Решение по делу № 33а-2916/2022 от 17.08.2022

Дело № 2а-162/2022                                                                       Председательствующий судья - Михалева О.М.

32RS0033-01-2021-002977-48

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2916/2022

20 сентября 2022 года                                                               г. Брянск

    Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей при секретаре Алейниковой С.А., Морозовой Е.В.Шалатоновой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кучминой Анастасии Анатольевны на решение Фокинского районного суда города Брянска от                      28 февраля 2022 года по административному исковому заявлению Кучминой Анастасии Анатольевны к судебному приставу - исполнителю отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по городу Брянску Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Сизовой Оксане Сергеевне, судебному приставу-исполнителю Советского районного отделения судебных приставов города Брянска Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Еременковой Елене Ивановне, отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по городу Брянску Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Советскому районному отделению судебных приставов города Брянска Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

Заслушав доклад судьи Морозовой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кучмина А.А. обратилась в суд с административными исками об уменьшении исполнительского сбора, наложенного судебным                  приставом - исполнителем ОСП по ВАШ УФССП России по Брянской области в рамках исполнительных производств до 100 руб., и наложенного судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области в рамках исполнительного производства на 75% от установленного размера. В обоснование иска административным истцом указано на сложное материальное положение, ограничительные меры, введенные в связи с пандемией коронавируса.

Определениями Фокинского районного суда г. Брянска от 30 ноября 2021 года и 28 декабря 2021 года административные дела, возбужденные по указанным административным искам, объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

К участию в деле привлечены административными ответчиками - судебный пристав-исполнитель ОСП по взысканию административных штрафов г. Брянска УФССП России по Брянской области - Сизова О.С., УФССП России по Брянской области; Советский РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, судебный пристав-исполнитель Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Еременкова Е.И., заинтересованными лицами - ЦАФАП ГИБДД УМВД по Брянской области, ЦАФАП ГИБДД по Калужской области, УМВД России по Брянской области, УМВД России по Калужской области, УГИБДД УМВД России по Брянской области, УГИБДД ГУ МВД России по г.Москве, ИФНС России по г. Брянску, Московская административная дорожная инспекция.

Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 28 февраля 2022 года административные иски Кучминой А.А. оставлены без удовлетворения.

    В апелляционной жалобе административный истец Кучмина А.А. просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на рассмотрение её административного иска, предъявленного к Советскому РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, с нарушением правил подсудности.

    Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены судом о месте и времени рассмотрения дела, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представили, об отложении слушания по делу – не ходатайствовали.

С учетом требований статьи 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

          Порядок и условия принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от                      2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ              № 229-ФЗ).

В силу статьи 2 ФЗ №229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п.2 ст.4 ФЗ №229-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 105 ФЗ №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

           Исходя из положений частей 1-3 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

          Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 23.12.2019 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. 10.06.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по                г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 17.07.2020 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

          11.02.2020 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. 14.05.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 17.07.2020 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

       19.03.2020 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. 14.05.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 17.07.2020 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

         28.03.2020 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя УГИБДД ГУ МВД России по г.Москве возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. 14.05.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 17.07.2020 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

          01.10.2020 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя Московская административная дорожная инспекция возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. 26.10.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 05.08.2021 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

          01.12.2020 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. 18.01.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 16.07.2021 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

          07.12.2020 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. 26.01.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 06.08.2021 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

         19.02.2021 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. 01.04.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 05.08.2021 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

          19.02.2021 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. 01.04.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по            г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 30.07.2021 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

          19.02.2021 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. 01.04.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАШ по г. Брянску УФССП России по Брянской области Сизовой О.С. принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 30.07.2021 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

         14.07.2021 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ИФНС по г.Брянску Советским РОСП по г.Брянску УФССП России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения задолженность по налогу, пени, штрафу в сумме 68 994,47 руб. 05.08.2021 принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 4 829,61 руб. ввиду неисполнения должником в установленный законом срок требований исполнительного документа. ( ИП окончено 31.01.2022 на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ №229-ФЗ).

         10.11.2021 в отношении должника Кучминой А.А. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП предмет исполнения административное наказание в виде административного в размере 5000 руб. По указанному ИП постановлений о взыскании исполнительского сбора не принималось, ИП не окончено.

По смыслу части 1 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

В силу части 6 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

          Положения части 7 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.

Из приведенных норм права следует, что для удовлетворения заявления об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождении от него необходимо устанавливать степень вины должника, имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

             Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил обстоятельств для уменьшения исполнительского сбора, равно как и необходимости освобождения от такого сбора, исходя из отсутствия доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, отсутствия доказательств трудного материального положения.

           При этом, суд установил, что в рамках исполнительного производства –ИП не принималось постановлений о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем, отсутствует предмет административного иска.

     Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.

         Постановления о взыскании исполнительского сбора приняты после истечения установленного срока и при отсутствии доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительных документов в срок.

Причины, которые препятствовали должнику своевременно исполнить требования исполнительных документов по 11 вышеприведенным исполнительным производствам, административным истцом не приведены ни в административном иске, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Согласно материалам административного дела не установлены и не предоставлены доказательства неисполнения требований исполнительных документов в силу обстоятельств непреодолимой силы.

         Сам факт введения ограничения из-за пандемии не освобождает должника об обязанности выплачивать деньги в пользу взыскателя.

        Каких- либо обстоятельств, препятствовавших исполнению требований исполнительных документов в установленный срок, связанных с ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, административным истцом не приведено.

Материальное положение должника, само по себе, не может свидетельствовать об уважительных причинах неисполнения установленных судебным приставом-исполнителем сроках выполнения требований исполнительных документов.

В обоснование доводов о сложном материальном положении, отсутствии денежной суммы, достаточной для удовлетворения требований должников по всем возбужденным исполнительным производствам, доказательств тому административный истец не представил.

Судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.

Рассмотрение настоящего дела Фокинским районным судом г. Брянска само по себе не привело к принятию неправильного судебного акта и нарушение правил подсудности, даже в случае его допущения судом, не является основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, определяющих правила территориальной подсудности, не свидетельствует о рассмотрении административного дела судом в незаконном составе и не является безусловным основанием для отмены судебного акта.

Как установлено, Кучминой А.А. все двенадцать административных исков были предъявлены в Фокинский районный суд г. Брянска, при этом, о необходимости изменения подсудности спора по какому либо административному иску Кучминой А.А. в ходе рассмотрения дела не заявлялось. Более того, указанные административные иски впоследствии были объединены в одно производство.

Выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом при рассмотрении дела не допущено.

По изложенным основаниям, судебная коллегия решение суда оставляет без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

                                                  ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фокинского районного суда города Брянска от 28 февраля 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Кучминой А.А. – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

    Председательствующий     Сидоренкова Е.В.
Судьи Алейникова С.А.
Морозова Е.В.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2022 г.

33а-2916/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кучмина Анастасия Анатольевна
Ответчики
СПИ ОСП по взысканию адм. штрафов по городу Брянску УФССП по Брянской области Сизова Оксана Сергеевна,СПи Советского р/о СП города Брянска УФССП по Брянской области Еременкова Елена Ивановна
УГИБДД УМВД России по Брянской области
УФССП России по Брянской области
Другие
УМВД России по Калужской области, УМВД России по Брянской области, УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, Советский РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, ЦАФАП ГИБДД УМВД по Брянской области, Инспекция ФНС по г. Брянску
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
17.08.2022Передача дела судье
20.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2022Передано в экспедицию
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее