23 января 2023 года об отказе в назначении пенсии, о зачете периода ее работы в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – удовлетворить.

Признать недействительным Решение Заместителя руководителя Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю №701 от 23 января 2023 года об отказе в назначении пенсии, а именно в части отказа включения в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца в период с 02.09.2002 г. по 31.12.2004 г. в должности врача функциональной диагностики.

Обязать засчитать в специальный стаж работы в Дульдургинском районном территориальном медицинском объединении, в период работы с 02.09.2002 г. по 31.12.2004 г. в должности врача функциональной диагностики 1 год как 1 год и 3 месяца.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю в Дульдургинском районе Забайкальского края назначить Д.В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости, с момента обращения с учетом переходного периода (согласно Федерального Закона № 350 - ФЗ от 03.10.2018 г.), то есть с 25 октября 2022 года.

    Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

        у с т а н о в и л а:

Д.В.Н. 14 марта 2023 г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что решением Заместителя руководителя Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю №701 от 23 января 2023 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В её специальный стаж в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца не был засчитан период работы с 2 сентября 2002 г. по 31 декабря 2004 г. в Дульдургинском районном территориальном медицинском объединении в должности врача функциональной диагностики, вследствие чего отсутствует стаж работы, необходимый для назначения данной пенсии, считает отказ необоснованным. Считает, что работа в Дульдургинском районном территориальном медицинском объединении в период с 2 сентября 2002 г. по 31 декабря 2004 г. в должности врача функциональной диагностики должна быть включена в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца. В связи с чем, просила признать недействительным решение заместителя руководителя Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю № 701 от 23 января 2023 г. об отказе в назначении пенсии, обязать засчитать в специальный стаж период работы в Дульдургинском районном территориальном медицинском объединении, в период работы с 2 сентября 2002 г. по 31 декабря 2004 г. в должности врача функциональной диагностики 1 год как 1 год и 3 месяца, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с учетом переходного периода.

    Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласился ОСФР по Забайкальскому краю, представитель Отделения Лобанова Н.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что согласно Уставу Дульдургинского РТМО, Дульдургинская ЦРБ не выделена как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения, вместе с тем в п. 6 Правил исчисления периодов работы № 781 от 29 октября 2002 г. указано, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью включаются периоды работы в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских учреждений. Выводы суда о включении спорного периода в специальный стаж истца не основаны на достаточных доказательствах и документально не подтверждены. Судом не исследовались документы, по которым возможно было с достоверностью определить, что Дульдургинское территориально-медицинское объединение имеет в своем составе Дульдургинскую ЦРБ. Судом не учтено, что штатные расписания ДРТМО содержат перечень структурных подразделений, в числе которых Дульдургинска ЦРБ отсутствует. Также судом неверно подсчитан специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии. С учетом включенного периода продолжительность специального стажа истца составит 25 лет, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии с 25 октября 2022 г., поскольку работа истицы протекала в сельской местности и поселке городского типа. Право на досрочное назначение пенсии у Д.В.Н. возникает при условии работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Кроме того, в мотивировочной части решения необоснованно указано, что необходимо возложить обязанность на ОСФР назначить трудовую пенсию истице с 30 июня 2020 г., в данном случае дата возникновения права на пенсию установлена не правильно.

В возражениях на апелляционную жалобу Д.В.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

       Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

        Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Д.В.Н. 25 октября 2022 г. обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Забайкальского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В системе персонифицированного учета Д.В.Н. была зарегистрирована 7 июня 2020 г.

Решением заместителя руководителя Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю от 23 января 2023 года № 701 Д.В.Н. отказано в установлении указанного вида пенсии в связи с недостаточностью специального стажа.

В продолжительность специального стажа не были включены в числе прочих периоды работы истицы в должности врача функциональной диагностики Дульдургинского районного территориального медицинского объединения (далее ДРТМО) с 2 сентября 2002 г. по 31 декабря 2004 г., так как Списком № 781 от 29 октября 2002 г. наименование учреждения «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено. В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы от 29.10.2002 г. № 781, Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 в специальный стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. В период с 28 августа 2002 г. по 31 декабря 2004 г. в составе ДРТМО Дурдульгинская центральная районная больница, как структурное подразделение, выделено не было.

