Дело № 11-22/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2019 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Рочевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» на решение мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от <дата>, которым исковые требования ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» к Белческу И.Г. о взыскании излишне выплаченной денежной суммы оставлены без удовлетворения,
установил:
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» обратилось к мировому судье с иском к Белческу И.Г. о взыскании излишне выплаченной денежной суммы в размере 7365,33руб. за период с <дата> по <дата>. В обоснование заявленных требований указано, что Белческу И.Г. обращалась в ЦСЗН <адрес> <дата>, <дата> с заявлениями о признании семьи малоимущей для назначения государственной социальной помощи (пособия на детей). На основании первого заявления и представленных документов семья ответчика признана малоимущей на период с <дата> по <дата>; на тот же период назначено пособие на ребенка и бесплатное питание в школе. В последующем, при обращении ответчика <дата> в ЦСЗН <адрес> установлено, что в период признания семьи малоимущей в семье Белческу И.Г. произошли изменения в части имущества, принадлежащего на праве собственности: <дата> ответчик приобрела легковой автомобиль. Однако ответчик не сообщила об изменениях имущественного характера, в связи с чем статус семьи как малоимущей был прекращен. За период с <дата> по <дата> было назначено и выплачено Белческу И.Г. ежемесячное на детей в размере <...>.; детям ответчика предоставлено бесплатное питание в школе на сумму <...>.
В судебное заседание представитель истца и ответчик не явились по вызову.
Мировым судьей Корткеросского судебного участка по делу принято указанное выше судебное решение.
В апелляционной жалобе ЦСЗН просит отменить решение мирового судьи и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, полагая оспариваемое решение незаконным и необоснованным. Белческу И.Г. в установленный законодательством срок не предоставила в Центр документы об изменении ее имущественного положения в части возникновения права собственности на машину, в связи с чем полагает о неправомерности начислении и выплате ответчику пособий.
Представитель истца и ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (стст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Выслушав представителя истца, поддержавшую жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
П. 3 ст. 1109 ГК РФ определено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Закон №178-ФЗ).
Согласно стст. 1, 7, 8 Закона №178-ФЗ государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" (далее Закон РК №56-РЗ) предусмотрены следующие виды государственной социальной помощи, в т.ч. денежные выплаты, которые могут быть предоставлены малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан: пособие семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода; материальная помощь; пособие на ребенка и др. Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат определяется Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" утвержден Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее Порядок), а также определен перечень документов, необходимых для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими. К таковым относятся: заявление; документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними).
П. 16 Порядка закреплено, что при изменении состава семьи, имущества на праве собственности, истечения срока регистрации по месту пребывания гражданина и (или) членов его семьи в пределах муниципального образования, на территории которого находится центр или МФЦ, в период с месяца подачи документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка до окончания срока признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин обязан в течение одного месяца с момента наступления указанных обстоятельств представить в центр документы, предусмотренные пунктом 2 настоящих Порядка и условий.
Решение о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими (об отказе) принимается центром в соответствии с положениями настоящих Порядка и условий.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 57-РЗ "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей" (далее Закон РК № 57-РЗ) предусмотрена возможность назначения выплаты пособия на ребенка одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях, признанных в установленном порядке малоимущими.
В целях реализации Закона РК № 57-РЗ принято постановление Правительства РК от 31.12.2004 N 282 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей", п.2 приложения которого определен перечень документов, представление которых необходимо для назначения пособия.
Мировым судьей установлено, что семье Белческу И.Г. на основании поданного ею заявления от <дата> и представленных ею документов ЦСЗН Корткеросского района принято решение о присвоении статуса малоимущей на период с <дата> по <дата>, а также выплате ежемесячного пособия на двух детей и оплате школьного питания в данный период. В составе семьи Белческу И.Г. в заявлениях указывала себя, сожителя ФИО1, сыновей – ФИО2, обучающегося в школе, и ФИО3, организованного в детский сад. Среди имущества указан автомобиль, приобретенный в <дата> г.
