№ 2а-861/2020
УИД 26RS0031-01-2020-002386-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зеленокумск 09 декабря 2020 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Казанаевой И.Н.
при секретаре судебных заседаний Еременко А.В.
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Советского района Ставропольского края Погадаева В.С.,
представителя административного ответчика - администрации Советского городского округа Ставропольского края по доверенности Сисенко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Советского района Ставропольского края <данные изъяты> к администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по переработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и об обязании исполнить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора Советского района Ставропольского края <данные изъяты>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратилась с иском к администрации Советского городского округа Ставропольского края, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика и обязать его переработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, план гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края в срок до 01.02.2020 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуре района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ), Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – ФЗ № 28-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ № 68-ФЗ), Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ № 35-ФЗ) администрацией Советского городского округа Ставропольского края. В соответствии с п. 2 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 (далее – Положение) мероприятия по гражданской обороне в РФ организуются и проводятся на всей территории страны на федеральной, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий. Приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70 утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок). В соответствии с п. 3 Порядка, планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований разрабатываются органами местного самоуправления. Согласно п. 59 Порядка план гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации. В соответствии с разделом 3 «Методических рекомендаций по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов», утвержденных министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 18.08.2003 корректировка плана осуществляется органами управления ГОЧС и соответствующими КЧС в порядке и сроки, установленные старшим начальником, но, как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5 лет. Установлено, что на территории Советского городского округа Ставропольского края действует План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Советского муниципального района Ставропольского края, утвержденный главой Советского муниципального района Ставропольского края в 2016 году, а также план гражданской обороны, утвержденный главой Советского муниципального района Ставропольского края в 2016 году. В соответствии с Законом Ставропольского края от 14.04.2017 № 37-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Советского муниципального района Ставропольского края и об организации местного самоуправления на территории Советского района Ставропольского края» Советский муниципальный район преобразован в Советский городской округ. Таким образом, в организационную структуру органа местного самоуправления внесены существенные изменения. Вместе с тем, в нарушение требований п. 28 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ, п. «о» ч. 2 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ, с 2016 года и по настоящее время переработка и корректировка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Советского городского округа Ставропольского края и плана гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края и плана гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края не проводились, несмотря на существенные изменения в структуре органа местного самоуправления.
В целях устранения нарушений законодательства о гражданской обороне 05.03.2020 в Администрацию Советского городского округа Ставропольского края внесено представление. Согласно ответу на представление администрации Советского городского округа Ставропольского края от 09.04.2020 органом местного самоуправления ведется работа по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Советского городского округа Ставропольского края и плана гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края.
Вместе с тем, до настоящего времени план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Советского городского округа Ставропольского края и план гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края не переработаны. Бездействие администрации Советского городского округа Ставропольского края, выразившееся в неисполнении требований законодательства, направленного на защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на предупреждение и минимизацию их последствий, организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, постоянно пребывающих на территории городского округа и не позволяет обеспечить надлежащий контроль, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, несоблюдение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера влечет снижение уровня антитеррористической защищенности на территории Советского городского округа и в случае совершения на его территории преступления террористической направленности может повлечь увеличение числа пострадавших лиц, степени вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба
В судебном заседании представитель административного истца- помощник прокурора Советского района Ставропольского края Погадаев В.С. административные исковые требования уточнил в части обязании администрации Советского городского округа Ставропольского края переработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Советского городского округа Ставропольского края и план гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края в срок до 01.02.2021 года, а не как указано в административном иске в срок до 01.02.2020 года.
Представитель административного ответчика - администрации Советского городского округа Ставропольского края, по доверенности, Сисенко А.В. в судебном заседании административные исковые требования признала частично, пояснив суду, что в настоящее время Администрацией заключен муниципальный контракт 07.10.2020 года, согласно которому исполнителю поручено разработать план гражданской обороны и защиты населения Советского городского округа Ставропольского края, срок исполнения 20.12.2020, вместе с тем, требования прокурора в полной мере невозможно исполнить в срок до 01.02.2021, такой срок необходим до 01.04.2021 года.
Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела и дав им юридическую оценку, суд пришел к следующему.
Пунктом «о» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N. 68-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ определено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.
В силу ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно пункту 2 абзаца 3 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 30.09.2019) "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Пунктом 3 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, органы местного самоуправления участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании Закона Ставропольского края от 14.04.2017 N 37-кз (ред. от 29.06.2017) "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Советского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Советского района Ставропольского края" (принят Думой Ставропольского края 30.03.2017) преобразовать муниципальные образования - городское поселение город Зеленокумск, сельские поселения Восточный сельсовет, село Горькая Балка, Нинский сельсовет, село Отказное, Правокумский сельсовет, Солдато-Александровский сельсовет, входящие в состав Советского муниципального района Ставропольского края, путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Советский городской округ Ставропольского края.
В соответствии п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Просит удовлетворить заявленные требования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заместитель прокурора Советского района Ставропольского края обращался к Главе администрации Советского городского округа Ставропольского края <данные изъяты> с представлением об устранении нарушений требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 05.03.2020 года.
Согласно ответу Главы администрации Советского городского округа Ставропольского края <данные изъяты> от 09.04.2020 года следует, что органом местного самоуправления ведется работа по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Советского городского округа Ставропольского края и плана гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края.
Как следует из объяснений ведущего специалиста администрации Советского городского округа <данные изъяты> от 14 октября 2020 года, в его должностные обязанности входит в том числе, обеспечение гражданской обороны на территории Советского городского округа Ставропольского края. Причины не внесения изменений в план гражданской обороны Советского муниципального района, в связи с его реорганизацией в Советский городской округ ему не известны, по причине его недавнего назначения на должность, так же ему неизвестны причины не внесения поправок в план гражданской обороны, в связи с тем, что он недавно вступил в настоящую должность. Кроме того, указал, что им не принимались меры по изменению плана гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края, в связи с тем, что в этом году планировалась разработка нового плана. Вместе с тем в настоящее время заключен контракт с ИП ФИО по разработке и согласованию нового плана гражданской обороны Советского городского округа Ставропольского края.
В качестве доказательств позиции административного ответчика в части частичного выполнения требований прокуратуры района, указанных в настоящем административном иске, суд учитывает:
- муниципальный контракт № от 07.10.2020 на оказание услуг по разработке плана гражданской обороны и защиты населения Советского городского округа Ставропольского края и провести методическое сопровождение процедуры согласования.
Описанные документы дают суду основания полагать, что административные исковые требования законны, обоснованы, т.к. в судебном заседании нашли подтверждения доводы о том, что ответчиком в не полном объеме принимаются меры по переработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и плана гражданской обороны и защиты населения.
Вместе с тем, учитывая, что решение по настоящему спору судом постановлено 09.12.2020, не исключена возможность его обжалования сторонами, то следовательно, срок, предлагаемый истцом до 01.02.2021 года для устранения вышеописанных нарушений явно будет недостаточен для ответчика. С учетом выполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" суд полагает необходимым определить ответчику срок до 01 апреля 2021 года для переработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и плана гражданской обороны и защиты населения Советского городского округа Ставропольского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Решил:
исковые требования заместителя прокурора Советского района Ставропольского края <данные изъяты> к администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по переработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и плана гражданской обороны и защиты населения, и об обязании исполнить определенные действия – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Советского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по переработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и плана гражданской обороны и защиты населения Советского городского округа Ставропольского края.
Обязать администрацию Советского городского округа Ставропольского края в срок до 01 апреля 2021 года переработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и в срок до 01 февраля 2021 переработать план гражданской обороны и защиты населения Советского городского округа Ставропольского края.
В удовлетворении исковых требований об обязании администрации Советского городского округа Ставропольского края в срок до 01.02.2021 переработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера -отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 декабря 2020 года.
Судья: И.Н. Казанаева