Бесспорный специальный стаж Д.В.Н. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на момент обращения в пенсионный орган составлял 22 года 2 месяца 21 день, при требуемом - 30 лет. Страховой стаж составлял 25 лет 11 месяцев 14 дней.

Полагая свое право на пенсионное обеспечение нарушенным, истица обратилась в суд с требованием о включении в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца периода ее работы с 2 сентября 2002 г. по 31 декабря 2004 г., и возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения за ней с учетом переходного периода не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на досрочную страховую пенсию.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установив, что Дурдульгинское территориальное медицинское объединение относилось к учреждениям здравоохранения, Д.В.Н. в спорный период работы в должности врача функциональной диагностики осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, пришел к выводу о возложении на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы Д.В.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Также суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить Д.В.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 25 октября 2022 г., в связи с чем, признал решение Заместителя руководителя Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю №701 от 23 января 2023 года УПФР в об отказе в установлении Д.В.Н. досрочной страховой пенсии по старости незаконным.

        Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия не может в полной мере согласится с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Так, п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

       В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

        Подпунктом "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

        Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

        Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

         Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

          Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

          В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

          Из изложенного следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Д.В.Н. 02 сентября 2002 года принята на работу в Дульдургинское территориальное медицинское объединение на должность врача-функциониста по разряду ЕТС (трудовая книжка АТ-VIII ).

Как следует из приобщенных в суде апелляционной инстанции из наблюдательного дела ГУЗ "Дульдургинской ЦРБ" в качестве новых доказательств документов: решения Дульдургинского районного Совета Народных депутатов Агинского Бурятского автономного округа № 114 от 18 мая 1991 г. "О реорганизации сети учреждений здравоохранения и перехода на новые формы управления, планировании финансирования", следует, что в номенклатуру учреждений здравоохранения введено Дульдургинское территориально-медицинское объединение под руководством главного врача. Этим же решением было утверждено Положение о Дульдургинском территориально-медицинском объединении (т. 1 л.д. 140-159).

Согласно данному Положению Дульдургинское районное территориальное медицинское объединение являлось самостоятельным объединением лечебно-профилактических учреждений и было предназначено для эффективного использования ресурсов ЛПУ и на этой основе более полного удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи. Основными задачами объединения являлись организация и оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи прикрепленному населению; организация и проведение комплекса профилактических мероприятий и организаций, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.    В состав Дульдургинского районного территориального медицинского объединения    вошли лечебно-профилактические (поликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, больницы) учреждения: Дульдургинская центральная районная больница, Онон-Токчинская участковая больница, Ара-Ильинская участковая больница, врачебные амбулатории (Зуткулей, Бальзино, Чиндалей), все ФАП, ФП. Данное объединение было зарегистрировано как юридическое лицо, о чем выдано свидетельство о его государственной регистрации.

28 августа 2022 г. Комитетом по управлению государственным имуществом Агинского Бурятского автономного Округа был утвержден Устав Государственного учреждения здравоохранения Дурдульгинского районного территориального медицинского объединения. Согласно положений Устава объединение являлось некоммерческим учреждением, финансировалось полностью или частично за счет средств бюджета на основании сметы. Находилось в ведении Комитета здравоохранения Агинского Бурятского автономного округа (т. 1 л.д. 16- 20).

В состав учреждения входили Онон-Токчинская участковая больница, Ара-Илинскаая участковая больница, Зуткулейская врачебная амбулатория,    Бальзинская врачебная амбулатория, Чиндалейская врачебная амбулатория, Алханайская врачебная амбулатория, Чиндалейская врачебная амбулатория, Узонская врачебная амбулатория, Илинский ФАП, Красноярский ФП.