В последующем, <дата>, Белческу И.Г. вновь подано заявление о присвоении её семье статуса малоимущей, с учетом сведений о наличии на праве собственности автомашины <...>, <дата> г.в., приобретенного в <дата>
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что после признании семьи Белческу И.Г. малоимущей и назначении ежемесячного пособия на детей в заявлении, по обращению от <дата>, не сообщила об изменении сведений об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и в течение одного месяца с момента приобретения указанной автомашины, т.е. в период наличия у семьи статуса малоимущей с <дата> по <дата>, присвоенного по заявлению от <дата>, в Центр документ, свидетельствующий о приобретении имущества, не представила.
В силу ст. 10 Закона №178-ФЗ в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
В соответствии с п.17 Порядка Центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае выявления в период признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими либо при исполнении им обязанности, предусмотренной п. 15 настоящего Порядка.
Таким образом, представление недостоверных данных служит основанием для прекращения оказания государственной социальной помощи с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. При этом оказание государственной социальной помощи прекращается на срок, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. По истечении этого срока гражданин может повторно обратиться в орган социальной защиты населения для предоставления ему государственной социальной помощи.
С учетом изложенного, представление получателем субсидии недостоверных данных влечет прекращение оказания социальной помощи, в то время как в случае представления получателем субсидии заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, производится возврат субсидии в бюджет.
В силу принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, и требований ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 56 и ч. 1 ст. 68 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истец обратился с требованиями о взыскании переплаты в связи с недобросовестностью ответчика, связанной с представлением недостоверных сведений. Таким образом, согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания вины ответчика в образовавшейся переплате лежит на истце.
Между тем, ни мировому судье, ни в суд апелляционной инстанции стороной истца не представлено доказательств неправомерности начисления Белческу И.Г. ежемесячного пособия на детей в спорный период, предоставления бесплатного питания в школе и других пособий и выплат, в связи с не предоставлением последней сведений о принадлежности ей в спорный период на праве собственности автомашины <дата> г.в., а равно о не предоставлении документов о том в течение месяца со дня возникновения права собственности на машину, что повлияло бы на принятие истцом решения о признании (отказе в признании) семьи ответчика малоимущей либо о назначении пособий в ином (меньшем) размере.
Доводы жалобы о том, что ответчик сообщал заведомо недостоверные сведения о принадлежности имущества являются несостоятельными.
Под сообщением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения. Вместе с тем, представленные доказательства не подтверждают наличие умысла Белческу И.Г. на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения ежемесячного пособия на детей в спорный период, предоставления бесплатного питания в школе и других пособий и выплат.
В связи с тем, что материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о неправомерной выплате ответчику государственных пособий и материальной помощи, оснований для взыскания испрашиваемой суммы суд не усматривает.
Из положений ст. 7 Конституции Российской Федерации следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, что семье Белческу И.Г. в следующем периоде с <дата> по <дата> выплачивались социальные пособия, в связи присвоением статуса семье «малоимущая», с учетом имущества, приобретенного в <дата> г.
Учитывая изложенное, взыскание с ответчика в доход бюджета суммы пособий и материальной помощи будет не только не основанным на законе, но и противоречащим приведенным нормам Конституции Российской Федерации, согласно ст. 2 которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Выводы мирового судьи подробно мотивированы в судебном решении, основаны на правильно примененных нормах материального права, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым судья в решении дал надлежащую оценку.
Доводы жалобы были предметом оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда в данной части.
При рассмотрении дела судом правильно распределено бремя доказывания с учетом требований закона, возникших между сторонами правоотношений, избранного заявителем способа защиты нарушенного, по его мнению, права, созданы условия для правильного рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд находит решение суда законным и обоснованным, и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
определил:
апелляционную жалобу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» оставить без удовлетворения, решение мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от <дата> по делу ХХХ без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Судья Федотова М.В.