Согласно положениям Устава, ГУЗ Дульдургинское районное территориальное медицинское объединение выполняло функции обеспечения населения Дульдургинского района медицинской помощью, комплексом медицинских услуг в рамках бюджетно-страховой медицины; изучало состояние здоровья населения, разрабатывало и осуществляло мероприятия по охране населения, предупреждению, своевременному выявлению эффективному лечению заболеваний и восстановлению трудоспособности больных; оказывало медицинскую помощь населению на основе широкого внедрения новых методов диагностики и лечения, принимало меры по развитию сети упреждений, рациональному их размещению, осуществляло мероприятия по укреплению материально-технической базы ЛПУ; подготавливало по мере необходимости предложения по увеличению или сокращению установленного количества больничных коек; осуществляло контроль и руководство за работой учреждений здравоохранения нижестоящего подчинения; осуществляло работу по охране материнства и детства, по оздоровлению женщин и подростков; осуществляло совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций контроль за охраной здоровья детей и проведением оздоровительных мероприятий в общеобразовательных и специальных школах, дошкольных, внешкольных и других детских учреждениях и т.д.

Постановлением руководителя администрации Дульдургинского района Агинского Бурятского автономного округа № 1 от 12 января 2005 г. Дульдургинское районное территориальное медицинское объединение    было переименовано с 1 января 2005 г. в Дульдургинскую центральную районную больницу (т. 2 л.д. 73).

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 19.04.2011 года    № 189-р, приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 29.11.2011 года № 377 МУЗ «Дульдургинская центральная районная больница» переименована в государственное учреждение здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница», что подтверждается представленной в материалы дела справкой главного врача (т. 1 л.д. 11).

Из Устава Дульдургинского районного территориального медицинского объединения, утвержденного 28 августа 2022 г.,    действительно усматривается, что Дульдургинская центральная районная больница в отдельное структурное подразделение в составе объединения не выделялось. Это обстоятельство подтверждено также справкой за подписью главного врача Жамсаранова Ц.Д., имевшейся в наблюдательном деле и приобщенной судом апелляционной инстанции к материалам дела в качестве нового доказательства (т. 2 л.д. 74).

Вместе с тем, из имеющихся в материалах гражданского дела штатных расписаний Дульдургинского территориального медицинского объединения за 2002-2004 годы усматривается, что в штате Дульдургинского РТМО имелись такие структурные подразделения, как поликлиника и стационар, а также имелась должность врача функциональной диагностики.

Из приобщенных судебной коллегией в качестве новых доказательств: копии Карточки формы Т-2, а также копий    сводно-расчетных ведомостей Дульдургинского РТМО за 2002, 2003, 2004 годы, которые были исследованы судебной коллегией в оригинале, усматривается, что Д.В.Н. осуществляла лечебную деятельность в качестве врача функциональной диагностики в структурном подразделении - поликлинике (т. 1 л.д. 184 - 184 а).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что    Д.В.Н. в спорный период работала в должности врача функциональной диагностики Дульдургинского РТМО, то есть осуществляла в сельской местности лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, каковым являлся и на сегодняшний день является государственное учреждение здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница». Переименование лечебного учреждения не влекло за собой изменение его функций по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Доводы жалобы о том, что спорные периоды работы Д.В.Н. не представляется возможным включить в льготный стаж для назначения льготной пенсии, поскольку из представленных документов не усматривается лечебно-профилактическое структурное подразделение территориального медицинского объединения, противоречат установленным судом первой инстанции обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), согласно пункту 3 которых в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

        При этом согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

        В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

        Из исследованных в материалах дела сводно-расчетных ведомостей Дульдургинского РТМО за 2002, 2003, 2004 годы, усматривается в период       с 2 сентября 2002 г. по 31 декабря 2004 г., за исключением 8 и 9 января 2003г., 3 и 9 марта 2004 г. Долина В.Н. была занята постоянно в течение полного рабочего дня на работе в должности врача функциональной диагностики, за что ей была начислена заработная плата. Причем из начислений прослеживается, что истице производились доплаты за экстренные вызовы, дежурство в стационаре и на дому.     В январе 2003 г. и марте 2004 г. истицей норма рабочего времени не выработана.

        Как следует их представленных в материалы дела по запросу судебной коллегии и приобщенных к материалам дела в качестве новых доказательств копий приказов Дульдургинского РТМО, истице на основании приказа главного врача № 73 от 4 января 2003 г. был представлен отпуск без содержания 8 и 9 января 2003 г. по семейным обстоятельствам (т. 1 л.д. 212 -213), также на основании приказа главного врача № 8 от 1 марта 2004 г. представлен отпуск без содержания 3 и 9 марта 2004 г. по семейным обстоятельствам (т. 1 л.д. 215 -216).

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение отпусков без сохранения заработной платы в специальный стаж,    то в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат включению в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца периоды работы Долиной В.Н. с 2 сентября 2002 г. по 7 января 2003 г., с 10 января 2003 г. по 2 марта 2004 г., с 4 марта 2004 г. по 8 марта 2004 г., с 10 марта 2004 г. по 31 декабря 2004 г.

Учитывая изложенное, решение суда в части включения периодов работы истицы в специальный стаж подлежит изменению.

Кроме того, доводы жалобы об отсутствии у пенсионного органа оснований для назначения истице страховой пенсии по старости с 25 октября 2022 г. заслуживают внимания судебной коллегии.

Как указывалось выше в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Поскольку истица осуществляла лечебную деятельность, как в сельской местности, так и в городе, страховая пенсия по старости ей может быть назначена только при наличии 30 лет стажа.

        Пенсионным органом бесспорно было зачтено в специальный стаж истицы 22 года 2 месяца 14 дней. С учетом периодов работы, зачтенных судом в льготном исчислении (3 года 0 месяцев 9 дней), специальный стаж истицы на момент подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составлял 25 лет 2 месяца 23 дня, что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости по п. 20 ч 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

         Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности назначить Д.В.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 октября 2022 года.

         При таком положении решение суда в указанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а исковые требования в указанной части подлежат оставлению без удовлетворения.

    Также судебная коллегия находит ошибочным вывод суда об удовлетворении исковых требований Д.В.Н. о признании недействительным решения заместителя руководителя Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю № 701 от 23 января 2023 года об отказе в назначении пенсии, о зачете периода работы в специальный стаж, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, заявленных к работодателю истицы - Государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница». Поскольку определение продолжительности стажа для назначения страховой пенсии по старости, назначение страховой пенсии по старости к полномочиям работодателя истицы не относится, Государственное учреждение здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» является ненадлежащим ответчиком по заявленным истицей требованиям.

    Соответственно решение суда об удовлетворении иска Д.В.Н. к Государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске к данному ответчику.

        На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

    Решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2023 г. частично изменить.

    Исковые требования Д.В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании недействительным решения заместителя начальника ОСФР по Забайкальскому краю № 701 от 23 января 2023 года об отказе в зачете периода работы в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Решение заместителя руководителя Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю № 701 от 23 января 2023 года в части отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год             3 месяца периодов работы Д.В.Н. с 2 сентября 2002 г. по 7 января 2003 г., с 10 января 2003 г. по 2 марта 2004 г., с 4 марта 2004 г. по 8 марта 2004 г., с 10 марта 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в Дульдургинском районном территориальном медицинском объединении в должности врача функциональной диагностики признать незаконным.

Возложить на ОСФР по Забайкальскому краю обязанность включить в стаж Д.В.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца периоды работы с 2 сентября 2002 г. по 7 января 2003 г., с 10 января 2003 г. по 2 марта 2004 г., с 4 марта 2004 г. по 8 марта 2004 г., с 10 марта 2004 г. по 31 декабря 2004 г.

Решение этого же суда в части удовлетворения исковых требований Д.В.Н. к Государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» о признании недействительным решения заместителя руководителя Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю № 701 от 23 января 2023 года об отказе в назначении пенсии, о зачете периода работы в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении досрочно страховой пенсии по старости отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Д.В.Н. к Государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» отказать.

        Это же решение в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю обязанности назначить Д.В.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона       «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года с 25 октября 2022 года отменить.

          Принять по делу новое решение, которым исковые требования Д.В.Н. в указанной части оставить без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Дульдургинский районный суд Забайкальского края.

    Председательствующий

    Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 мая 2024 г.

33-556/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Долина Виктория Николаевна
Ответчики
ГУЗ Дульдургинская центральная районная больница
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю в Дульдургинском районе Забайкальского края
Суд
Забайкальский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
17.01.2024Передача дела судье
06.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Передано в экспедицию
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее